Номер изъят
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
17 сентября 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Гордееве А.С., с участием
представителя административного истца Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, заинтересованного лица Общероссийской ассоциации общественных объединений Охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» - ФИО1, действующего на основании доверенностей от Дата изъята , от Дата изъята Номер изъят,
представителя административного ответчика временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области ФИО2 – ФИО3, действующей на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят,
представителей заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области – ФИО4, действующей на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят,
прокурора отдела прокуратуры по Иркутской области – Холодковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-189/2020 по административному исковому заявлению Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов к Временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области ФИО2 о признании недействующим со дня принятия Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 г.»,
У С Т А Н О В И Л :
Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, посредством заполнения электронной формы на сайте Иркутского областного суда обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 г.».
В обоснование административных исковых требований Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов указывает, что 15 мая 2020 г. был издан Указ Губернатора Иркутский области № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года» (далее – Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг), пунктом 1 которого внесены изменения в строку Указа Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.» (далее – Указ Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг), а именно уменьшено (изъято) у Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов квоты добычи: лося, благородного оленя (изюбра), косули сибирской, дикого северного оленя, кабарги, бурого медведя, соболя, рыси и барсука на период до 1 августа 2020 г.
Согласно Указу Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов на охотничий период с 1 августа 2019 г. по 1 августа 2020 г. были установлены квоты (лимиты) добычи: лося – 46 особей, благородного оленя (изюбря) – 60 особей, косули сибирской – ноль особей, дикого северного оленя – 49 особей, кабарги – 150 особей, бурого медведя – 24 особи, соболя – 4611 особей, рыси – ноль особей, барсука – ноль особей.
Указом Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года Указом Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг в отношении Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, внесены изменения, согласно которым со дня принятия Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг из лимита добычи охотничьих ресурсов Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов исключены (изъяты) ранее установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих животных: лося – 46 особей, благородного оленя (изюбря) – 60 особей, дикого северного оленя – 49 особей, кабарги – 150 особей, соболя – 4611 особей, оставлен без изменения только лимит (квота) добычи бурого медведя – 24 особи (в том числе в весенний период 2020 г. – 14 особей), в отношении охотничьих животных: косули сибирской, рыси, барсука лимит добычи ранее не устанавливался.
Административный истец полагает, что при издании Указа от 15 мая 2020 г. № 149-уг Губернатором Иркутской области нарушен порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих животных, предусмотренный пунктом 2 приложения 2 Приказа Минприроды Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г. «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию», кроме того, административный истец полагает, что при издании оспариваемого Указа Губернатора Иркутской области нарушена часть 3 статьи 11 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» так как вводная часть этого указа не содержит ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, на основании которых он принят.
Административный истец считает, что при принятии оспариваемого Указа Губернатора Иркутской области, был нарушен пункт 16 Приказа Минприроды Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г. «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию», устанавливающий исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в документ об установлении лимита добычи охотничьих ресурсов, к которым относятся: 1) внесение изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов; 2) на основании судебного решения.
Также административный истец полагает, что при издании Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг изменяющего установленный лимит добычи охотничьих животных нарушена статья 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», так как не были проведены общественные слушания и государственная экологическая экспертиза, которая проводится в обязательном порядке при внесении изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Основание изъятия у Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов лимита добычи охотничьих животных Указом Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг не относится к перечню оснований для внесения изменений в документ об установлении лимита добычи охотничьих ресурсов.
Также административный истец полагает, что в нарушение пунктов 9.5, 9.6 Приказа Минприроды Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г. «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию», Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», части 4 статьи 24 Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обжалуемый указ принят без проведения государственной экологической экспертизы и общественных слушаний.
Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг, по мнению административного истца, нарушает положения статьи 1 (части 1), статей 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3), статьи 57 Конституции Российской Федерации, так как ему придана обратная сила, он ухудшает положение граждан (ими на основании выданных лицензий добыто около пяти тысяч особей охотничьих животных), влечет отмену прав на добытые объекты животного мира, которое ими приобретено на основании выданных административным истцом лицензий на добычу охотничьих ресурсов.
