ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья Верховного суда Республики Бурятия Тубденова Ж.В.,
при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению АО «Улан-Удэ Энерго» о признании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 июня 2016 г. №1/13 «О единых /котловых/ тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» в редакции приказа от 12 августа 2016 г. №1/17 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 июня 2016 г. №1/13 «О единых /котловых/ тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» и в редакции приказа №1/23 от 16 сентября 2016 г. «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 12 августа 2016 г. №1/17 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 июня 2016 г. №1/13 «О единых /котловых/ тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» не действующим в части распространения его действия с 1 июля 2016 г.
У С Т А Н О В И Л :
Представитель АО «Улан-Удэ Энерго» ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 июня 2016 г. №1/13 «О единых /котловых/ тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» /далее – приказ РСТ РБ №1/13/ в редакции приказа от 12 августа 2016 г. №1/17 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 июня 2016 г. №1/13 «О единых /котловых/ тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» /далее – приказ РСТ РБ №1/17/ и в редакции приказа №1/23 от 16 сентября 2016 г. «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 12 августа 2016 г. №1/17 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 июня 2016 г. №1/13 «О единых /котловых/ тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» /далее – приказ РСТ РБ №1/23/ не действующим в части распространения его действия с 1 июля 2016 г.
В обоснование требования указывает, что приказом РСТ РБ №1/13, официально опубликованным на Интернет-портале Правительства Республики Бурятия 30.06.2016 г., установлены единые /котловые/ тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 1-ое и 2-ое полугодия 2016 года. Приказом РСТ РБ №1/17 от 12.08.2016 г., официально опубликованным 16.08.2016 г., в приказ РСТ РБ №1/13 внесены изменения в сторону уменьшения ранее установленных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия. Приказ РСТ РБ №1/17 вступил в силу 16.08.2016 года. Приказом РСТ РБ №1/23 от 16.09.2016 г. внесены изменения в приказ РСТ РБ №1/17 от 12.08.2016 г., в соответствии с которыми тарифы, установленные на 2-ое полугодие 2016 года, применяются с 01.07.2016 года. По мнению представителя административного истца, порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не соответствует п.п.31, 32 Правил государственного регулирования /пересмотра, применения/ цен /тарифов/ в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен /тарифов/ в электроэнергетике». Применение единого /котлового/ тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия с 01.07.2016 г. незаконно, поскольку решение об установлении цен /тарифов/ и /или/ их предельных уровней обратной силы не имеет. Приказ в оспариваемой части нарушает права АО «Улан-Удэ Энерго», которым недополучены доходы по единому котловому тарифу от конечного потребителя г.Улан-Удэ за период с 01.07.2016 г. по 15.08.2016 г. в сумме ... млн. руб. с учетом НДС, при этом необходимая валовая выручка, установленная для общества на 2016 год, не пересматривалась.
В суде первой инстанции представителем РСТ РБ ФИО2 заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, поскольку оспариваемый приказ утратил силу с 31 декабря 2016 года, административным истцом не доказано нарушение прав, свобод и законных интересов при его применении. Представитель административного ответчика пояснила, что уменьшение котловых тарифов с 01.07.2016 г. обусловлено снижением цены покупной электрической энергии в соответствии с договором купли-продажи электрической энергии, заключенным ... между ... и гарантирующим поставщиком на территории Республики Бурятия .... Анализ фактически понесенных в 2016 году затрат АО «Улан-Удэ Энерго», в том числе на покупку потерь электрической энергии, будет произведен РСТ РБ в 2017 году и учтен при определении необходимой валовой выручки и установлении тарифов на очередной период регулирования.
Представитель административного истца ФИО1 считала ходатайство представителя административного истца удовлетворению не подлежащим. Пояснила, что при применении приказа РСТ РБ №1/13 в оспариваемой части нарушены права административного истца. Ввиду разницы между ценой покупки потерь, установленной приказом РСТ РБ №1/17 от 12.08.2016 г. – 0,93 руб., и фактической ценой, оплачиваемой при покупке потерь у гарантирующего поставщика, АО «Улан-Удэ Энерго» недополучило необходимую валовую выручку в сумме ... млн. руб. без НДС, что подтверждается расчетом плановых затрат на компенсацию потерь на 2016 год.
