ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-17/20 от 18.08.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-17/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи

Гончаровой Н.В.,

с участием прокурора

Федорук И.Ю.,

при секретаре

Чуйковой Ю.В.,

с участием представителя административного истца Шуманина В.Ю. - Шуманиной Н.В., представителя административного ответчика временно исполняющего обязанности губернатора Камчатского края Солодова В.В. – Хамьянова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шуманина В.Ю. к временно исполняющему обязанности губернатора Камчатского края Солодову В.В. о признании недействующими нормативных правовых актов – распоряжения губернатора Камчатского края № 267-Р от 12 марта 2020 года с учетом изменений, внесенных в него распоряжением губернатора Камчатского края № 347-Р от 1 апреля 2020 года и распоряжением первого вице-губернатора Камчатского края № 359-Р от 3 апреля 2020 года, и распоряжения временно исполняющего обязанности губернатора Камчатского края № 371-Р от 6 апреля 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Шуманин В.Ю. обратился в Камчатский краевой суд с административным иском о признании недействующими нормативных правовых актов – распоряжения губернатора Камчатского края № 267-Р от 12 марта 2020 года с учетом изменений, внесенных в него распоряжением губернатора Камчатского края № 347-Р от 1 апреля 2020 года и распоряжением первого вице-губернатора Камчатского края № 359-Р от 3 апреля 2020 года, и распоряжения временно исполняющего обязанности губернатора Камчатского края № 371-Р от 6 апреля 2020 года.

В обоснование иска указал, что оспариваемыми нормативными правовыми актами в связи с угрозой распространения на территории Камчатского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в Камчатском крае введен режим повышенной готовности, при котором установлены ограничения и запреты, препятствующие реализации предусмотренных Конституцией РФ прав, в том числе на свободу передвижения, на недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, осуществления трудовой, предпринимательской и иной разрешенной деятельности, на образование, свободное распоряжение личной собственностью, на свободу собраний, митингов и пикетов, на отправление религиозных обрядов, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на государственную и судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. Считает, что высшее должностное лицо субъекта РФ не является лицом, который обладает полномочиями для принятия оспариваемых нормативных правовых актов в части регулирования прав и свобод человека и гражданина. Кроме того право на свободу передвижения может быть ограничено на территориях и населенных пунктах в случае опасности распространения инфекционных заболеваний при введении карантина. Однако карантин на территории Камчатского края не вводялся, а режим повышенной готовности, регламентированный Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является режимом функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с чем введение режима повышенной готовности для указанных органов и сил не может служить правовым основанием для введения особого режима проживания населения и ограничения прав граждан на свободу передвижения. Более того при введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо субъекта РФ вправе ограничить доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, прибывающих с другой территории, а не людей и транспортных средств уже находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Среди прочего на дату принятия распоряжения губернатора Камчатского края № 267-Р от 12 марта 2020 года распространение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, не относилось к чрезвычайной ситуации, в связи с чем режим повышенной готовности не мог быть введен при угрозе распространения новой коронавирусной инфекции. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, при ограничении прав и свобод человека и гражданина государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения эквивалентны социально необходимому результату. В обжалуемых нормативных правовых актах обоснование целесообразности введенных ограничений и запретов отсутствует.

По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт, с учетом внесенных в него изменений, противоречит статьям 22, 23, 27, 28, 33, 34, 35, 37, 39, 41, 43, 45, 46, 55, 56, 60 Конституции Российской Федерации, статье 8 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьям 1, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьям 1, 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьям 2, 6, 18 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Определением судьи Камчатского краевого суда от 16 июня 2020 года в принятии административного искового заявления Шуманина В.Ю. в части проверки нормативных правовых актов на соответствие Конституции РФ отказано.

Административный истец Шуманин В.Ю. участия в судебном заседании не принимал. В поступившем в суд дополнении к административному исковому заявлению указал, что нормативные правовые акты приняты с нарушением порядка их принятия, не содержат подписи. Понятие «самоизоляция» на законодательном уровне не урегулировано.

Представитель административного истца Шуманина Н.В. в судебном заседании поддержала требования Шуманина В.Ю.

