Дело № 3а-168/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2016 года г. Белгород
Белгородский областной суд в составе:
судьи Борисовой О.В.,
при секретаре Лавровой В.А.,
с участием представителей административного истца ФИО1- ФИО2, ФИО3, представителя административного ответчика - Правительства Белгородской области – ФИО4, представителя заинтересованного лица - администрации Старооскольского городского округа Белгородской области ФИО5,
в отсутствие административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков: Управления Росреестра по Белгородской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратилась в Белгородский областной суд с административным иском, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> руб.
В обоснование заявленных требований ФИО1 сослалась на то, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, существенно превышает его рыночную стоимость, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.
Указанный административный иск подлежит оставлению без рассмотрения по нижеприведенным мотивам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 КАС РФ.
При подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в силу взаимосвязанных положений пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отсутствие вышеперечисленных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения (пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 246 КАС РФ).
Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения. Соответствующие разъяснения закона содержатся в абзаце 7 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. В случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области утверждены Постановлением правительства Белгородской обл. от 12.11.2012 N 448-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области", - по состоянию на 1 января 2011 года (дата формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости).
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 27.06.2013 года вследствие его образования, что подтверждается кадастровым паспортом данного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, приложенным к отчету об оценке, а также письменным отзывом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№. В данном письменном отзыве указано, что кадастровая стоимость земельного участка c кадастровым номером № рассчитана в связи с образованием этого участка 27.06.2013 года в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
В данном случае сведения об образовании земельного участка с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости 27.06.2013 года. С образованием данного земельного участка связана необходимость установления его кадастровой стоимости. Соответственно, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость названного земельного участка, является 27.06.2013 года, по состоянию на которую необходимые документы (перечислены выше) не представлены.
Учитывая вышеизложенное, датой установления кадастровой стоимости нельзя считать дату утверждения акта определения кадастровой стоимости земельных участков (20.06.2013 года) или дату внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН.
Административным истцом к административному исковому заявлению приложен отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 20.06.2013 года, то есть по состоянию на дату, когда данный земельный участок не существовал, не был образован. Положительное экспертное заключение № составлено на данный отчет об оценке. При вышеизложенных обстоятельствах представленные административным истцом отчет об оценке и положительное экспертное заключение не имеют никакого юридического значения, требования пунктов 4,5 части 2 статьи 246 КАС РФ остаются не выполненными административным истцом, а именно, не представлены:
-отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 27.06.2013 года, то есть на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость данного земельного участка;
- положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
В предварительном судебном заседании 22.11.2016 года суд предложил административному истцу, от имени которого выступал его представитель ФИО3, устранить нарушение требований п.п. 4,5 ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства РФ, разъяснив последствия неустранения нарушений, а именно, предложил в срок до 25.11.2016 года предоставить суду вышеуказанные отчет об оценке и положительное экспертное заключение.
От участвующих в деле лиц не поступили возражения по сроку устранения нарушения.
Определяя срок для предоставления необходимых в соответствии с п.п. 4,5 ч. 2 ст. 246 КАС РФ документов с 22.11.2016 года по 25.11.2016 года, суд исходит из того, что данные документы должны существовать и быть в наличии у административного истца, так как последний обязан был представить эти документы в суд еще при подаче административного иска в соответствии с положениями ст.ст. 126, 246 КАС РФ, то есть названный срок определен судом не для изготовления необходимых документов, а лишь для предоставления их суду.
С целью обеспечения административному истцу возможности устранения нарушений п.п. 4,5 ч. 2 ст. 246 КАС РФ судом объявлялся перерыв в предварительном судебном заседании с 22.11.2016 года до 25.11.2016 года.
Требования суда об устранении нарушений п.п. 4,5 ч. 2 ст. 246 КАС РФ не выполнены стороной административного истца.
Учитывая вышеизложенное, имеются основания для оставления без рассмотрения настоящего административного иска, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в судебном заседании установлено, что административным истцом не исполнено требование суда предоставить необходимые документы.
В силу ч. 4 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд вправе оставить административное исковое заявление без рассмотрения.
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 333.40 НК Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
Принимая во внимание оставление без рассмотрения административного иска ФИО1, уплаченная ею (административным истцом) 27.09.2016 года (согласно чеку-ордеру Белгородского отделения 8592, филиал №1, счет получателя: 40101810300000010002) государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 196, 313-315 КАС РФ, суд
определил:
Оставить без рассмотрения административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости.
Вернуть ФИО1 уплаченную ею государственную пошлину в размере 300 руб.
Разъяснить ФИО1 право повторного обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья О.В. Борисова
Определение вынесено в окончательной форме 30 ноября 2016 года