ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-101/2021 от 30.06.2021 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-101/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владимир 30 июня 2021 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре Кротковой Ю.В.,

с участием прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Владимирской области Потапкова Г.А., представителей административных истцов Трифонова С.В. и Патрусова Д.А. - по доверенностям Веселовского А.В., административного ответчика Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области - по доверенности Никитиной Т.В., заинтересованного лица администрации Камешковского района Владимирской области - по доверенности Воробьевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Трифонова Сергея Владимировича и Патрусова Дмитрия Александровича о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 8,9,10,13,14 пункта 3, подпунктов 9,16 пункта 5, подпункта 14 пункта 5, в той мере, в которой данной нормой устанавливается обязанность предоставить в конкурсную комиссию справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования одновременно с другими документами в течение 19 дней после опубликования решения о проведении конкурса Приложения № 2 «Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района» к решению Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 27 июля 2020 года № 667 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района»,

УСТАНОВИЛ:

27 июля 2020 года Советом народных депутатов Камешковского района Владимирской области принято решение № 667 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района» (далее также - Решение № 667). Решение опубликовано в районной газете «Знамя» № 49 (7992) от 31 июля 2020 года.

Пунктом 1 Решения № 667 объявлен конкурс на замещение должности главы администрации Камешковского района, пунктом 2 - назначены дата, время и место проведения этого конкурса, в том числе первого этапа - 21 августа 2020 года, в 14.00 часов, по адресу: город Камешково, улица Свердлова, дом 10, кабинет № 42, второго этапа - 24 августа 2020 года, в 09.00, часов по адресу: город Камешково, улица Свердлова, дом 10, кабинет № 42. Пунктом 3 Решения № 667 определены: период приёма документов, подаваемых в конкурсную комиссию для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации Камешковского района - с 31 июля 2020 года по 19 августа 2020 года включительно, с понедельника по пятницу, с 8.00 до 12.00 (подпункт 3.1) и место приёма этих документов (подпункт 3.2). В соответствии с пунктом 4 Решения № 667 администрации Камешковского района предписано разместить объявление о конкурсе на Федеральном портале управленческих кадров. В силу пункта 5 названного Решения в районной газете «Знамя» от 31 июля 2020 года подлежит публикации проект контракта с главой администрации Камешковского района и объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района согласно приложениям № 1 и № 2 к данному Решению.

Приложением № 1 к Решению № 667 является «Проект контракта с главой администрации Камешковского района», Приложением к названному проекту контракта - «Должностная инструкция главы администрации Камешковского района», а Приложением № 2 к Решению № 667 - «Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района» (далее также - Приложение № 2).

В частности пунктом 3, состоящим из 16 абзацев, Приложения № 2 к Решению № 667 предусмотрено, что участники конкурса должны иметь следующие навыки (абзац 1):

-по организации личного труда и планированию рабочего времени (абзац 2);

-владение оргтехникой и средствами коммуникации (абзац 3);

-владение современными средствами, методами и технологиями работы с информацией и документами (абзац 4);

-владение официально - деловым стилем современного русского языка (абзац 5);

-по охране труда (абзац 6);

-организационно-распорядительной деятельности, планирования, взаимодействия, координации и контроля деятельности (абзац 7);

-системного подхода в решении поставленных задач (абзац 8);

-принятия управленческих решений и контроля их выполнения (абзац 9);

-прогнозирования последствий принимаемых решений (абзац 10);

-анализа и обобщения информации, представления его результатов (абзац 11);

-проведения семинаров, совещаний, публичных выступлений по актуальным проблемам служебной деятельности (абзац 12);

-выстраивания межличностных отношений и мотивации поведения подчинённых служащих, формирования эффективного взаимодействия в коллективе (абзац 13);

-руководства подчинёнными служащими, заключающегося в умении определять перспективные и текущие цели и задачи деятельности подразделения; распределять обязанности между муниципальными служащими; принимать конструктивные решения и нести ответственность за их реализацию; оптимально использовать потенциальные возможности подчинённых служащих, технические возможности и ресурсы для обеспечения эффективности и результативности служебной деятельности (абзац 14);

-служебного взаимодействия с органами государственной власти области и органами местного самоуправления (абзац 15);

-другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей (абзац 16).

Пунктом 5 Приложения № 2 к Решению № 667 установлен перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, среди которых:

-медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение) по форме 086/у, утверждённой приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н (подпункт 9 пункта 5);

-справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (подпункт 14 пункта 5);

-программа (концепция) эффективного управления муниципальным образованием Камешковский район в произвольной форме объёмом не более 5 страниц машинописного текста (подпункт 16 пункта 5).

Трифонов С.В. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия пункт 3, в части абзацев 2,4,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16, подпункты 9, 16 пункта 5, подпункт 14 пункта 5, в той мере, в которой данной нормой установлена обязанность представить справку об отсутствии (наличии) судимости одновременно с другими документами, установленными пунктом 5, в течение 24 дней, пока проходит конкурс, Приложения № 2 к Решению № 667.