Административный ответчик временно исполняющий обязанности губернатора Камчатского края Солодов В.В. участия в судебном заседании не принимал.

Представитель административного ответчика – советник отдела правового обеспечения Главного правового управления губернатора и Правительства Камчатского края Хамьянов В.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований административного истца, указывая, что правовым основанием для принятия оспариваемых правовых актов явлись: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», Указы Президента от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Оспариваемые правовые акты не являются нормативными, приняты в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения их в действие, а содержание правовых актов соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым прекратить производство по делу в части оспаривания административным истцом распоряжения губернатора Камчатского края № 267-Р от 12 марта 2020 года с учетом изменений, внесенных в него распоряжением губернатора Камчатского края № 347-Р от 1 апреля 2020 года и распоряжением первого вице-губернатора Камчатского края № 359-Р от 3 апреля 2020 года, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права граждан Российской Федерации перечислены в главе 2 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Вместе с тем частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ в редакции, действующей до 1 апреля 2020 года, под чрезвычайной ситуацией понималась обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

С 1 апреля 2020 года статья 1 Федерального закона № 68-ФЗ дополнена положением о том, что под чрезвычайной ситуацией также следует понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

В силу статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ к основным принципам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Для предупреждения чрезвычайных ситуаций привлекаются органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 1 Федерального закона № 68-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что соответствующие органы функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

В статье 11 Федерального закона № 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11);

принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1 статьи 11);

устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности (подпункт «у» пункта 1 статьи 11, введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ);

с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт «ф» пункта 1 статьи 11, введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ).

На основании пункта 8, подпунктов «а», «г» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) можетопределять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, ипринимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе:

ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

В соответствии со статьей 2(1) Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 198 «О защите населения и территории Камчатского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» нормативное правовое регулирование в сфере защиты населения и территории Камчатского края от чрезвычайных ситуаций и введение режима повышенной готовности относится к полномочиям губернатора Камчатского края.

В соответствии с частью 3 статьи 13, частями 2, 4 статьи 19 Устава Камчатского края губернатор Камчатского края является высшим должностным лицом Камчатского края и возглавляет исполнительную власть в Камчатском крае.

Губернатор Камчатского края при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Камчатского края, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации.

В случае, когда губернатор Камчатского края временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый вице-губернатор Камчатского края.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» при досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что губернатор Камчатского края (лицо, временно исполняющее обязанности губернатора Камчатского края) уполномочен принимать решения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и введении режима повышенной готовности на территории, на которую распространяются его полномочия, а также устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, в том числе направленные на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, и приостановление деятельности организаций.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано среди прочего обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия. Органам исполнительной власти в субъекте обеспечить медицинское наблюдение на срок 14 календарных дней всех граждан, прибывающих из Исламской Республики Иран и Республики Корея, по месту их пребывания; возможность оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинской организации лицам, вернувшимся с территорий, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в пределах 14 календарных дней с момента их возвращения. Гражданам, вернувшимся с территорий, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), рекомендовано передавать сведения о месте и датах их пребывания, возвращения, контактной информации на «горячую линию», организованную в субъекте Российской Федерации. При появлении первых признаков респираторной инфекции оставаться дома (по месту пребывания) и незамедлительно обращаться за медицинской помощью в медицинскую организацию по месту прикрепления с представлением информации о своем пребывании на территории, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), для оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинских организаций (на дому).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) даны указания ввести режим повышенной готовности, обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия. Лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации, указано незамедлительно сообщать о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания за рубежом, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации и месте фактического пребывания, на горячую линию, организованную в субъекте Российской Федерации. В случае появления любого ухудшения состояния здоровья незамедлительно обращаться за медицинской помощью на дому, без посещения медицинских организаций и сообщать данные о своем прибытии на территорию Российской Федерации. Выполнять требования по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации. На работодателей возложена обязанность оказывать содействие в обеспечении работникам условий изоляции на дому.

