ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 36О0000-01-2023-000373-60 от 17.08.2023 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-558/2023

УИД № 36OS0000-01-2023-000373-60

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2023 года Воронежский областной суд в составе

председательствующего Курындиной Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой А.С.,

с участием представителя административного ответчика – Ведерниковой Н.А., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

прокурора отдела прокуратуры Воронежской области – Бескакотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бялой Елены Викторовны к департаменту социальной защиты Воронежской области об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Бялая Е.В. обратилась в Воронежский областной суд с административном иском к департаменту социальной защиты Воронежской области, в котором с учетом уточнения требований просит признать недействующем в Приказе департамента социальной защиты Воронежской области от 14.12.2020 № 67/н «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального и областного бюджетов в 2021 - 2024 годах» (вместе с «Перечнем мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального и областного бюджетов в 2021 - 2024 годах», «Порядком проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального и областного бюджетов в 2021 - 2024 годах») абзаца 10 раздела «Оказание ГСП на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе применяя специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» - ГСП на предпринимательство не предоставляется в случае, если гражданин или член его семьи зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства), в том числе применяя специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», на дату подачи заявления на выплату ГСП на предпринимательство.

В обоснование заявленных требований указав, что 17.04.2023 административным истцом подано заявление на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности.

02.05.2023 решением КУВО «Управление социальной защиты населения Верхнехавского района» Бялой Е.В. отказано в назначении социального пособия по тем основаниям, что она применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Административный истец полагает, что оспариваемый абзац 10 противоречит статьям 15, 55 Конституции Российской Федерации, статье 7 Федерального Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральному Закону от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральному Закону от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», другим Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Закону от 17.07.1999 № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи», Закону Воронежской области от 25.06.2012 № 98-ОЗ «О государственной социальной помощи в Воронежской области», Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», которые не ограничивают физическое лицо, которое применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (т. 1 л.д. 7, 183-184).

Судебное заседание было назначено на 16 час. 10.08.2023, затем объявлен перерыв до 16 час. 17.08.2023.

Административный истец Бялая Е.В. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чем имеется заявление (т. 2 л.д. 11).

Представитель административного ответчика – Ведерникова Н.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (т. 1 л.д. 237, 238), против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (т. 1 л.д. 57-58, 114-115, 185-189).

Заинтересованное лицо – КУВО «УСЗН Верхнехавского района» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, согласно поступившему заявлению просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (т. 1 л.д. 241).

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Бескокотовой А.В., полагавшей, что в связи с утратой силы оспариваемой нормы производство по делу подлежит прекращению, суд приходит к следующему.

Установлено и подтверждается материалами дела, что 17.04.2023 Бялая Е.В. обратилась в КУВО «Управление социальной защиты населения Верхнехавского района» с заявлением на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности (т. 1 л.д. 156-157).

02.05.2023 решением № 159 КУВО «Управление социальной защиты населения Верхнехавского района Воронежской области» Бялой Е.В. отказано в назначении МСП «Единовременное социальное пособие на основании социального контракта» по тем основаниям, что она зарегистрирована в качестве самозанятой, применяя специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (т. 1 л.д. 164, 158).

Согласно преамбуле Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В абзаце втором статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено, что государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 3 поименованного закона определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными этим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Таким образом, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в то время как определение круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесено федеральным законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Отношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, регулируются Законом Воронежской области от 25.06.2012 № 98-ОЗ «О государственной социальной помощи в Воронежской области», статьей 3 которого к получателям государственной социальной помощи относятся, в том числе малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане независимо от причин, по которым их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Воронежской области.

Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 14.12.2020 № 67/н «Об организации работы по реализации мероприятий направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального и областного бюджетов в 2021 – 2025 годах» утвержден Перечень мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального и областного бюджетов в 2021 - 202 годах (далее - Перечень), а также Порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального и областного бюджетов в 2021 - 2025 годах (далее – Порядок).

Согласно абзаца 10 раздела «Оказание ГСП на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе применяя специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» Порядка - ГСП на предпринимательство не предоставляется в случае, если гражданин или член его семьи зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства), в том числе применяя специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», на дату подачи заявления на выплату ГСП на предпринимательство.

При рассмотрении дела судом установлено, что департаментом социальной защиты Воронежской области 10.07.2023 издан приказ № 37/н «О внесении изменений в приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 14.12.2020 № 67/н», согласно пункту 1.5.5.3 которого - абзац десятый признан утратившим силу.

Приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 10.07.2023 № 37/н «О внесении изменений в приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 14.12.2020 № 67/н» зарегистрирован в установленном порядке правовым управлением Правительства Воронежской области в Регистре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области 31.07.2023 с присвоением регистрационного номера № 840, 01.08.2023 официально опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvm.ru) номер опубликования

В силу положений статьи 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-О3 «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» нормативный правовой акт Воронежской области вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если самим нормативным правовым актом Воронежской области не установлен другой порядок вступления его в силу.

Указанный приказ департамента вступил в силу 12.08.2023.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в главе 21 «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть действующие нормативные правовые акты, которые нарушают права, свободы и законные интересы обратившегося лица.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50) разъяснил, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).

Обращаясь в суд, административный истец в обоснование нарушения своих прав указала, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает её право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе применяя специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» как лица, у которого среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Воронежской области.

Вместе с тем, судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 КАС РФ). Истец вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ не обосновала, каким образом со стороны административного ответчика нарушаются её права, свободы и законные интересы, в том числе право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе применяя специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в настоящее время.

Оспариваемая Бялой Е.В. норма исключена из системы правового регулирования, не является действующей ввиду принятия изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, сама по себе, основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц не влечет, в связи с чем не может быть предметом судебной проверки.

По смыслу положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, проверка судом законности нормативных правовых актов и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав административного истца в порядке абстрактного нормоконтроля не может быть осуществлена.

При таких обстоятельствах суд считает, что производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Бялой Елены Викторовны к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании недействующим в Приказе Департамента социальной защиты Воронежской области от 14.12.2020 № 67/н «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального и областного бюджетов в 2021 - 2025 годах» абзаца 10 раздела «Оказание ГСП на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе применяя специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»» - ГСП на предпринимательство не предоставляется в случае, если гражданин или член его семьи зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства), в том числе применяя специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», на дату подачи заявления на выплату ГСП на предпринимательство.

На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья Е.Ю. Курындина

Определение в окончательной форме принято 25.08.2023.