Требования мотивированы тем, что определённые в абзацах 2,4,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 пункта 3 Приложения № 2 к Решению № 667 навыки, которыми должны обладать претенденты - участники конкурса, не могут быть подтверждены какими-либо объективными данными, в связи с чем, может возникнуть неопределенность в понимании содержания данного пункта. Предусмотренное подпунктом 9 пункта 5 Приложения № 2 к Решению № 667 требование о предоставлении медицинской справки по форме 086/у, утверждённой приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н, противоречит федеральному законодательству, так как такая форма справки требуется для подтверждения пригодности по состоянию здоровья для обучения в вузе, а при поступлении на государственную гражданскую службу или муниципальную службу требуется справка по форме 001-гс/у. Предоставление справки о наличии (отсутствии) судимости, предусмотренной подпунктом 14 пункта 5, наряду с другими документами в течение 24 дней после публикации объявления о конкурсе, не соответствует пунктам 10, 11, 82 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 сентября 2019 года № 660, поскольку срок предоставления такой государственной услуги составляет 30 дней и более. Отсутствие конкретных требований в подпункте 16 пункта 5 Приложения № 2 к Решению № 667, которым должна соответствовать программа (концепция), вызывает неоднозначное толкование и неопределенность указанного подпункта.

Патрусов Д.А. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия подпункт 9 пункта 5, подпункт 14 пункта 5, в той мере, в которой данной нормой установлена обязанность представить справку об отсутствии судимости одновременно с другими документами, установленными пунктом 5, в течение 24 дней, пока проходит конкурс, Приложения № 2 к Решению № 667.

В обоснование своих требований Патрусов Д.А. ссылался на те же доводы, что и Трифонов С.В. в указанной части заявленных требований.

После принятия указанных административных исковых заявлений к производству Владимирского областного суда Трифонов С.В. и Патрусов Д.А. уточнили заявленные требования, просили признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 8,9,10,13,14 пункта 3, подпункты 9,16 пункта 5, подпункт 14 пункта 5, в той мере, в которой данной нормой устанавливается обязанность предоставить в конкурсную комиссию справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования одновременно с другими документами в течение 19 дней после опубликования решения о проведении конкурса Приложения № 2 к Решению 667.

Определением суда от 23 июня 2021 года административные дела по названным административным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Определением Владимирского областного суда от 30 июня 2021 года производство по настоящему административному делу в части требований Трифонова С.В. о признания недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацев 2,4,7,11,12,15,16 пункта 3, содержащихся в Приложении № 2 к Решению № 667, прекращено в связи принятием судом отказа административного истца Трифонова С.В., в лице представителя по доверенности Веселовского А.В., от административного искового заявления в указанной части.

Административные истцы Трифонов С.В. и Патрусов Д.А., не имеющие высшего юридического образования, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, направили для участия в судебном заседании своего представителя по доверенностям Веселовского А.В., имеющего высшее юридическое образование.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям Веселовский А.В. поддержал заявленные требования с учётом уточнений, по изложенным в уточнённых административных исковых заявлениях основаниям.

Административный ответчик Совет народных депутатов Камешковского района Владимирской области и заинтересованное лицо администрация Камешковского района Владимирской области в представленных в суд письменных возражениях (т.1,л.д.78-83,162-167,201-207,т.2,л.д.86-95,187-194) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании представителями по доверенностям Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области - Никитиной Т.В. и администрации Камешковского района Владимирской области - Воробьевой Е.В., не согласились с заявленными требованиями, указывая, что оспариваемые положения Приложения № 2 к Решению № 667 приняты в соответствии с законодательством, имеющим большую юридическую силу, не содержат признаков неясности и неоднозначности, само Решение № 667, в том числе оспариваемое в части Приложение № 2 не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм, рассчитанных на неоднократное применение, утратило свою актуальность после проведения процедуры конкурса, который состоялся, глава администрации Камешковского района назначен по его результатам решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 24 августа 2020 года № 682.

Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица Веселовского А.В., Никитиной Т.В., Воробьевой Е.В. соответственно, заключение прокурора Потапкова Г.А., полагавшего, что административное дело подлежит прекращению, исследовав и оценив материалы административного дела в их совокупности, областной суд находит, что имеются основания для прекращения производства по настоящему административному делу.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учётом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации определил нормативный правовой акт, как акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановление от 31 марта 2015 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть»).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Статьёй 37 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2); условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 3); порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса (часть 5).

Частью 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Аналогичные положения закреплены и в Уставе Камешковского района Владимирской области, утверждённом решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области 25 июня 2010 года № 647.

Так согласно статье 44 названного Устава главой администрации Камешковского района является лицо, назначаемое Советом на должность главы администрации по контракту, порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации района устанавливается Советом. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекты контракта не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса. Лицо назначается на должность главы администрации района Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Положением о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района, утверждённым решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 27 апреля 2011 года № 21, предусмотрено, что о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района принимается решение Совета, в котором указываются: сведения о дате, времени и месте проведения конкурса; условия проведения конкурса; сведения о проекте контракта; место (адрес), срок представления и перечень документов, необходимых для участия в конкурсе; форма проведения конкурса; контактная информация (пункт 4.1); решение о проведении конкурса публикуется не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса в районной газете «Знамя» (пункт 4.2).