В связи с угрозой распространения на территории Камчатского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в Камчатском крае, губернатором Камчатского края Илюхиным В.И. издано распоряжение от 12 марта 2020 года № 267-р (далее – Распоряжение № 267-Р), которым на территории Камчатского края с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатского края территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (часть 1).

Частями 2 и 3 Распоряжения № 267-Р на граждан, посещавших территории, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), возложена обязанность при возвращении на территорию Камчатского края сообщать о своем месте, датах пребывания на указанных территориях, контактную информацию в указанные в распоряжении уполномоченные органы; при появлении первых респираторных симптомов незамедлительно обратиться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций; соблюдать постановления Главных государственных санитарных врачей (их заместителей) о нахождении в режиме изоляции на дому. На граждан, прибывших из государств, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), помимо вышеуказанных мер, возложена обязанность обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию (не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест).

В остальной части в Распоряжении № 267-Р (части с 4 по 13) даны указания и рекомендации исполнительным органам государственной власти Камчатского края, Управлению Роспотребнадзора по Камчатскому краю, руководителям предприятий различных форм собственности, судовладельцам и органам местного самоуправления муниципальных образований (т. 1 л.д.126-128).

Распоряжениями губернатора Камчатского края от 23 марта 2020 года № 304-Р, от 27 марта 2020 года № 339-Р, от 1 апреля 2020 года № 347-Р, распоряжениями первого вице-губернатора Камчатского края Унтиловой И.Л. от 1 апреля 2020 года № 348-Р, от 3 апреля 2020 года № 359-Р в ранее принятое Распоряжение № 267-Р вносились изменения, которыми текстовая часть излагалась в новой редакции.

Так распоряжением от 23 марта 2020 года № 304-Р, принятым губернатором Камчатского края Илюхиным В.И., в Распоряжение № 267-Р внесены изменения, в соответствии с которыми для граждан, посещавших территории, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), установлены обязанности, идентичные ранее установленным. На граждан, совместно проживающих в период обеспечения изоляции с гражданами, посещавшими территории, где зарегистрированы случаи заболевания COVID-2019, возложены обязанности обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней. При появлении первых респираторных симптомов незамедлительно обратиться за медицинской помощью на дому без посещения медицинской организации. На работодателей, осуществляющих деятельность на территории Камчатского края, возложены обязанности обеспечить измерение температуры тела работникам, оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому, представлять информацию о контактах заболевшего в связи с исполнением им трудовых функций, обеспечить проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший, не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников из числа граждан, посещавших территории, где зарегистрированы случаи заболевания COVID-2019, а также указаны рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции. Временно приостановлено в Камчатском крае проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных мероприятий с числом участников более 50 человек одновременно, посещение обучающимися организаций, предоставляющих общее, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку. Даны распоряжения исполнительным органам государственной власти Камчатского края, органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (т. 1 л.д. 129-130).

Распоряжением от 27 марта 2020 года № 339-Р, принятым губернатором Камчатского края Илюхиным В.И., в Распоряжение № 267-Р внесены изменения, в соответствии с которыми для граждан, посещавших территории, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), граждан, совместно проживающих с ними, работодателей возложены обязанности, идентичные ранее установленным. Увеличен перечень временно приостановленных видов деятельности. На граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении к распоряжению, возложена обязанность соблюдать режим самоизоляции по месту проживания либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах. Даны распоряжения исполнительным органам государственной власти Камчатского края, органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, рекомендации для работодателей. Гражданам рекомендовано ограничить поездки по территории Камчатского края и за его пределы. Распоряжение № 267-Р дополнено приложением «Перечень заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции» (т. 1 л.д. 131-134).

Распоряжением от 1 апреля 2020 года № 347-Р, принятым губернатором Камчатского края Илюхиным В.И., в Распоряжение № 267-Р внесены изменения, в соответствии с которыми для граждан, посещавших территории, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), граждан, совместно проживающих с ними, работодателей, осуществляющих деятельность на территории Камчатского края, граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении к распоряжению, возложены обязанности, идентичные ранее установленным. Установлен перечень временно приостановленных видов деятельности. Даны распоряжения исполнительным органам государственной власти Камчатского края, органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, рекомендации для работодателей, руководителей религиозных организаций. Организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Камчатского края, указано проводить регулярную дезинфекцию подъездов многоквартирных домов. Кроме этого губернатор Камчатского края обязал граждан обеспечить самоизоляцию, в том числе: не покидать места проживания (пребывания), за исключением указанных в распоряжении случаев; соблюдать социальное дистанцирование (т. 1 л.д. 135-144).