Административный истец указывает, одним из негативных последствий для административного истца является то, что Министерство лесного комплекса Иркутской области, основываясь на оспариваемом Указе Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг, письмом от 20 мая 2020 год № 02-91-6440/20 потребовало у административного истца возвращения ранее выданных ему бланков лицензий на добычу охотничьих животных.
Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов в соответствии с установленным ему Указом Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг лимитом (квотой) добычи охотничьих животных на охотничий сезон 2019 – 2020 гг. за исключением лицензии № А-369518, которая не выдана, были выданы охотникам следующие лицензии (разрешения на охоту): № А-369509 выдана 30 марта 2020 г.; № А-369510 выдана 6 апреля 2020 г.; № А-369511 выдана 6 апреля 2020 г.; № А-369512 выдана 6 апреля 2020 г.; № А-369513 выдана 7 апреля 2020 г.; № А-369514 выдана 13 апреля 2020 г.; № А-369515 выдана 6 мая 2020 г.; № А-369516 выдана 7 апреля 2020 г.; № А-369517 выдана 6 мая 2020 г., которые находятся у них на руках.
Административный истец указывает, что учитывая численность охотников, состоящих в Усть-Кутском городском отделении Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (около 1000 человек), возвращение выданных лицензий (разрешений на охоту) повлечет за собой такое негативное последствие как возвращение из бюджета денежных средств, полученных за их выдачу.
По мнению административного истца, оспариваемый нормативно-правовой акт нарушает принцип правовой определенности и стабильности правового регулирования.
Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов с учетом принятых судом уточнений административного иска (л.д. 117-120, т. 3) просит признать недействующим со дня его принятия Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 г.».
В судебном заседании представитель административного истца Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, а также заинтересованного лица Общероссийской ассоциации общественных объединений Охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» - ФИО1, действующий на основании доверенностей, административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области ФИО2 – ФИО3, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, поддержала доводы возражений на административный иск, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области – ФИО5, ФИО4, действующие на основании доверенностей в судебном заседании полагали, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поддержали доводы отзыва на административный иск, после перерыва в судебном заседании представитель ФИО5 не явился, присутствующая в судебном заседании представитель ФИО4 просила в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованное лицо – Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Первоначально представителем Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО6, действующей на основании доверенности, суду были направлены пояснения к административному исковому заявлению, в которых представитель полагала, что административное исковое заявление по настоящему административному делу подлежит удовлетворению, так как при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушено федеральное законодательство, а именно, при изменении лимита добычи охотничьих животных нарушена статья 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не проведена государственная экологическая экспертиза при внесении изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также нарушены положения пункта 16 Приказа Минприроды Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г. «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию», предусматривающий исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в документ об установлении лимита добычи охотничьих ресурсов, к которому не относится основание, по которому был издан оспариваемый указ.
В последующем, письмом представитель Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО6 свои пояснения отозвала, иной правовой позиции по настоящему административному делу не выразила.
Суд с учетом мнения явившихся лиц, прокурора Холодковой О.В., руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Холодковой О.В., полагавшей, что производство по делу следует прекратить, так как Указ Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.», в который внесены изменения оспариваемым нормативным правовым актом - Указом Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг на момент рассмотрения дела перестал действовать и чьи-либо права не нарушает, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства, суд находит производство по настоящему административному делу подлежащим прекращению.
Как предусмотрено пунктами «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить таким федеральным законам.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Закона об охоте под лимитом добычи охотничьих ресурсов понимается объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов, а под квотой добычи охотничьих ресурсов понимается часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Согласно части 3 статьи 24 Закона об охоте и пункта 13 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» (далее – Порядок) лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
В соответствии с пунктом 4 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов.
В силу положений пункта 9.5 Порядка для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Иркутской области от 14 июня 2019 г. № 358-мр, утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рассмотрению материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира на территории Иркутской области и установлен срок действия заключения до 1 августа 2020 г.
Указом Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. утвержден лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.
Лимит, квоты добычи охотничьих ресурсов в охотничий сезон 2019-2020 гг. в отношении Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов установлены на основании заявки Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов на установлении квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2019 г. по 1 августа 2020 г., поданной в Министерство лесного комплекса Иркутской области 28 марта 2019 г.
Частями 4-11 статьи 24 Закона об охоте предусмотрено, что лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя утверждается по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья. Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия. В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, с установленной квотой добычи охотничьих ресурсов они вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.
Статьями 57, 59 Устава Иркутской области определено, что Губернатор Иркутской области является высшим должностным лицом Иркутской области.
Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и Законов Иркутской области издает правовые акты в форме указов Губернатора Иркутской области. Указы Губернатора Иркутской области издаются по вопросам нормативного правового регулирования, а также в иных случая, предусмотренных Уставом Иркутской области и законами Иркутской области.
Как предусмотрено статьей 59 Устава Иркутской области, указы Губернатора Иркутской области издаются посредством их подписания Губернатором Иркутской области.
Согласно частей 1, 4 статьи 11 Закона Иркутской области об 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области (далее – Закон Иркутской области «О правовых актах») Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и Законов Иркутской области издает правовые акты в форме указов, которые подписываются Губернатором Иркутской области.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что издание Указа Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.», как и внесение в него изменений Указом Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг относится к компетенции Губернатора Иркутской области, они приняты в надлежащей для данного вида нормативного правового акта форме.
Оспариваемый Указ Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.» подписан Губернатором Иркутской области ФИО7, устанавливает обязательные для исполнения нормы, рассчитанные на многократное применение, распространяющие свои действия на неопределенный круг лиц и, следовательно, является нормативным правовым актом.
Согласно части 2 статьи 68 Устава Иркутской области в случаях, установленных федеральным законом, обязанности Губернатора Иркутской области исполняет Временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области, назначаемый Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. № 600 «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Иркутской области» Временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области с 12 декабря 2019 г. назначен ФИО2 до вступления в должность лица, избранного Губернатором Иркутской области.
Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг издан Временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области ФИО2
Губернатором Иркутской области соблюдены форма и вид нормативного правового акта - указ Губернатора Иркутской области как нормативный правовой акт, Губернатор Иркутской области уполномочен на принятие нормативного акта данного вида.
ФИО2, являясь Временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области, уполномочен на осуществление полномочий высшего должностного лица Иркутской области - Губернатора Иркутской области, в том числе на подписание нормативных правовых актов Губернатора Иркутской области, издаваемых в форме указов Губернатора Иркутской области, включая подписание Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг.
Как предусмотрено частью 21 статьи 54 Закона Иркутской области «О правовых актах» официальное опубликование правовых актов Иркутской области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органом государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правой информации» (www.pravo.gov.ru).
Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12 марта 2010 г. № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательного Собрания Иркутской области и Правительства Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации – общественно-политическая газета «Областная».
Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 10 июля 2014 г. № 90-оз «О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), зарегистрированное в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Указ Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг опубликован на «Официальном интернет-портале правой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июля 2019 г., номер публикации 3800201907300001, а также в общественно-политической газете «Областная» от 14 августа 2019 г. № 91 (страницы 26-29).
Оспариваемый административным истцом Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru 1 июня 2020 г., а также на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 мая 2020 г. (номер публикации 3800202005190004), а также в общественно-политической газете «Областная» № 57, от 1 июня 2020 г.
Таким образом, порядок издания оспариваемого Указа Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг, а также Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг, а также порядок их опубликования административным ответчиком соблюдены.
Указ Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг, а также Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг являются нормативными правовыми актами, так как содержат нормы обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц в период действия нормативного правового акта.
Срок действия Указа Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг установлен с 1 августа 2019 г. по 1 августа 2020 г., срок действия Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг с 15 мая 2020 г. по 1 августа 2020 г.
