ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-1323/20 от 16.07.2020 Московского областного суда (Московская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июля 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Воронцовой А.А.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Михаила Евгеньевича об оспаривании в части решения президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года №99/14 «О границах земель города и сельских населенных пунктов»,

у с т а н о в и л а:

Иванов Михаил Евгеньевич обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Егорьевск Московской области, в котором просит признать недействующими пункты 1 и 2 решения Президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года №99/14 «О границах земель города и сельских населенных пунктов».

В обоснование заявленных требований указал, что решением Егорьевского городского суда Московской области от 24 сентября 2015 года со ссылкой на оспариваемое решение Президиума были удовлетворены требований администрации Егорьевского муниципального района Московской области к Басову Е.А. и Иванову М.Е., филиалу ФБГУ «ФКП Росреестра» по Московской области, признан недействующим протокол образования принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:31690, площадью 62 457 кв.м., от 20 июня 2014 года, признана незаконной постановка его на кадастровый учет, признано недействительным зарегистрированное право собственности Иванова М.Е. на данный земельный участок, сведения о принадлежащем истцу земельном участке исключены из ЕГРП. Также со ссылкой на данный акт решением Егорьевского городского суда Московской области от 26 июня 2017 года удовлетворены требования администрации городского округа Егорьевск к Басову Е.А., Басовой М.Е., Иванову М.Е., исключены из государственного кадастра недвижимости сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:31658. Прекращено право собственности (доля в праве по ?) Басовой Е.М. и Иванова М.Е. на вышеуказанный земельный участок. Административный истец полагает, что пункты 1 и 2 оспариваемого решения Президиума противоречит принципам правовой определенной и исполнимости, поскольку описание границ изымаемых земельных участков и их местоположения, карт, планов, схем, иной координатной и картографической основы, в связи с чем не ясно, какие земельные участки изъяты у совхоза «Клеменовский» и включены в городскую черту г. Егорьевска. Кроме того, оспариваемое решение противоречит законодательству, действовавшему на момент его принятия, а именно статьям 24 и 28 Земельного кодекса РСФСР, без учета документов территориального планирования – Генерального плана г. Егорьевска Московской области и ПДП центральной части (утвержденного Мособлисполкомом 23 апреля 1987 года). Также административным истцом указано на нарушение компетенции принятия, процедуры принятия и не подписание его уполномоченным должностным лицом.

В судебном заседании прокурором заявлено ходатайство о направлении настоящего административного дела в Егорьевский городской суд Московской области для рассмотрения по существу в связи с его неподсудностью Московскому областному суду.

Представитель административного истца по доверенности Хайретдинов Р.Д. возражал против направления дела по подсудности в Егорьевский городской суд Московской области.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области на основании доверенности поддержал ходатайство прокурора, полагая данное административное дело подсудным Егорьевскому городскому суду Московской области.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к подсудности областных судов по первой инстанции отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительных органов муниципальных образований.

Исходя из положений статьи 12 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»представительный орган муниципального образования это выборный орган местного самоуправления, действующий на территории муниципального образования – публично-правового образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление (самостоятельное и под свою ответственность, в пределах установленных Конституцией и иными законами, решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения). Органы местного самоуправления, в том числе представительный орган муниципального образования, не входят в систему органов государственной власти.

В силу положений статей 145, 146 Конституции СССР (1977 года), статьи 85 Конституции РСФСР (1978 года) местные Советы народных депутатов, к которым относились Советы народных депутатов автономных областей, автономных округов, краев, областей, районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов и других административно-территориальных единиц, решающие вопросы местного значения на данных территориях, являлись органами государственной власти, входящими в единую систему органов государственной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года №1760 деятельность всех городских и районных Советов народных депутатов была прекращена, а их функции переданы соответствующим местным администрациям.

Местное самоуправление как самостоятельная структура, чьи органы не входят в систему органов государственной власти, впервые возникло и получило юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, Егорьевский городской Совет народных депутатов Московской области РСФСР не являлся представительным органом муниципального образования, а являлся представительным государственным органом, чьи полномочия были прекращены. Следовательно, Совет депутатов городского округа Егорьевск Московской области не является правопреемником указанного органа государственной власти.

Помимо изложенного, Президиум Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области, чье решение оспаривается административным истцом, не является представительным органом, а является организационно-распорядительным, подотчетным данному Совету органом, в состав которого входит лишь часть депутатов указанного представительного органа государственной власти, что следует из постановления Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1989 года «О примерном положении о председателях и президиумах местных советов народных депутатов).

Поскольку к подсудности областного суда по первой инстанции относятся дела об оспаривании нормативных актов только органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований, а оспариваемый акт принят организационно-распорядительным органом представительного органа государственной власти районного (городского) уровня, а также не является нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, данное административное дело неподсудно Московскому областному суду.

Вышеизложенные обстоятельства и выводы содержатся во вступившем в законную силу определении Московского областного суда от 06 июня 2017 года по административному делу № 3а-359/2017 по административному исковому заявлению Басова Евгения Анатольевича об оспаривании решения президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года №99/14 «О границах земель города и сельских населенных пунктов» в части изъятия у совхоза «Клеменовский» Егорьевского района Московской области земельных участков площадью 245 га и утверждения границ города Егорьевска Московской области с включением в его состав данных земель, то есть об оспаривании того же акта и в части тех же положений, что административный истец по настоящему административному делу Иванов М.Е.

Согласно положений статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные дела, которые не подсудны мировым судьям, военным судам, судам субъектов Российской Федерации и Верховному суду Российской Федерации, рассматриваются районными судами в качестве суда первой инстанции.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для передачи административного дела по административному исковому заявлению Иванова Михаила Евгеньевича об оспаривании в части решения президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года №99/14 «О границах земель города и сельских населенных пунктов» для рассмотрения по существу в Егорьевский городской суд Московской области.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 27 КАС РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Административное дело по административному исковому заявлению Иванова Михаила Евгеньевича об оспаривании в части решения президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года №99/14 «О границах земель города и сельских населенных пунктов» передать по подсудности в Егорьевский городской суд Московской области для рассмотрения по существу.

На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение 15 дней.

Судья А.А.Палагина