Прокурор Осипова А.М. считала ходатайство представителя административного ответчика подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд считает ходатайство представителя административного ответчика о прекращении производства по делу подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что 30.06.2016 г. на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru опубликован приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30.06.2016 №1/13 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия". В соответствии с пунктом 4 приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31.12.2016 года. Данным приказом РСТ РБ установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия, поставляемой потребителям, на 1-ое и 2-ое полугодия 2016 года.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 12.08.2016 №1/17 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30.06.2016 № 1/13 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" в вышеуказанный приказ внесены изменения. Согласно пунктам 1.1 и 1.2 приказа РСТ РБ №1/17 Приложения №№1 и №2 к приказу РСТ РБ №1/13 изложены в новой редакции. В соответствии с пунктом 2 настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31.12.2016 года. Приказ РСТ РБ №1/17 опубликован 16.08.2016 г. на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 16.09.2016 г. №1/23 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 12.08.2016 №1/17 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30.06.2016 № 1/13 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" внесены изменения в приказ РСТ РБ №1/17. В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Приложения №№1 и 2 к приказу дополнены примечаниями следующего содержания: «тарифы, установленные на 2 полугодие 2016 года, применяются с 01.07.2016." Согласно пункту 2 настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31.12.2016 года. Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 26.09.2016 г.
Пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС установлено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу в связи с истечением срока его действия, установленного по 31.12.2016 года.
Нарушение прав, свобод и законных интересов оспариваемой частью нормативного правового акта административным истцом не доказано.
В административном иске представитель АО «Улан-Удэ Энерго» указывал, что приказ РСТ РБ в оспариваемой части нарушает права АО «Улан-Удэ Энерго» ввиду недополученных доходов по единому котловому тарифу от конечного потребителя г.Улан-Удэ за период с 01.07.2016 г. по 15.08.2016 г. в сумме ... млн. руб. с учетом НДС. В обоснование довода представлен расчет недополученной выручки от АО «...» за июль, август 2016 года. При расчете административный истец исходил из цены покупки потерь на 2–ое полугодие 2016 г. - ... руб., которая была предусмотрена приказом РСТ РБ №1/13 от 30.06.2016 г., и ... руб. – установленной приказом РСТ РБ №1/17 от 12.08.2016 г.
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что ввиду разницы между ценой покупки технологического расхода /потерь/, установленной приказом РСТ РБ №1/17 от 12.08.2016 г., и фактической ценой, оплачиваемой при покупке потерь у гарантирующего поставщика, АО «Улан-Удэ Энерго» причинены прямые убытки в сумме ... млн. руб. без НДС. Снижение необходимой валовой выручки в указанном размере за период с ... по ... подтверждается соответствующим расчетом.
Тем самым, нарушение прав административным истцом доказывается лишь составленным им расчетом. Расчет показывает, что сумма недополученной выручки исчислена административным истцом исходя из разницы между оплатой по цене покупки технологического расхода /потерь/ электрической энергии - ... руб. и ... рублей.
Установлено, что в соответствии с приказом РСТ РБ от 23.12.2014 г. №1/30 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, осуществляющих услуги по передаче электрической энергии, на 2015-2019 годы», необходимая валовая выручка АО «Улан-Удэ Энерго» на 2016 год /без учета оплаты потерь/ определена в размере ... рублей. Между тем, согласно представленным сведениям РСТ РБ, плановая тарифная выручка АО «Улан-Удэ Энерго» в 2016 году по единому /котловому/ тарифу на услуги по передаче электрической энергии составит ... руб.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен /тарифов/ в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Таким образом, обоснован довод представителя административного ответчика о том, что анализ фактически понесенных АО «Улан-Удэ Энерго» в 2016 году затрат, в том числе на покупку потерь электрической энергии, будет произведен РСТ РБ в 2017 году и учтен при определении необходимой валовой выручки и установлении тарифов на очередной период регулирования.
Изложенное свидетельствует о том, что административным истцом не доказано нарушение прав, свобод и законных интересов применением приказа РСТ РБ в оспариваемой части, в том числе, не подтверждено доказательствами неполучение необходимого объема доходов при применении с 01.07.2016 г. при расчетах за услуги тарифов, установленных на 2 полугодие 2016 года.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 214, статье 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по делу по административному иску АО «Улан-Удэ Энерго» о признании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 июня 2016 г. №1/13 «О единых /котловых/ тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» в редакции приказа от 12 августа 2016 г. №1/17 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 июня 2016 г. №1/13 «О единых /котловых/ тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» и в редакции приказа №1/23 от 16 сентября 2016 г. «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 12 августа 2016 г. №1/17 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 июня 2016 г. №1/13 «О единых /котловых/ тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» не действующим в части распространения его действия с 1 июля 2016 г. прекратить.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение 15 дней путем подачи частной жалобы.
Судья Ж.В. Тубденова