На момент рассмотрения настоящего административного дела действие Указа Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг, а также и Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг окончен в связи с его истечением.
Исследуя правовое положение Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов как охотпользователя в спорных правовых отношениях, судом установлено нижеследующее.
В соответствии со статьей 27 Закона об охоте предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам аукциона.
Исключением для заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона после введения в действие Закона об охоте признано право лиц, имевших право на пользование объектами животного мира на основании лицензий, выданных соответствии положениями ранее действовавшего Закона о животном мире.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно разъяснениям приведенным в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из положений частей 1, 3, 9 статьи 71 Закона об охоте, право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
По истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
Первоначальное право пользование охотничьими ресурсами у административного истца возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии Номер изъят, выданной 11 июля 2007 г. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на основании распоряжения первого заместителя главы администрации Иркутской области от 2 июля 2007 г. № 319-рз «О предоставлении территории (акватории) Усть-Кутскому ГО ИООООиР в долгосрочное пользование.
Согласно Приложению № 1 к долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира на Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов при осуществлении пользования объектами животного мира возложена обязанность осуществления учета и оценки состояния используемых объектов животного мира, а также оценки состояния среды их обитания.
В соответствии с данной долгосрочной лицензией на период с Дата изъята г. в границах территории общей площади (данные изъяты) га Усть-Кутского района Иркутской области разрешено пользование следующими объектами животного мира: лось, изюбрь, дикий северный олень, косуля, кабарга, бурый медведь, волк, рысь, росомаха, лисица, выдра, барсук, соболь, норка, колонок, горностай, ондатра, белка, заяц-беляк, глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, гуси, утки, кулики, кроме видов и подвидов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации (л.д. 246, т. 3).
На основании указанной выше долгосрочной лицензии Администрацией Иркутской области с Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов Дата изъята г. был заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, срок действия договора до Дата изъята г.
Согласно пункту 3.2 данного договора на охотпользователя - Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов возложены обязанности, в частности, по: рациональному использованию объектов животного мира, соблюдению установленных правил, норм и сроков пользования животным миром, условий и требований, установленных в долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и настоящем договоре, применению при пользовании объектами животного мира способов, не нарушающих целостности естественных сообществ; осуществлению учета и оценки состояния используемых объектов животного мира, а также оценки состояния среды их обитания; ведению систематического наблюдения за объектами животного мира, средой их обитания и учет изъятия объектов животного мира, предоставлению необходимой информации о результатах наблюдения и объемах изъятия объектов животного мира в специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Дата изъята г. между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов заключено Охотхозяйственное соглашение № Номер изъят, согласно которому административному истцу в Усть-Кутском районе Иркутской области предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов, а Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов приняло на себя обязательство обеспечивать проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру (пункт 1.1 соглашения), осуществлять учет и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку среды из обитания (пункт 8.2.5 подпункта 8.1 пункта 8 соглашения), предоставлять сведения о численности охотничьих ресурсов (пункт 8.2.13 подпункта 8.2 пункта 8 соглашения).
Охотхозяйственное соглашение заключено с Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организацией охотников и рыболовов на 49 лет.
Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу, так как в спорных правоотношениях оно является охотпользователем, которому на охотничий сезон 2019-2020 гг. Указом Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг был установлен лимит (квота) добычи охотничьих животных, который был пересмотрен оспариваемым Указом Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг, законность которого является предметом проверки по настоящему административному делу.
При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 5 статьи 24 Закона об охоте).
Согласно части 2 статьи 36 Закона об охоте в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - государственный мониторинг).
Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных на территории Иркутской области определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 года № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» (далее - Приказ Минприроды России от 6 сентября 2010 г. № 344).
Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - Государственный мониторинг) представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий (пункт 1 данного приказа).
Данные Государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов (пункт 2 данного приказа).
Эти данные государственного мониторинга применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (пункт 3 данного приказа).
