О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 июня 2020 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
Председательствующего Щеголевой М.Э.,
судей: Исаченко М.В., Палатовой Т.В.
при секретаре Семеновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Мазановского района, ООО «АмурЭнергоСтрой», отделу по управлению муниципальной собственностью администрации Мазановского района, Мазановскому унитарному муниципальному предприятию «Транспортное» об обязании оборудовать котельные системой водоподготовки и обеспечить организацию водно-химического режима работы оборудования
по апелляционной жалобе администрации Мазановского района на решение Мазановского районного суда Амурской области от 11 марта 2020 года.
Заслушав дело по докладу судьи Исаченко М.В., выслушав объяснения прокурора, судебная коллегия
установила:
В судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда на апелляционное рассмотрение поступило гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Мазановского района на решение Мазановского районного суда Амурской области от 11 марта 2020 года.
Согласно материалам дела, прокурор Мазановского района Амурской области обратился с исковым заявлением в Мазановский районный суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Мазановского района, ООО «АмурЭнергоСтрой», отделу по управлению муниципальной собственностью администрации Мазановского района, Мазановскому унитарному муниципальному предприятию «Транспортное» об обязании оборудовать котельные системой водоподготовки и обеспечить организацию водно-химического режима работы оборудования, указав в обоснование требований, что прокуратурой Мазановского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов к предстоящему отопительному периоду 2019-2020 г.г. Установлено, что котельные, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию - Мазановский район. Отделом по управлению муниципальной собственности администрации Мазановского района с ООО «АмурЭнергоСтрой» 02.08.2016 года заключены концессионные соглашения № 1, 3, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 14, согласно которых последнему переданы объекты теплоснабжения, в том числе котельные, расположенные по адресу: <адрес>, и котельное оборудование. Указанные котельные обеспечивают услугами по теплоснабжению социальные объекты, в том числе муниципальные образовательные учреждения (школы и детские сады). На основании п. 1 раздела 1 концессионных соглашений ООО «АмурЭнергоСтрой» обязуется за свой счет проводить капитальный и текущий ремонт имущества, реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 Соглашений. В приложении 2 к Соглашению предусмотрен перечень реконструируемых объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения, и перечень мероприятий по реконструкции объекта концессионного соглашения. Однако в концессионных соглашениях на ООО «АмурЭнергоСтрой» не возложена обязанность по организации водно-химического режима на указанных котельных.
Котельная, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - Мазановский район. Установлено, что на основании распоряжения администрации Мазановского района от 26.09.2016 года № 563-р указанная котельная органом местного самоуправления передана на праве хозяйственного ведения МУМП «Транспортное». Данная котельная обеспечивает услугами по теплоснабжению многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>. Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что вопреки требованиям законодательства о теплоснабжении на указанных котельных водно-химический режим отсутствует. Таким образом, обеспечение исполнения законодательства в сфере теплоснабжения в части организации водно-химического режима на котельных возложена на собственника имущества - муниципальное образование Мазановский район.
В октябре 2019 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора по Амурской области проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019 - 2020 г.г. муниципального образования Мазановский район, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие на указанных котельных водно-химического режима. Таким образом, в 2019 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию Мазановский район паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного водно-химического режима. Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества. Просил суд обязать администрацию Мазановского района Амурской области оборудовать котельные, расположенные по адресу: <адрес>, системой водоподготовки и обеспечить организацию водно-химического режима работы оборудования в срок до 01.09.2020 года.
Определением Мазановского районного суда Амурской области от 07 февраля 2020 указанное исковое заявление принято к производству суда в порядке гражданского судопроизводства (ГПК РФ).
Решением Мазановского районного суда Амурской области от 11 марта 2020 года исковые требования прокурора Мазановского района Амурской области к администрации Мазановского района Амурской области, ООО «АмурЭнергоСтрой», отделу по управлению муниципальной собственностью администрации Мазановского района Амурской области, Мазановскому унитарному муниципальному предприятию «Транспортное» удовлетворены частично. Постановлено возложить обязанность на администрацию Мазановского района Амурской области в срок до 01 сентября 2020 года оборудовать котельные, расположенные по адресу: <адрес>, системой водоподготовки, обеспечить организацию водно-химического режима работы оборудования в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 12.1 - 12.22 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.
В исковых требованиях прокурора Мазановского района к ООО «АмурЭнергоСтрой», отделу по управлению муниципальной собственностью администрации Мазановского района амурской области, Мазановскому унитарному муниципальному предприятию «Транспортное» отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации Мазановского района просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с неправильным определением обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Повторяет правовую позицию, изложенную при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции. Настаивает на том, что администрация Мазановского района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку правами владения и пользования спорными котельными, оборудованием, установленным на данных котельных и тепловыми сетями обладает ООО «АмурЭнергоСтрой», то есть является теплоснабжающей организацией, которая обязана обеспечивать тепловые сети в соответствии с требованиями законодательства по их нормативному содержанию.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Мазановского района указал на законность постановленного решения суда.
Конституцией Российской Федерации гарантировано каждому судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46); никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47).
При этом из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из положений Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу статьи 218 названного Кодекса гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных служащих если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1); не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном данным Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (часть 6).
В силу пункта 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Учитывая, что заявленные прокурором Мазановского района Амурской области требования направлены на возложение обязанности на орган местного самоуправления, реализующий публично-властные полномочия, то эти требования подлежали рассмотрению судом по правилам административного судопроизводства.
В силу ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ, суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Руководствуясь ст.ст.33.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Перейти к рассмотрению апелляционной жалобы администрации Мазановского района на решение Мазановского районного суда Амурской области от 11 марта 2020 года по правилам административного судопроизводства, передав настоящее административное дело в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда.
Определение обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Судьи:
1версия для печатиДело № 33АП-1752/2020 (Определение)