ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-153/18 от 23.08.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

дело № 3а-153/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2018 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре Токаревой М.В.

с участием представителя административного истца Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» - Терентьевой Ю.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год; диплом КУ , регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ);

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – Главатских Р.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком ДД.ММ.ГГГГ; диплом регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации

установил:

Ассоциация «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункты 6, 8, 9 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года №120 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 16 июля 2018 года №291) указывая, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Ассоциация «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» ссылается на противоречие оспариваемого нормативного акта статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статье 15 Федерального закона от 16 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом в административном исковом заявлении указано, что оспариваемые нормативные положения нарушают права административного истца, и лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

На обсуждение участников процесса судом поставлен вопрос о прекращении производства по настоящему делу.

Представитель Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» Терентьева Ю.В. разрешение данного вопроса оставила на усмотрение суда.

Представитель Правительства Удмуртской Республики – Главатских Р.В. полагал необходимым производство по делу прекратить.

Выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Положениями части 2 статьи 194 и части 2 статьи 214 КАС РФ предусмотрена возможность прекращения производства по административному делу в случае, когда перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела усматривается, что Ассоциация «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» оспаривает пункты 6, 8, 9 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года №120 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 16 июля 2018 года №291).

Из пункта 1 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года №120 (в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 16 июля 2018 года №291), усматривается, что в целях возмещения части затрат на приобретение техники и оборудования оно определяет условия и порядок предоставления субсидии: 1) на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки); 2) на возмещение части затрат по оплате лизинговых (сублизинговых) платежей за отчетный финансовый год на технику, оборудование, приобретенные по договорам лизинга (сублизинга).

Пунктом 4 оспариваемого нормативного правового акта определен круг субъектов, которым предоставляется субсидия. Таковыми являются: 1) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год; 2) крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции) в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.

В соответствии с частью 2 статьи 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Согласно части 2 статьи 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.

Статьей 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Из Устава Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики», Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что она зарегистрирована в организационно-правовой форме «Ассоциация», общественным объединением она не является.

Из пояснения представителя административного истца, из содержания административного искового заявления следует, что Ассоциация «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» обратилась в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов членов Ассоциации – сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики, являющихся юридическими лицами.

Однако федеральным законом Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» не предоставлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данной некоммерческой организации.

В указанной части доводы административного истца основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 214, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 194, пункта 2 части 1 статьи 128 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым данным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей по чеку ордеру от 1 августа 2018 года.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в указанном размере подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 214 КАС РФ, суд

определил:

производство по административному делу по административному исковому заявлению Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» о признании недействующими пункты 6, 8, 9 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года №120 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса» (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 16 июля 2018 года №291) прекратить.

Возвратить Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики» уплаченную государственную пошлину в размере 4500 рублей по чеку ордеру от 1 августа 2018 года.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня вынесения в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики путем подачи частной жалобы.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья