ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-115/2016 от 15.09.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-115/2016

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Брянск 15 сентября 2016 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Катасоновой С.В.,

с участием прокурора Николаевой С.Н.,

при секретаре Сонькиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зубаревой ФИО7 о признании недействующим постановления администрации Брянской области от 19 ноября 2007 года № 924 «Об утверждении типовой формы должностных Регламентов государственных гражданских служащих Брянской области, замещающих должности государственной гражданской службы Брянской области в исполнительных органах государственной власти Брянской области»,

УСТАНОВИЛ:

Зубарева К.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации Брянской области от 19 ноября 2007 года № 924 «Об утверждении типовой формы должностных Регламентов государственных гражданских служащих Брянской области, замещающих должности государственной гражданской службы Брянской области в исполнительных органах государственной власти Брянской области», мотивируя требования тем, что оспариваемое постановление противоречит нормам федерального законодательства, поскольку принято с нарушением порядка опубликования нормативных правовых актов, а также в нарушение п.2 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) утвержденные постановлением формы должностным регламентов не содержат обязательного раздела о должностных обязанностях гражданского служащего, в нарушение ч.5 ст. 47 Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ постановление принято неуполномоченным органом, в отсутствие установленной компетенции по управлению государственной службой.

Считает, что данным постановлением нарушено ее право как гражданского служащего на определенные должностные обязанности, поскольку оспариваемое постановление было применено в отношении нее администрацией Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области при утверждении ее должностного регламента, а также Советским районный суд г. Брянска при вынесении решения по гражданскому делу № 2-88 (2016) по иску Зубаревой К.В. к Губернатору Брянской области и Правительству Брянской области о восстановлении на работе.

Просит признать оспариваемое Постановление не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации и не действующим со дня его принятия.

В судебном заседании административный истец Зубарева К.В. требования административного иска поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Правительства Брянской области Корнюшина Н.А. заявленные требования не признала, полагает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется. Просила производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым постановлением ее прав, свобод и законных интересов.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Николаевой Н.С., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного иска Зубаревой К.В. не имеется, а производство по делу иску подлежит прекращению в виду отсутствия нарушения прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Конституция Российской Федерации, закрепляет обязательный характер правовых норм, содержащихся в законах и основанных на них правовых актах органов исполнительной власти, не определяет правовой нормы и нормативного правового акта.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется в соответствии со статьей 5 Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации Брянской области от 19 ноября 2007 года № 924 «Об утверждении типовой формы должностных Регламентов государственных гражданских служащих Брянской области, замещающих должности государственной гражданской службы Брянской области в исполнительных органах государственной власти Брянской области», утверждена типовая форма прилагаемых должностных регламентов государственных гражданских служащих Брянской области, замещающих должности государственной гражданской службы Брянской области в исполнительных органах государственной власти Брянской области категорий «руководители», «помощники (советники)», «Специалисты», «обеспечивающие специалисты».

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года N 92-З «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области» Правительство Брянской области является правопреемником администрации Брянской области.

В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ) для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

Таким образом, орган по управлению государственной службы - это государственный орган по управлению государственной службы.

На момент принятия постановления Администрации Брянской области от 19 ноября 2007 № 924 перечень исполнительных органов государственной власти Брянской области был утвержден постановлением Администрации Брянской области от 09 января 2004 года № 6 «О перечне исполнительных органов государственной власти Брянской области».

Высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области, постоянно действующим органом государственной власти Брянской области и возглавляющим систему органов исполнительной власти Брянской области, в соответствии с Уставом Брянской области от 26 января 1996 года № 7-З (принят Брянской областной Думой 26 января 1996 года) - являлась Администрация Брянской области.

Пунктом 4 статьи 57 Устава Брянской области от 26 января 1996 года №7-3 (в редакции от 07 ноября 2007 года) установлено, что для обеспечения деятельности администрации области и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти области решений, принятых администрацией области, образуется аппарат администрации области.

Постановлением Администрации Брянской области №107 от 22 февраля 2007 года утверждено Положение об аппарате администрации Брянской области. Согласно пункту 5.4 Положения структурные подразделения аппарата администрации Брянской области осуществляют свои функции в соответствии с вышеуказанным Положением и положениями о соответствующих структурных подразделениях.

В целях оптимизации работы по вопросам государственной гражданской службы и кадров Постановлением Администрации Брянской области от 30 декабря 2005 года №741 в структуре аппарата администрации Брянской области создано управление по вопросам государственной службы и кадров администрации Брянской области.