В соответствии с пунктом 7.2.2. Приказа Минприроды России от 6 сентября 2010 г. № 344 предусмотрено, что при осуществлении Государственного мониторинга осуществляется сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона № 209-ФЗ (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Анализ законодательства, регулирующий спорные правоотношения, показал, что охотпользователи при осуществлении сбора сведений о численности и состояния охотничьих ресурсов в закрепленных за ними охотничьих угодьях вправе выбрать способ такого учета, осуществление данного сбора сведений является обязательным для охотпользователя.
Основным методом учета объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьих ресурсов), согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 ноября 2012 г. № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета», является зимний маршрутный учет (ЗМУ).
Согласно распоряжению Министерства лесного комплекса Иркутской области от 18 декабря 2018 г. № 4205-мр «Об организации и проведении государственного мониторинга охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета в 2019 году» в целях определения численности охотничьих ресурсов, оценки распространения (размещения) их в среде обитания и динамики изменения численности и среды обитания на территории Иркутской области, своевременной подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, предоставления на государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи, охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2019 г. до 1 августа 2020 г., отделу охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания министерства лесного комплекса Иркутской области предписано организовать в период с 1 января по 28 февраля 2019 года государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее - ЗМУ) на территории охотничьих угодий Иркутской области, обеспечить своевременный сбор, обработку и отправку ведомостей зимнего маршрутного учета в ФГБУ «Центрохотконтроль».
Также данным распоряжением лицам, ответственным за организацию и проведение ЗМУ на поднадзорной территории в границах административного района Иркутской области (ответственным исполнителям) предписано обеспечить сбор, оценку качества ведомостей зимнего маршрутного учета (карточек ЗМУ), оформленных охотпользователями на поднадзорной территории в границах административного района и контроль за их направлением в Отдел охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства лесного комплекса Иркутской области в срок до 15 марта 2019 г.
Во исполнение указанного выше распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области было принято распоряжение Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству «Об организации и проведении государственного мониторинга охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета в 2019 году» от 17 декабря 2018 г. № 106-к, которым предписано в период с 1 января 2019 г. по 28 февраля 2019 г. организовать проведение государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом ЗМУ на поднадзорной территории в границах административного района (по смыслу распоряжения – Усть-Кутский район Иркутской области).
Этим же распоряжением лицам, ответственным за организацию проведения государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом ЗМУ на поднадзорной территории предписано обеспечить сбор, оценку качества ведомостей зимнего маршрутного учета (карточек ЗМУ), оформленных охотпользователями на поднадзорной территории в границах административного района, а также обеспечить контроль за их направлением в отдел охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства лесного комплекса Иркутской области до 15 марта 2019 г.
На основании представленных охотпользователями сведений о численности охотничьих ресурсов, оценки распространения (размещения) их в среде обитания и динамики изменения численности и среды обитания на территории Иркутской области, собранных с использованием методом ЗМУ Министерством лесного комплекса Иркутской области подготовлен и утвержден 19 апреля 2019 г. Отчет по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2019 году, согласно которому определена численность объектов животного мира на территории Иркутской области, а также в Усть-Кутском районе Иркутской области (л.д. 1-81, т. 3).
Согласно таблице 1 «Распределение объема собранного материала ЗМУ охотничьих животных по административным районам Иркутской области в 2019 г.» по Усть-Кусткому району поступило 95 карточек ЗМУ, из них признано браком – ноль карточек, и все они приняты к обработке.
На основании представленных карточек ЗМУ осуществлена оценка послепромысловой численности охотничьих животных как на территории Иркутской области, так и на территории Усть-Кутского района Иркутской области, определено состояние численности видов охотничьих животных на территории Иркутской области, оценка которых определена по данным опроса охотников, картирования индивидуальных участков обитания и другими методами учета, а также составлены ведомости расчета численности охотничьих животных в послепромысловый период 2019 г. по Иркутской области.
В частности на основании данных ЗМУ Министерством лесного комплекса Иркутской области составлена ведомость расчета численности охотничьих животных в послепромысловый период 2019 г. по Усть-Кускому району Иркутской области (л.д. 69, т. 3).