Распоряжением от 1 апреля 2020 года № 348-Р, принятым первым вице-губернатором Унтиловой И.Л., исполнявшей обязанности губернатора Камчатского края в связи с нахождением Илюхина В.И. в командировке с 1 по 3 апреля 2020 года (т. 1 л.д. 167), в Распоряжение № 267-Р внесены изменения, касающиеся работы объектов розничной торговли и розничных рынков. Установлено, что граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением указанных в распоряжении случаев, в период с 1 апреля 2020 года по 5 апреля 2020 года; соблюдать социальное дистанцирование (т. 1 л.д. 145).

Распоряжением от 3 апреля 2020 года № 359-Р, принятым первым вице-губернатором Унтиловой И.Л., исполнявшей обязанности губернатора Камчатского края в связи с нахождением Илюхина В.И. в командировке с 1 по 3 апреля 2020 года (т. 1 л.д. 167), в Распоряжение № 267-Р внесены изменения, в соответствии с которыми на граждан возложена обязанность соблюдать режим самоизоляции по месту проживания (пребывания) до 30 апреля 2020 года, за исключением работодателей и работников органов и организаций, определенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)». Руководителям соответствующих организаций предписано обеспечить оформление и выдачу работникам документа, подтверждающего их право на передвижение в целях осуществления трудовой (служебной) деятельности. Кроме того установлены перечни временно приостановленных видов деятельности. Даны указания и рекомендации работодателям, руководителям религиозных организаций, руководителям рыбохозяйственных, горнодобывающих и строительных организаций, привлекающих на сезонную (вахтовую) работу работников из других субъектов Российской Федерации и иностранную рабочую силу, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим реализацию непродовольственных товаров, не включенных в перечень непродовольственных товаров первой необходимости. Даны распоряжения исполнительным органам государственной власти Камчатского края, органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае. Распоряжение № 267-Р дополнено приложением 2 «Перечень товаров первой необходимости» (т. 1 л.д. 148-158).

Административный истец оспаривает Распоряжение № 267-Р в редакции распоряжений от 1 апреля 2020 года № 347-Р и от 3 апреля 2020 года № 359-Р.

Содержание оспариваемого Распоряжения № 267-Р и распоряжений, вносящих в него изменения, указывает на то, что они приняты в пределах компетенции губернатора Камчатского края и лиц, временно исполняющих его обязанности, поскольку именно губернатор Камчатского края в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 198 «О защите населения и территории Камчатского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уполномочен принимать решения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и введении режима повышенной готовности, а также устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

То обстоятельство, что до 1 апреля 2020 года перечень причин возникновения чрезвычайной ситуации не включал распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, полномочий губернатора Камчатского края на введение режима повышенной готовности не исключает.

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения. Всем странам рекомендовано быть готовыми к принятию мер по сдерживанию инфекции, включая активный эпиднадзор, раннее выявление, изоляцию и ведение случаев, отслеживание контактов и недопущение дальнейшего распространения инфекции. 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией, о чем имеются сведения на официальном сайте Всемирной организации здравоохранения (https://www.who.int/ru).

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих

Инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих, является инфекционное заболевание человека, характеризующееся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия) (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Понятие «чрезвычайная ситуация», изложенное в Федеральном законе № 68-ФЗ, в редакции, действующей до 1 апреля 2020 года, не ограничивало перечень причин возникновения чрезвычайной ситуации только аварией, опасным природным явлением, катастрофой и стихийным бедствием, поскольку трактовка понятия позволяет отнести к причинам чрезвычайной ситуации «иное бедствие», то есть такое понятие позволяет его толковать расширительно. Принимая во внимание, что бедствием может быть любая тяжелая, катастрофическая ситуация, то ситуация, связанная с быстрым распространением коронавирусной инфекции, характеризующейся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, обоснованно расценена губернатором Камчатского края как угроза возникновения чрезвычайной ситуации на территории Камчатского края.

Разрешая вопрос о соблюдении требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действия суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 20 Устава Камчатского края губернатор Камчатского края в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края издает постановления и распоряжения.

Статьей 27 Устава Камчатского края установлено, что систему нормативных правовых актов Камчатского края составляют настоящий Устав, законы Камчатского края и иные нормативные правовые акты Камчатского края.

Иными нормативными правовыми актами Камчатского края являются постановления Законодательного Собрания, постановления губернатора Камчатского края, постановления Правительства, а также нормативные правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, издаваемые в форме приказов и постановлений.

Согласно части 4 статьи 28 Устава Камчатского края порядок издания нормативных правовых актов губернатора Камчатского края, Правительства и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края определяется постановлениями губернатора Камчатского края и постановлениями Правительства.

Частями 1.2, 1.3, 1.4, 2.15 Порядка подготовки проектов правовых актов губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, утвержденного постановлением губернатора Камчатского края от 28 декабря 2007 года № 355 (далее – Порядок № 355), установлено, что постановления и распоряжения губернатора Камчатского края являются правовыми актами.

Постановление это нормативный правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Распоряжение это правовой акт, издаваемый для решения управленческих задач по организационным, кадровым и оперативным вопросам, не содержит предписаний нормативного характера.

Распоряжения могут иметь как общее значение и длительный срок действия, касаться широкого круга организаций, должностных лиц и граждан, так и ограниченный срок действия, касаться конкретного вопроса, узкого круга организаций и должностных лиц.

В соответствии с частями 4.1, 4.2, 4.5, 4.6 Порядка № 355 правовые акты губернатора Камчатского края издаются и подписываются губернатором Камчатского края.

Распоряжения первого вице-губернатора Камчатского края издаются и подписываются первым вице-губернатором Камчатского края.

Правовые акты губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края вступают в силу со дня подписания, если федеральными законами, законами Камчатского края или самим правовым актом, не предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Нормативные правовые акты губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу в указанный в них срок, но не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Официальное опубликование нормативных правовых актов губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Камчатского края от 1 июля 2014 года № 478 «О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края».

Согласно частям 4, 5 статьи 5 Закона Камчатского края от 1 июля 2014 года № 478 «О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края», официальное опубликование закона или иного нормативного правового акта, за исключением постановления Законодательного Собрания, осуществляется:

1) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) - в течение 10 дней со дня его подписания;

2) в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» - в течение 30 дней со дня его подписания.

Официальным опубликованием закона или иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Из указанных правовых норм следует, что правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, могут быть приняты только нормативным правовым актом, изданным губернатором Камчатского края в форме постановления. Распоряжения губернатора Камчатского края принимаются для решения управленческих задач, не содержат предписаний нормативного характера и не входят в систему нормативных правовых актов Камчатского края.

При этом суд не соглашается с утверждением представителя административного ответчика, что Распоряжение № 267-Р не является нормативным правовым актом.

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Анализ Распоряжения № 267-Р позволяет сделать вывод, что оно отвечает признакам нормативного правового акта, так как издано в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает для них общеобязательные правила поведения, рассчитан на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

При таких обстоятельствах форма, в которой губернатор Камчатского края принял оспариваемый нормативный правовой акт и нормативные правовые акты, вносящие в него изменения, которые должны быть того же вида, не соответствуют требованиям статьи 27, части 4 статьи 28 Устава Камчатского края и частями 1.3, 1.4 Порядка № 355.

Кроме того Распоряжение № 267-Р не содержит положений, регулирующих дату вступления его в законную силу, было введено в действие путем подписания.

Правовые акты, которыми в Распоряжение № 267-Р внесены изменения (Распоряжения от 23 марта 2020 года № 304-Р, от 27 марта 2020 года № 339-Р, от 1 апреля 2020 года № 347-Р, от 1 апреля 2020 года № 348-Р, от 3 апреля 2020 года № 359-Р), введены в действие в том же порядке.

Распоряжение № 267-Р и распоряжения, вносящие в него изменения, опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в один день - 7 апреля 2020 года.

В официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» распоряжения не публиковались.

Вместе с тем возможность ознакомиться с содержанием оспариваемых правовых актов была обеспечена путем размещения Распоряжения № 267-Р и внесенных в него изменений на официальном сайте органов исполнительной власти Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.kamgov.ru).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 4 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

При таких обстоятельствах выбор неправильной формы нормативного правового акта и его позднее опубликование при обеспечении реальной возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, не могут являться самостоятельным основанием для признания такого акта недействующим.

Учитывая, что Распоряжение № 267-Р с учетом внесенных в него изменений принято в пределах компетенции губернатора Камчатского края в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 198 «О защите населения и территории Камчатского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», поэтому не противоречит статье 8 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьям 1, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с чем требование административного истца о признание его недействующим удовлетворению не подлежит.

Довод административного истца об отсутствии подписи губернатора Камчатского края на оспариваемых им нормативных правовых актах несостоятелен.

Согласно части 5 статьи 5 Закона Камчатского края от 1 июля 2014 года № 478 «О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края» официальным опубликованием закона или иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Камчатского края, утвержденной Распоряжением Правительства Камчатского края от 12 ноября 2018 года № 460-РП, документы, образующиеся в деятельности исполнительного органа, составляют его документальный фонд. Законченные делопроизводством дела передаются в архив исполнительного органа (пункты 6.1.1, 6.2.1).

Таким образом в соответствии с вышеуказанными нормами при официальном опубликовании нормативного правового акта в официальном печатном издании «Официальные ведомости» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) размещается только сам текст нормативного правового акта; опубликование нормативного правового акта с подписью должности лица, подписывающего документ, не является обязательным, подписанные губернатором Камчатского края нормативные правовые акты хранятся в Правительстве Камчатского края.

Вместе с тем копии оспариваемых Шуманиным В.Ю. нормативных правовых актов, содержащие подписи должностных лиц, их принявших, представлены представителем административного ответчика в материалы дела (т. 1 л.д. 126-128, 135-144, 148-158).

Кроме того на дату подачи иска положения Распоряжения № 267-Р, с которыми административный истец связывает нарушение своих прав и указывает на их противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не действуют в связи с принятием временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края Солодовым В.В. (назначенным Указом Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в связи с досрочным прекращением полномочий губернатора Камчатского края Илюхина В.И. (т. 1 л.д. 169)) распоряжения от 10 апреля 2020 года № 391-Р (далее – Распоряжение № 391-Р), которым в Распоряжение № 267-Р внесены изменения - текстовая часть изложена в новой редакции; признаны утратившими силу приложения 1 и 2 к Распоряжению № 267-Р. (т. 1 л.д. 146).

Согласно действующей редакции Распоряжения № 267-Р (в редакции Распоряжения № 391-Р):

с 18 марта 2020 года на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (часть 1);

исполнительным органам государственной власти Камчатского края совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю дано распоряжение организовать работу регионального штаба по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края, обеспечить мониторинг ситуации и принятие мер по недопущению распространения на территории Камчатского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) (часть 2);

органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае дано распоряжение организовать работу оперативных штабов по организации проведения мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории соответствующих муниципальных образований в Камчатском крае во взаимодействии с Региональным штабом (часть 3);

контроль за исполнением распоряжения возложен на губернатора Камчатского края (часть 4).

В настоящее время правила поведения граждан и организаций в условиях режима повышенной готовности на территории Камчатского края регламентированы постановлением губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года № 50 «О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края».

В соответствии с частью 5.5 Порядка № 355 правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:

1) истечения срока действия правового акта или его отдельных положений;

2) признания правового акта или его отдельных положений утратившими силу;

3) принятия правового акта по предмету регулирования, аналогичному ранее принятому правовому акту;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Камчатского края.