Исходя из положений указанных выше правовых норм, и учитывая, что вопросы государственной службы и кадров выполняло структурное подразделение аппарата управления Администрации Брянской области, суд приходит к выводу, что постановление от 19 ноября 2007 года № 924 «Об утверждении типовой формы должностных Регламентов государственных гражданских служащих Брянской области, замещающих должности государственной гражданской службы Брянской области в исполнительных органах государственной власти Брянской области» принято уполномоченным органом - Администрацией Брянской области.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как следует из текста постановления Администрации Брянской области от 19 ноября 2007 года № 924, указанный правовой акт принят в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и им утверждены типовые формы прилагаемых должностных регламентов государственных гражданских служащих Брянской области, замещающих должности государственной гражданской службы Брянской области в исполнительных органах государственной власти Брянской области категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты», «обеспечивающие специалисты».

При этом, примерные должностные регламенты утвержденные оспариваемым постановлением содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитана на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений связанных с прохождением государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Брянской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление обладает вышеприведенными признаками нормативного правового акта, а доводы представителя административного ответчика в этой части являются несостоятельными.

Часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации регламентирует, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Административным истцом в обоснование доводов иска, заявлено о том, что оспариваемое постановление в установленном порядке опубликовано не было, данное обстоятельство не оспаривается административным ответчиком, доказательств, подтверждающих опубликование оспариваемого постановления, не представлено.

Проверив доводы административного истца о нарушении оспариваемым постановлением Администрации Брянской области ее прав, свобод и законных интересов, суд находит подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Зубарева К.В. состояла на государственной гражданской службе Брянской области и замещала должность заместителя начальника управления региональной безопасности администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области – начальника отдела правовой экспертизы и судебной защиты с 21 июня 2013 года по 18 декабря 2015 года (Приказ № 597 –пр от 18 декабря 2015 года об увольнении Зубаревой К.В.).

Должностные обязанности истца регламентировались должностным регламентом гражданского служащего Зубаревой К.В., утвержденным приказом администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 21 июня 2013 года № 198-пр «О назначении Зубаревой К.В.» (представителем нанимателя), в котором определены индивидуальные особенности правового положения конкретного государственного гражданского служащего, замещающего высшую должность государственной гражданской службы Брянской области категории «руководители» заместителя начальника управления региональной безопасности – начальника отдела правовой экспертизы и судебной защиты администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Брянска от 18 марта 2016 года по гражданскому делу исковые требования Зубаревой К.В. к администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области о признании незаконными освобождения от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Брянской области, приказа администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 18 декабря 2015 года № 597-пр «Об увольнении Зубаревой К.В.», восстановлении на государственной гражданской службе Брянской области в должности заместителя начальника управления региональной безопасности – начальника отдела правовой экспертизы и судебной защиты администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области с 19 декабря 2015 года оставлены без удовлетворения.

Оснований для вывода о том, что положения оспариваемого нормативного правового акта явились основанием для ее увольнения с занимаемой должности государственного гражданского служащего, в данном случае, у суда не имеется, поскольку из решения Советского районного суда г. Брянска от 18 марта 2016 года по гражданскому делу следует, что основанием расторжения служебного контракта с истцом явились материалы служебной проверки и нарушение гражданским служащим своих должностных обязанностей, повлекших за собой нарушение п.6 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемым нормативным правовым актом права, свободы и законные интересы Зубаревой К.В. не нарушены.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 января 2016 г. № 109-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. Установление же наличия предусмотренных законом оснований для принятия административного искового заявления составляет прерогативу судов общей юрисдикции.

На основании изложенного, исходя из положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которой по административным делам по делам об оспаривании нормативных правовых актов истцы обязаны: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения, учитывая, что ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного разбирательства по настоящему делу Зубаревой К.В. не представлено объективных доказательств нарушения ее прав и законных интересов оспариваемым постановлением, суд приходит к выводу о прекращении производства по настоящему административному делу в соответствии с требованиями части 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 194, статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Зубаревой ФИО8 о признании недействующим постановления администрации Брянской области от 19 ноября 2007 года № 924 «Об утверждении типовой формы должностных Регламентов государственных гражданских служащих Брянской области, замещающих должности государственной гражданской службы Брянской области в исполнительных органах государственной власти Брянской области» - прекратить.

Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения.

Судья Брянского областного суда С.В. Катасонова