Как было установлено судом выше, согласно Приложению № 1 к долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии Номер изъят, выданной Дата изъята г. Усть-Кутскому ГО ИООООиР, договором о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 10 декабря 2007 г., заключенному между Администрацией Иркутской области и Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, а затем Охотхозяйственному соглашению № 103 от 24 января 2020 г., заключенному между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, в соответствии с пунктом 7.2.2. Приказа Минприроды России от 6 сентября 2010 г. № 344, на Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов при осуществлении пользования объектами животного мира возложена обязанность осуществления учета численности и оценки состояния используемых объектов животного мира, а также оценки состояния среды их обитания.
Судом установлено, что Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов избран метод учета объектов животного мира в представленных ему охотничьих угодьях – Зимний маршрутный учет (ЗМУ).
Данный факт подтверждается: распоряжением № 56 председателя правления Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов от 27 декабря 2018 г., согласно которому Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 1 от 11 января 2012 г., распоряжения Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству № 106-к от 17 декабря 2018 г. в охотничьих угодьях Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов самостоятельно проводится зимний маршрутный учет с 1 января 2019 г. по 28 февраля 2019 г., с представлением карточек ЗМУ до 10 марта 2019 г.; отчетом о проведении ЗМУ в срок до 15 апреля 2019 г.; представленными суду карточками ЗМУ (л.д. 143-207, т. 2); отчетом по зимнему маршрутному учету охотничьих животных в Усть-Кутском ГОИООООиР Иркутской области за 2019 г., утвержденным председателем правления Усть-Кутском ГОИООООиР Дата изъята ; отчетом по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2019 году, согласно которому определена численность объектов животного мира на территории Иркутской области, а также в Усть-Кутском районе Иркутской области (л.д. 1-81, т. 3); Актом проверки исполнения законодательства об охране животного мира Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов от 9 декабря 2019 г., проведенной прокуратурой г. Усть-Кута; материалами данной прокурорской проверки; протестом прокурора Иркутской области ВРИО Губернатору Иркутской области от Дата изъята № Номер изъят (л.д. 194-196, т. 3); иными материалами административного дела № 3а-189/2020.
Учитывая изложенное выше, довод представителя административного истца о том, что Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов не должно было проводить учет численности используемых в отведенных ему охотугодьях объектов животного мира методом ЗМУ не может быть прият судом во внимание, как не соответствующий собранным по делу доказательствам, согласно которым административным истцом избран метод такого учета – зимний маршрутный учет (ЗМУ), иного в ходе рассмотрения дела не доказано.
Согласно материалам проверки, проведенной прокуратурой г. Усть-Кута в отношении Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, протеста Прокурора Иркутской области от 3 марта 2020 № 7/1-06-2020 информация о численности охотничьих животных на территории охотничьих угодий Усть-Кутского ГО ИООООиР получена Министерством природных ресурсов Иркутской области на основании обработки поступивших в министерство от Усть-Кутского ГО ИООООиР ведомостей зимнего маршрутного учета (ЗМУ).
В ходе выборочной проверки 16 ведомостей ЗМУ во всех установлена недостоверность внесенных в них данных, так на маршрутах под номерами №Номер изъят охотниками (исполнителями) учет фактически не проводился, данные, внесенные ведомости учета, не соответствуют действительности.
Из пояснений охотников, заполнявших ведомости №Номер изъят следует, что фактически учет они не проводили, в лесных угодьях, которые указаны в ведомостях как место проведения учета, не находились, данные в ведомости внесены с их слов. Ведомости №Номер изъят составлены от имени ФИО17, который умер Дата изъята
Согласно пункту 37 Методических указаний установлены основания для исключения из расчета численности зверей и птиц ведомостей ЗМУ.