Согласно части 5.6 Порядка № 355 правовой акт или его отдельные положения в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 5.5 настоящего раздела, утрачивают юридическую силу после издания и вступления в силу соответствующего правового акта, а в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3 части 5.5 настоящего раздела - без принятия такого правового акта.

Таким образом с 10 апреля 2020 года оспариваемые Шуманиным В.Ю. положения о правилах поведения граждан в условиях режима повышенной готовности исключены из Распоряжения № 267-Р. В настоящее время правила поведения в условиях режима повышенной готовности установлены постановлением губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года № 50. С настоящим иском административный истец обратился в суд 10 июня 2020 года, соответственно, оспариваемые Шуманиным В.Ю. положения утратили силу еще до подачи им иска.

В судебном заседании представителю административного истца Шуманина В.Ю. – Шуманиной Н.В., представившей диплом о наличии высшего юридического образования, было указано на утрату силу оспариваемых положений Распоряжения № 267-Р и разъяснена возможность обжалования действующего нормативного правового акта по основаниям, изложенным в иске, однако каких-либо распорядительных действий представителем административного истца предпринято не было, в связи с чем суд рассматривает иск по заявленным в нем требованиям.

При этом, исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).

Таким образом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, наряду с прочим, должен выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца в период действия отмененных положений нормативного правового акта.

Доказательств наличия конкретных фактов таких нарушений в исковом заявлении не указано и в материалы дела административным истцом не представлено.

Нарушение своих прав Шуманин В.Ю. связывает с незаконным, по его мнению, ограничением права на свободу передвижения.

Из предписаний Конституции РФ (часть 3 статьи 55, часть 3 статьи 56) следует, что право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Положения статьи 8 названного Закона № 5242-I предусматривают, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной зоне;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

На основе приведенных положений Конституции РФ и положений статей 1 и 8 Закона РФ № 5242-I на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено.

При этом на основании пункта 10, статьи 4.1, пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ принятие законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, принятие решений о введении режима повышенной готовности и установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ. При введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо субъекта РФ вправе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Понятие «ограничения доступа» включает в себя понятие «ограничение передвижения людей и транспортных средств на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации».

Вследствие этого доводы Шуманина В.Ю. в указанной части основаны на неправильном толковании норм права.

Доводы административного истца о нецелесообразности и неэффективности мер, принятых оспариваемым Распоряжением № 267-Р, не подлежат правовой оценке, поскольку в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в подпункте «а» пункта 28 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50, суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом и должностным лицом оспариваемого акта, а соответственно суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности установленных губернатором правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Соответствующие правила поведения приняты в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации с учетом постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», Указа Президента от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и направлены на защиту конституционных прав граждан, на обеспечение здоровья населения, которое, как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль как в жизни каждого человека, так и в жизни общества и государства.

Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В связи с тем, что распоряжение губернатора Камчатского края № 267-Р от 12 марта 2020 года в оспариваемых административных истцом редакциях было изменено и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца, в период действия права административного истца нарушены не были, производство по административному делу в части требований Шуманина В.Ю. о признании недействующим нормативного правового акта – распоряжения губернатора Камчатского края № 267-Р от 12 марта 2020 года с учетом изменений, внесенных в него распоряжением губернатора Камчатского края № 347-Р от 1 апреля 2020 года и распоряжением первого вице-губернатора Камчатского края № 359-Р от 3 апреля 2020 года, подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 194, статьями 198 - 199, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство по административному делу по административному исковому заявлению Шуманина В.Ю. в части требований о признании недействующим нормативного правового акта – распоряжения губернатора Камчатского края № 267-Р от 12 марта 2020 года с учетом изменений, внесенных в него распоряжением губернатора Камчатского края № 347-Р от 1 апреля 2020 года, распоряжением первого вице-губернатора Камчатского края № 359-Р от 3 апреля 2020 года, прекратить.

На определение суда может быть подана частная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение в течение пятнадцати дней со дня изготовления определения суда в окончательной форме.

В окончательной форме определение изготовлено 31 августа 2020 года.

Председательствующий Н.В. Гончарова