ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-186/18 от 26.11.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-186/2018

Хабаровский краевой суд

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

предварительного судебного заседания

26 ноября 2018 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре А.С.Наседкиной,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующим постановление Правительства Хабаровского края от 11.06.2015 года № 136-пр «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края» в части пункта 2.3 раздела 2 Порядка,

у с т а н о в и л:

Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2015 года № 136-пр, опубликованном 15.06.2015 года на официальный интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края (далее – Порядок осуществления земельного контроля).

Прокурор Хабаровского края обратился с административным иском, в котором просит признать недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу, пункт 2.3 раздела 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2015 года № 136-пр, в той мере, в какой в этой норме отсутствует обязанность должностного лица органа муниципального контроля при проведении проверки знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

В обоснование своих требований прокурор указал, пункт 2.3 раздела 2 Порядка осуществления земельного контроля содержит исчерпывающий перечень обязанностей должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, но не предусматривает обязанности этих должностных лиц знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного взаимодействия. Отсутствие такой обязанности противоречит пункту 7.1 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения которого предусматривают, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки, среди прочего, обязаны знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Так как Порядка осуществления земельного контроля разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края, то его положения не должны противоречить этим федеральным законам, имеющим большую юридическую силу.

Прокуратурой края губернатору, председателю Правительства Хабаровского края 16.10.2018 года принесен протест, в удовлетворении которого отказано.

По мнению прокурора, не приведение пункта 2.3 раздела 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2015 года № 136-пр в соответствие с действующим законодательством может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, так как целью муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления края по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства края, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством края предусмотрена административная и иная ответственность.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству представитель Правительства Хабаровского края в письменной форме заявил ходатайство о прекращении производства по делу на основании подпункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ. Обосновывая ходатайство, он указал, что в целях приведения пункта 2.3 раздела 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2015 года № 136-пр, в соответствие с положениями пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, постановлением Правительства Хабаровского края от 12.11.2018 года № 407-пр внесены дополнения в постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2015 года № 136-пр. Пункт 2.3 Порядка осуществления земельного контроля дополнен подпунктом 7-1, предусматривающим обязанность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии со статьей 4 Закона Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края» постановлением Правительства Хабаровского края от 12.11.2018 года № 407-пр опубликовано 12.11.2018 года на «Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края» (laws.khv.gov.ru) и вступило в законную силу.

В судебном заседании представитель Правительства Хабаровского края ФИО1 (доверенность от 21.12.2017 года сроком действия до 31.12.2018 года) поддержал заявленное ходатайство, настаивал на его удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного истца старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Азарова Е.В. не возражала против удовлетворения ходатайства административного ответчика о прекращении производства по делу, отметив, что постановлением Правительства Хабаровского края от 12.11.2018 года № 407-пр содержание пункта 2.3 раздела 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2015 года № 136-пр, приведено в соответствие с действующим законодательством. Поэтому у прокурора на данный момент отсутствует основание оспаривать нормативный правовой акт.

Выслушав мнение представителей административного истца, административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд пришел к выводам.

Статья 72 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 234-ФЗ) предусматривает, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления городского округа в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В частности, положения пункта 7.1 статьи 18 данного закона обязывают должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2015 года № 136-пр утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края. Настоящий Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края разработан в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" постановление Правительства Хабаровского края опубликовано 15.06.2015 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2015 года № 136-пр, обладает признаками нормативного правового акта, так как содержит правовые нормы, регулирующие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение.

Данный нормативный правовой акт принят Правительством Хабаровского края в пределах предоставленных ему полномочий (статья 72 Земельного кодекса РФ). Нормативный правовой акт принят в требуемой форме, с соблюдением установленных процедуры его принятия, правил введения в действие и вступления в силу.

Пункт 2.3 раздела 2 утвержденного Порядка устанавливает, что должностные лица при проведении проверки обязаны: 1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований; 2) соблюдать законодательство Российской Федерации, Хабаровского края, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, которым принадлежат проверяемые объекты земельных отношений; 3) проводить проверку на основании распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением; 4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля о ее проведении и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки; 5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; 7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, его уполномоченного представителя с результатами проверки; 8) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; 10) соблюдать сроки проведения проверки; 11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя и гражданина документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации; 12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка; 13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при их наличии).

По изложенному в административном исковом заявлении мнению прокурора края, пункт 2.3 раздела 2 Порядка не соответствует (противоречит) пункту 7.1 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в той мере, в какой в этой норме отсутствует обязанность должностных лиц органа муниципального контроля при проведении проверки знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного взаимодействия. И это создает предпосылки нарушения прав неопределенного круга лиц. Реализовав свое субъективное право, вытекающее из положений статьи 39, части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, он обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Таким образом, предметом проверки в данном деле являются нормативные положения пункта 2.3 раздела 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2015 года № 136-пр, в оспариваемой части.

В период рассмотрения данного административного дела Правительством Хабаровского края 12.11.2018 года принято постановление № 407-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 11.06.2017 года № 136-пр". Данным постановлением внесены изменения в ряд нормативных положений постановления и утвержденного им Порядка, в том числе в оспариваемый прокурором пункт 2.3 раздела 2 Порядка. Этот пункт дополнен подпунктом 7-1, предусматривающим обязанность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии со статьей 4 Закона Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края", официальным опубликованием нормативных правовых актов Правительства края считается первая публикация их полного текста в краевых периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru). Нормативные правовые акты Правительства края вступают в силу после их официального опубликования, если этими актами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Постановление Правительства Хабаровского края от 12.11.2018 года № 407-пр опубликовано 12.11.2018 года на официальном интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, и вступило в законную силу 12.11.2018 года.

Таким образом, на дату настоящего судебного заседания пункт 2.3 раздела 2 Порядка осуществления земельного контроля, в оспариваемой прокурором редакции, утратил силу, и с 12.11.2018 года действует в редакции постановления правительства Хабаровского края от 12.11.2018 года № 407-пр.

Исходя из положений части 6 статьи 208, статей 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт (его часть), который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт (его часть), действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства административного ответчика и прекращению производства по административному делу, отсутствуют.

Настоящее административное исковое заявление подано прокурором края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На факты применения оспариваемого пункта 2.3 раздела 2 Порядка осуществления земельного контроля при проведении проверок, повлекшее нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц, прокурор не ссылался ни при подаче административного искового заявления в суд, ни при его рассмотрении. Судом таких фактов не установлено.

С учетом изложенного, и поскольку судом установлены: прекращение действия (утрата силы) пункта 2.3 раздела 2 Порядка осуществления земельного контроля в оспариваемой прокурором редакции, в связи со вступлением с 12.11.2018 года в действие новой редакции этого пункта, введенной вступившим в силу постановлением Правительства Хабаровского края от 12.11.2018 года № 407-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 11.06.2017 года № 136-пр", а также отсутствие применения оспариваемого положения в отношении конкретных граждан или юридических лиц, повлекшего нарушение их прав и законных интересов в период его действия, так и после утраты силы, то имеются предусмотренные частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для прекращения производства по настоящему административному делу.

Руководствуясь частью 2 статьи 194, статьями 198, 199, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213, статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

о п р е д е л и л:

прекратить производство по делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края о признании пункта 2.3 раздела 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2015 года № 136-пр, противоречащим действующему законодательства в той мере, в какой в этой норме отсутствует обязанность должностного лица органа муниципального контроля при проведении проверки знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда, в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья краевого суда: Е.А.Бузыновская