О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 октября 2016 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г., при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,
с участием прокурора отдела Иркутской областной прокуратуры Нарижняк О.Н., представителя административного ответчика Министерства финансов российской Федерации Григорчук Н.В., представителя заинтересованного лица ГУ МВД России по Иркутской области Сушковой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело "номер изъят" по административному исковому заявлению Чемелева Н.Г. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное преследование в разумный срок и взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
Определила:
В Иркутский областной суд 03.08.2016г. поступило административное исковое заявление Чемелева Н.Г. о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное преследование в разумный срок, в обоснование которого указано, что в рамках одного уголовного дела "номер изъят" он привлекался в качестве подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 116, ст. 112 УК РФ. Уголовное дело было возбуждено "дата изъята" по ст. 111 ч.1 УК РФ, затем переквалифицировано на ст. 112 УК РФ. О привлечении к уголовной ответственности по ст. 116 УК РФ ему стало известно "дата изъята". Постановлением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 24.03.2016 года признано незаконным постановление от 30.09.2009 года о прекращении уголовного дела по ч.1 ст.116 УК РФ в соответствии со ст. 28 УПК РФ (в связи с деятельным раскаянием). Поскольку срок предварительного расследования по ст. 116 УК РФ превышает 6 лет с начала возбуждения уголовного дела, он просит взыскать в счет компенсации за длительное уголовное преследование в его пользу (данные изъяты).
В судебном заседании Чемелев Н.Г. отсутствует.
В материалы дела представлены нотариальные доверенности от 03 марта и от 14 марта 2016года выданные Чемелевым Н.Г. на имя Радюковой О.Л.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации), если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно части 1 статьи 56 КАС Российской Федерации представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.
Исходя же из предписаний части 2 статьи 56 и ее пункта 1 КАС Российской Федерации в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд.
По смыслу приведенных законоположений права представителя на осуществление основных процессуальных действий в рамках административного дела, а, кроме того, и на подписание административного искового заявления должны быть специально оговорены в доверенности, выданной ему представляемым лицом.
Однако, названные доверенности, наделяя Радюкову О.Л., кроме прочего, правом на представление интересов Чемелева Н.Г. при ведении административных дел, полномочия названного представителя на осуществление основных процессуальных действий самостоятельно или с согласия представляемого лица не оговаривают.
Следовательно, полномочия представителя Радюковой О.Л. на представление интересов Чемелева Н.Г. оформлены не надлежащим образом и не подтверждены документально.
Согласно статье 252 КАС РФ форма административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса.
2. В административном исковом заявлении о присуждении компенсации должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление о присуждении компенсации;
2) наименование лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием его процессуального положения, места нахождения или места жительства, наименования ответчика и других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
3) сведения о судебных актах, принятых по делу, наименования судов, рассматривавших дело, предмет спора или ставшие основанием для возбуждения уголовного дела обстоятельства, сведения об актах и о действиях органа, организации или должностного лица, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;
4) общая продолжительность судопроизводства по рассмотренному судом делу, исчисляемая со дня поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по гражданскому или административному делу либо с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, общая продолжительность применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства либо общая продолжительность производства по исполнению судебного акта;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 190-ФЗ)
5) общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу, по которому принято решение о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, исчисляемая со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по указанному основанию;
5.1) общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу, по которому в связи с истечением сроков давности уголовного преследования принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо решение о прекращении уголовного дела, исчисляемая со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия указанных решений;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 303-ФЗ)
6) обстоятельства, известные лицу, подающему административное исковое заявление о присуждении компенсации и повлиявшие на длительность судопроизводства по делу или на длительность исполнения судебных актов;
7) доводы лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием основания для присуждения компенсации и ее размера;
8) обстоятельства, известные лицу, подающему административное исковое заявление о присуждении компенсации, и свидетельствующие о бездействии прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя путем нарушения установленного уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения заявления, сообщения о преступлении, в том числе в связи с неоднократной или несвоевременной отменой решения об отказе в возбуждении уголовного дела или решения о возбуждении уголовного дела, или приостановлением предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого в совершении преступления, или прекращением уголовного дела или уголовного преследования, либо о недостаточности, несвоевременности или неэффективности мер, принятых органом, осуществляющим предварительное расследование по уголовному делу, для установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
9) последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и их значимость для лица, подающего административное исковое заявление;
10) реквизиты банковского счета лица, подающего административное исковое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
3. К административному исковому заявлению о присуждении компенсации прилагаются документы, указанные в пунктах 2 и 4 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 125 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Административное исковое заявление Чемелева Н.Г., поступившее в суд 03 августа 2016г. подписано не Чемелевым Н.Г., а Чемелёвым Н.Г.
После вынесения судьей определения об оставлении без движения административного искового заявления в связи с нарушением требования к административному исковому заявлению, вновь поданное административное исковое заявление подписано снова Чемелёвым Н.Г., а не Чемелевым Н.Г.
Исходя из копии паспорта на л.д. 27 фамилия административного истца Чемелев Н.Г., а не Чемелёв Н.Г., подпись в паспорте отличается от подписи в административном исковом заявлении.
Из материалов дела следует, что уголовное преследование проводилось в отношении Чемелева Н.Г.
В судебных заседаниях административный истец отсутствует, поэтому суд лишен возможности установить административную процессуальную дееспособность лица, подавшего административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное преследование в разумный срок.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному исковому заявлению возбуждено с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 данного Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
При указанных выше обстоятельствах, имеются предусмотренные п.5 ч.1 ст. 196 КАС РФ основания для оставления настоящего административного искового заявления без рассмотрения.
Определение об оставлении заявления без рассмотрения не препятствует вновь предъявить тот же иск в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ, суд
Определил:
Административное исковое заявление Чемелева Н.Г. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное преследование в разумный срок и взыскании расходов по уплате государственной пошлины оставить без рассмотрения.
Разъяснить Чемелеву Н.Г., что определение об оставлении заявления без рассмотрения не препятствует вновь предъявить тот же иск в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в течение 15 дней со дня его вынесения в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через суд его принявший путем подачи частной жалобы.
Судья Туглакова Л.Г.