Во исполнение предоставленных полномочий Советом народных депутатов Камешковского района Владимирской области и принято Решение № 667,содержащее, в том числе Приложение № 2, отдельные положения которого, упомянутые выше, оспариваются административными истцами.

Поскольку Решением № 667 не только объявлен конкурс на замещение должности главы администрации Камешковского района, определены дата, время и место его проведения, период и место приёма документов конкурсной комиссией, порядок обнародования названных сведений, но и утверждено, в том числе Приложение № 2 - «Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района», которое предписывает в конкретный временной период, определённые требования, как к участникам конкурса, так и к совершению ими конкретных правил поведения, заключающихся, в том числе в предоставлении необходимого перечня документов, также отвечающих определённым требованиям, областной суд, проанализировав содержание оспариваемого в части Решения № 667, приходит к выводу, что оно отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

В соответствии с частью 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из абзаца 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

В силу абзацев 1 и 8 пункта 19 этого же постановления судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.

Кроме того, в разъяснениях, приведённых в пункте 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Как видно из материалов настоящего административного дела, оспариваемое в части Решение № 667, том числе и Приложение № 2 к нему, на момент подачи Трифоновым С.А. и Патрусовым Д.А. в суд посредством почтовой связи датированных 31 октября 2020 года административных исковых заявлений о признании указанного Приложения № 2 не действующим в части с даты принятия, которые поступили в областной суд 6 ноября и 5 ноября 2020 года соответственно (т.1,л.д.2-6,27-26, т.2, д.д.2-5,26,27), уже являлось недействующим, поскольку принималось на определённый период, в данном случае на период со дня объявления конкурса, приёма документов и проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района, состоящего из двух этапов, второй этап которого закончился 24 августа 2020 года, с направлением в этот же день решения конкурсной комиссии № 3 от 24 августа 2020 года о внесении кандидатур на рассмотрение Совета народных депутатов Камешковского района, который своим решением от 24 августа 2020 года № 682 назначил с 25 августа 2020 года на должность главы администрации Камешковского района Курганского А.З. (т.1, л.д.124-136,152,153,224,т.2,л.д.200-204).

Более того, судом доподлинно установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что ни Трифонов С.А., ни Патрусов Д.А. участия в вышеназванном конкурсе не принимали. Трифонов С.А. вообще не подавал документы для участия в этом конкурсе, а Патрусов Д.А. пропустил срок подачи этих документов, и этому обстоятельству дана надлежащая правовая оценка в решении Ленинского районного суда города Владимира от 14 октября 2020 года, вступившим в законную силу, которым Патрусову Д.А. отказано в удовлетворении административного иска к Совету народных депутатов Камешковского района, конкурсной комиссии для проведения конкурса по замещению должности главы администрации Камешковского района о признании действий незаконными, отмене результатов голосования и решения Совета народных депутатов Камешковского района от 24 августа 2020 года № 682 (т.1, л.д.235-239).

При таком положении, на момент обращения Трифонова С.А. и Патрусова Д.А. во Владимирский областной суд с упомянутыми выше административными исковыми заявлениями оспариваемое в части Решение № 667, в том числе и Приложение № 2 к нему, было исключено из системы правового регулирования, касающегося порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района.

Исходя из положений статей 208,213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на период оспаривания его в суде является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

Таким образом, областной суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в части Решение № 667, в том числе и Приложение № 2 к нему,

не может быть проверено в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому производство по настоящему административному делу подлежит прекращению, поскольку указанное Решение № 667, в том числе и Приложение № 2 к нему, на момент подачи заявителями административных исков, рассмотрения и разрешения данного административного дела являлось недействующим, и на день обращения с административными исками Трифонова С.В. и Патрусова Д.А. по настоящему административному делу не затрагивало, а соответственно и не нарушало их права, свободы и законные интересы. Более того, оспариваемые положения не применялись к административным истцам, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов.

Административными истцами, каждым, уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит возврату согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194,195,198,199,214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство по административному делу по административным исковым заявлениям Трифонова Сергея Владимировича и Патрусова Дмитрия Александровича о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 8,9,10,13,14 пункта 3, подпунктов 9,16 пункта 5, подпункта 14 пункта 5, в той мере, в которой данной нормой устанавливается обязанность предоставить в конкурсную комиссию справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования одновременно с другими документами в течение 19 дней после опубликования решения о проведении конкурса Приложения № 2 «Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района» к решению Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 27 июля 2020 года № 667 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района», прекратить.

Возвратить Трифонову Сергею Владимировичу уплаченную при подаче им административного искового заявления государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей согласно чеку по операции Сбербанк онлайн от 29 октября 2020 года.

Возвратить Патрусову Дмитрию Александровичу уплаченную при подаче им административного искового заявления государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей согласно чеку-ордеру от 31 октября 2020 года.

На определение могут быть поданы частная жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение пятнадцати дней со дня его приятия в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов