ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-1577/20 от 14.10.2020 Московского областного суда (Московская область)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

<данные изъяты> г. Красногорск,

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вердияна Г.В.,

при секретаре Кехтер А. А.,

с участием прокурора прокуратуры Московской области Смирновой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1577/2020 по административному исковому заявлению фио об оспаривании преамбулы и пункта 1 части 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»,

у с т а н о в и л:

12 декабря 2005 года принят Закон Московской области № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон Московской области № 260/2005-ОЗ).

Преамбулой Закона Московской области № 260/2005-ОЗ установлено, что настоящий Закон устанавливает порядок ведения учета органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет):

1) малоимущих граждан, имеющих место жительства на территории Московской области;

2) граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;

3) граждан, указанных в части 1 статьи 1 Закона Московской области № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее - Закон Московской области № 125/2006-ОЗ) (преамбула в ред. Закона Московской области от 21 июля 2017 № 140/2017-ОЗ).

Согласно статье 2 Закона Московской области N 125/2006-ОЗ на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1) признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее - Закон Московской области № 231/2017-ОЗ) (п. 1 в ред. Закона Московской области от 20 июня 2018 года № 83/2018-ОЗ);

2) указанные в части 1 статьи 1 Закона Московской области № 125/2006-ОЗ.

фио (далее также административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими преамбулы и пункта 1 части 2 Закона Московской области № 260/2005-ОЗ в той части, в которой они позволяют применять к гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, требование о наличии статуса маолоимущего и требование о проживании на территории Московской области не менее 5 лет при постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Российской Федерации, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование своего требования фио указывает, что она является добровольно выехавшей из населённого пункта – города Клинницы Брянской области, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона с правом на отселение, период проживания с 26 апреля 1986 года по 16 января 2018 года). В связи с этим, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года ).

26 февраля 2019 года фио было подано заявление в администрацию городского округа Люберцы о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда РФ, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с отсутствием у нее жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ) и наличием у нее права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 22, пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1».

Постановлением администрации городского округа Люберцы от 15 марта 2019 года №975-ПА фио было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма по причине отсутствия статуса малоимущей и не соблюдения ценза «оседлости» (непроживание в Московской области в течение 5 лет). В качестве правового основания для отказа сделана ссылка на Закон Московской области № 260/2005-ОЗ.

Административный истец считает, что преамбула и статья 2 Закона Московской области № 125/2006-ОЗ в предыдущей и текущей редакциях, нарушают права, свободы и законные интересы истца, поскольку реализация права на обеспечение жильём по договору социального найма обусловлена признанием её малоимущей и проживанием на территории Московской области не менее 5 лет, что противоречит федеральному законодательству.

В частности, как указывает фио, её право на бесплатное обеспечение жильём по договору социального найма вытекает из правовых положений статьи 40 Конституции РФ, части 3 статьи 49, статьи 51, частей 3 и 4 статьи 52 Жилищного Кодекса РФ, пункта 11 части 1 статьи 13, пункта 7 части 1 статьи 17, абзаца 1 статьи 22 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая1991 года.

Как указывает административный истец, в силу положений ст. 49 Жилищного кодекса РФ, фио различает граждан, являющихся малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. В последнем случае право гражданина на обеспечение жилым помещением должно быть предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан (к ним отношусь и я), признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из преамбулы Закона Московской области № 260/2005-ОЗ, он устанавливает порядок принятия на учет и предоставления жилья для:

1) малоимущих граждан, имеющих место жительства на территории Московской области;

2) граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;

3) граждан, указанных в части 1 статьи 1 Закона Московской области № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее – Закон Московской области № 125/2006-ОЗ).

Порядок принятия иных граждан на учет нуждающихся оспариваемые положения закона не регулируют, иной порядок в Московской области не установлен.

Таким образом, по мнению фио, поскольку отсутствует специальный порядок обеспечения жильем категории граждан, чье право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета законом субъекта установлено не было, то должен применяться порядок, предусмотренный Жилищным кодексом РФ.

Как Жилищный кодекс, так и специальный закон, регулирующий правоотношения в области социальной защиты чернобыльцев - Закон РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года, в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жильем у гражданина, выехавшего добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, предусматривают только нуждаемость в улучшении жилищных условий и не требуют признания соответствующей категории граждан малоимущими для реализации их права на обеспечение жилым помещением и не устанавливают каких-либо требований к длительности проживания на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Не содержит аналогичного положения Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» о передаче государственных полномочий по обеспечению жильем субъекту Российской Федерации, в связи с чем обязанность по обеспечению жилыми помещениями таких граждан у Московской области не возникает, и оспариваемый закон не должен регулировать порядок ведения учета органами местного самоуправления граждан такой категории, в том числе и по аналогии.

Представителем административного ответчика – Московской областной Думы представлены письменные возражения на заявленный административный иск, в которых ставится вопрос о прекращении производства по делу по тому основанию, что Московским областным судом ранее рассматривались дела в порядке административного судопроизводства, где оспаривались те же нормы Закона Московской области № 260/2005-ОЗ, которые оспаривает фио Указанные судебные акты вступили в законную силу, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для прекращения производства по делу.

Представитель административного истца адвокат фио в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административного ответчика – Московской областной думы фио и заинтересованного лица – Губернатора Московской области фио в судебном заседании просили прекратить производство по делу.

Заслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора прокуратуры Московской области фио, полагавшей прекратить производство по делу, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Как установлено судом, фио ранее оспаривала пункт 1 статьи 2 Закона Московской области № 260/2005-ОЗ в части слов «и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет».

Решением Московского областного суда от 9 декабря 2014 года, принятого по делу № 3-135/14, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации <данные изъяты>-АПГ15-7 в удовлетворении заявления фио отказано (л. д. 166-172).

По делу № 3а-652/2017 фио оспаривал законность преамбулы и пункта 1 статьи 2 Закона Московской области № 260/2005-ОЗ в той части, которой установлен порядок ведения учета органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, только для лиц, проживающих в Московской области не менее 5 лет и признанных малоимущими.

Решением Московского областного суда от 9 октября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления фио отказано (л. д. 119-133).

Вступившим в законную силу определением Московского областного суда от 25 мая 2020 года прекращено производство по делу № 3а-1129/2020 по административному исковому заявлению фио о признании недействующими преамбулы и статьи 2 Закона Московской области № 260/2005-ОЗ (л. д. 135-137).

Таким образом, судом установлено, что имеются вступившие в законную силу судебные акты, ранее принятые по административным искам о том же предмете.

При этом суд отмечает, что преамбула Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 на период рассмотрения административных дел по административным искам фио, фио действовала в редакции Закона Московской области от 21 июля 2017 № 140/2017-ОЗ. Данная редакции преамбулы остаётся неизменной до настоящего времени.

Вместе с тем, следует отметить, что на период рассмотрения административного дела № 3а-652/2017 по административному иску фио пункт 1 статьи 2 Закона Московской области № 260/2005-ОЗ действовал в редакции Закона Московской области от 21 июля 2017 № 140/2017-ОЗ. Содержание самой нормы статьи 2 закона было сформулировано следующим образом:

- на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1) признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области N 277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон Московской области N 277/2005-ОЗ);

2) указанные в части 1 статьи 1 Закона Московской области № 125/2006-ОЗ.

В настоящее время статья 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 действует в редакции Закона Московской области от 20 июня 2018 № 83/2018-ОЗ. Согласно этой редакции закона на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1) признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»;

2) указанные в части 1 статьи 1 Закона Московской области № 125/2006-ОЗ.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что их редакции отличаются лишь только тем, что критерии признания лиц малоимущими определялись различными законами.

Согласно редакции пункта 1 статьи 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005, которая действовала при принятии решения Московским областным судом от 9 декабря 2014 года судом по делу № 3-135/141 право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имели малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.

Таким образом, во всех редакциях приведенной нормы статьи 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 обязательными условиями для принятия на учет органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются проживание на территории Московской области не менее пяти лет и признание их малоимущими. Именно данные требования закона являлись предметами рассмотрения и разрешения ранее рассмотренных Московским областным судом дел, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами.

Поскольку фио оспаривает преамбулу и пункт 1 части 2 Закона Московской области № 260/2005-ОЗ в той мере, которой они позволяют применять к гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, требование о наличии статуса маолоимущего и требование о проживании на территории Московской области не менее 5 лет при постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Российской Федерации, предоставляемых по договорам социального найма и имеются вступившее в законную силу решения суда, принятые по административным искам о том же предмете и по существу по тем же основаниям, суд приходит к выводу о том, что производство по делу по административному иску фио подлежит прекращению.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного заявления) без рассмотрения Верховным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

В связи с прекращением производства по данному делу государственная пошлина, оплаченная фио, в размере 300 рублей по чек-ордеру от 20 июля 2020 года подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

о п р е д е л и л:

производство по административному делу № 3а-1577/2020 по административному исковому заявлению фио о признании недействующими преамбулы и пункта 1 части 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в той части, в которой они позволяют применять к гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, требование о наличии статуса малоимущего и требование о проживании на территории Московской области не менее 5 лет при постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Российской Федерации, предоставляемых по договорам социального найма, прекратить.

Возвратить фио государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, уплаченную при подаче административного искового заявления по чек-ордеру от 20 июля 2020 года.

На определение может быть подана в апелляционном порядке частная жалоба, прокурором – представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.

Мотивированный текст определения изготовлен 16 октября 2020 года.

Судья Вердиян Г.В.