Так, при данном расчете не учитываются ведомости зимнего маршрутного учета, заполненные с нарушениями требований настоящих Методических указаний, а также ведомости, в которых имеются исправления, к которым не прилагается схема учетного маршрута, с нанесением записи параметров прохождения учетного маршрута, полученных во время осуществления учета с использованием спутникового навигатора.
Пунктами 15 и 16 Методических указаний определен объем необходимых учётных материалов, для Усть-Кутского ГОИООООиР данный показатель составляет 648,00 км.
При исключении из расчета указанных ведомостей ЗМУ общая протяженность заложенных маршрутов составит 540,00 км., что свидетельствует о невыполнении требований Методических указаний по объему необходимых учетных материалов Усть-Кутским ГО ИООООиР.
В силу положений пункта 7 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г., квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается в случае отсутствия данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов.
Судом установлено, что фактически Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов работы по зимнему маршрутному учету в 2019 году в соответствии с Методикой по маршрутам №Номер изъят не проводились, вследствие чего отсутствуют достоверные данные о численности охотничьих ресурсов в предоставленных административному истцу охотничьих угодьях.
На момент обработки предоставленных Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов ведомостей ЗМУ и установления квот добычи охотничьих ресурсов в Министерстве лесного комплекса Иркутской области информация о нарушении Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов требований Методических указаний по проведению ЗМУ и оформлению его результатов отсутствовала, визуально не определялась и была установлена в результате прокурорской проверки.
Недостоверная информация о численности охотничьих ресурсов в предоставленных административному истцу охотничьих угодьях Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов была предоставлена Министерству природных ресурсов Иркутской области, что могло оказать влияние на установление Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов лимита добычи охотничьих животных в представленных ему охотничьих угодьях в охотничьем сезоне 2019-2020 гг.
Пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г., установлено, что квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается: при отсутствии заявки; в случае отсутствия данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов; в случае, при котором определение квоты добычи приводит к результату менее чем одна особь.
Таким образом, представление недостоверных данных о зимнем маршрутном учете (ЗМУ) является в силу положений указанного выше пункта 7 Порядка основанием для отказа в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов охотпользователю предоставившему такие данные.
Пунктом 16 Порядка, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г., внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях: требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов; на основании судебного решения, при этом, согласно примечанию к этого случая – судебный порядок распространяется на случай, предусмотренный часть 11 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, с установленной квотой добычи охотничьих ресурсов они вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке).
Анализ подзаконного нормативного акта – Порядка, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г., приводит к выводу о неурегулированности данным актом вопроса о внесении изменений в утвержденный документ лимита добычи охотничьих ресурсов по основанию представления охотпользователем недостоверных сведений о численности охотничьих ресурсов в представленных ему охотничьих угодьях.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 33 Закона об охоте, наделяющей высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации полномочиями по организации и осуществлению сохранения и использования охотничьих ресурсов, среды их обитания, установлению в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, регулированию численности охотничьих ресурсов, а согласно части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, Губернатор Иркутской области в порядке осуществления органом государственной власти самоконтроля в отношении принятых им нормативных актов, был вправе в отношении Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов привести принятый им нормативный акт - Указ Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.» в соответствие с действующим законодательством об охоте, поскольку в соответствии с пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г., отсутствие данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов (то есть, по смыслу данной нормы, непредоставление достоверных данных), в настоящем административном деле – данных зимнего маршрутного учета (ЗМУ), является основанием для отказа в охотпользователю в установлении ему лимита, квоты добычи охотничьих ресурсов в этом охотничьем сезоне.
Доводы административного истца о возможности внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, при указанных выше обстоятельствах, исключительно в судебном порядке или с соблюдением порядка прохождения общественных слушаний, а также государственной экологической экспертизы не могут быть приняты судом, поскольку осуществление общественных слушаний, необходимо при установлении лимита добычи охотничьих животных, а при аннулировании такого лимита или его уменьшении их проведение до принятия такого решения, законом не предусмотрено, как не предусмотрено законом в этом случае прохождение экологической экспертизы, поскольку лимит добычи не устанавливается и не увеличивается.
