Дело № 3а-143/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2019 года г.Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.,
при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.,
с участием представителей: административного истца - Грабовой М.С.,
административных ответчиков: Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - Селезнева А.Н., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - Добровольской С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Старт» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества,
установил:
ООО «Старт» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего Обществу здания развлекательного центра с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость здания существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как собственника и плательщика налога на имущество в соответствии со статьей 403 НК РФ.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ходатайствовал о прекращении производства по административному делу в связи с отсутствием у заявителя правового интереса к результату рассмотрения спора.
Представитель ООО «Старт» по доверенности Грабова М.С. возражала против прекращения производства по делу, указав, что от кадастровой стоимости исчисляется налог на имущество организации.
Представитель Управления Росреестра по Тверской области Добровольская С.Б. поддержала ходатайство о прекращении производства по административному делу.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд полагает ходатайство представителя административного ответчика о прекращении производства по делу подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО «Старт» является собственником здания с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В качестве основания заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества затрагивает его права и интересы как плательщика налога на имущество организаций.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 этой же статьи Кодекса установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 январягода налогового периода в соответствии со статьей378.2 Налогового кодекса.
Из содержания пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта1 названной статьи, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, после принятия которого переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 этой же статьи Кодекса предусмотрено определение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На момент рассмотрения настоящего дела в Тверской области соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, а также перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не приняты.
В соответствии с Законом Тверской области № 85-ЗО «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 30 мая 2017 года, действующей на момент рассмотрения административного дела) налоговая база определяется как кадастровая стоимость лишь в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
- жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Принадлежащее ООО «Старт» здание, кадастровая стоимость которого оспаривается, к указанным выше видам имущества не относится.
Налоговая база по налогу на имущество организацией подлежит исчислению в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, с определением среднегодовой стоимости имущества без учета кадастровой стоимости (часть 4 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах внесение в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости не затрагивает права административного истца как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории Тверской области не используется.
Представленная в материалы дела декларация по налогу на имущество организаций за ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражена кадастровая стоимость здания, приведенных выше выводов суда не опровергает.
В соответствии с частью 3 статьи 194, пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку у ООО «Старт» в настоящее время отсутствует правовой интерес в данном деле, оснований для судебной защиты его субъективного права не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по административному делу.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная административным истцом при подаче иска государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
производство по административному делу по административному иску ООО «Старт» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № прекратить.
Возвратить ООО «Старт» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб., уплаченную согласно чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.
На определение может быть подана жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции суда в течение 15 дней.
Председательствующий А.В. Кустов
Мотивированное определение составлено 26 ноября 2019 года.
Судья А.В.Кустов