Что касается судебного порядка уменьшения или аннулирования ранее установленного лимита, то, как было указано выше, такой порядок касается только случаев, предусмотренных частью 11 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», когда юридические лица или индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, в судебном порядке оспаривают установленную им квоту добычи охотничьих ресурсов.
Анализируя действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого Указа Губернатора Иркутский области № 149-уг законодательству, имеющему большую юридическую силу, о принятии этого указа надлежащим должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка принятия этого нормативного правового акта, а также требований к порядку его опубликования.
Обсуждая вопрос о времени, с которого действует оспариваемый Указ Губернатора Иркутский области № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года» суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области издает нормативные правовые акты в форме указов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
Частью 2 статьи 57 этого Закона Иркутской области предусмотрено, что правовые акты Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, министерств и иных исполнительных органов государственной власти области, их территориальных подразделений вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен соответствующим правовым актом Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, министерства или иного исполнительного органа государственной власти области.
Согласно статье 58 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз правовому акту области может быть соответствующим правотворческим органом области придана обратная сила.
Придание правовому акту области обратной силы не допускается, если им устанавливается либо отягчается ответственность, а также в иных случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Из содержания Указа Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года» следует, что данным указом внесены изменения в Указ Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг в отношении Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, согласно которым со дня принятия Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг из лимита добычи охотничьих ресурсов Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов исключены (изъяты) ранее установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих животных: лося – 46 особей, благородного оленя (изюбря) – 60 особей, дикого северного оленя – 49 особей, кабарги – 150 особей, соболя – 4611 особей, оставлен без изменения только лимит (квота) добычи бурого медведя – 24 особи (в том числе в весенний период 2020 г. – 14 особей), в отношении охотничьих животных: косули сибирской, рыси, барсука лимит добычи ранее не устанавливался.
Указ Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года» не содержит указаний о придании ему обратной силы, то есть этот указ не применяется к правоотношениям, касающимся установлению Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов лимита, квоты добычи охотничьих ресурсов в отведенных ему охотничьих угодьях на территории Усть-Кутского района Иркутской области (в период с 1 августа 2019 г. по 24 января 2020 г. (на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ № 6596, выданной 11 июля 2007 г. Усть-Кутскому ГО ИООООиР и договора о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира от 10 декабря 2007 г.) и с 24 января 2020 г. по 15 мая 2020 г. (дата вступления в силу Указа Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг).
Доводы административного истца в части того, что выданные им лицензии (разрешения) на добычу охотничьих животных на охотничий сезон 2019 – 2020 гг. в период с 1 августа 2019 г. по 15 мая 2020 г., в том числе № Номер изъят выдана 30 марта 2020 г.; № Номер изъят выдана 6 апреля 2020 г.; № Номер изъят выдана 6 апреля 2020 г.; № Номер изъят выдана 6 апреля 2020 г.; № Номер изъят выдана 7 апреля 2020 г.; № Номер изъят выдана 13 апреля 2020 г.; № Номер изъят выдана 6 мая 2020 г.; № Номер изъят выдана 7 апреля 2020 г.; № Номер изъят выдана 6 мая 2020 г., а также добытые по ним объекты животного мира являются незаконными, не могут быть приняты судом во внимание, как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку Указ Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.», не признан не действующим (неправомерным) в установленном законом порядке, действовал в первоначальной редакции с момента его принятия и до 15 мая 2020 г. (момента вступления в силу Указа Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг), а в дальнейшем с учетом внесенных в него изменений сохранял свое действие до 1 августа 2020 г., включительно.
Таким образом, действия Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов по выдаче им лицензии (разрешения) на добычу охотничьих животных на охотничий сезон 2019-2020 гг. в период с 1 августа 2019 г. по 15 мая 2020 г., а в отношении бурого медведя за переделами 15 мая 2020 г., так как лимит на его добычу был сохранен, а также добыча по ним охотничьих животных с соблюдением сроков добычи охотничьих ресурсов в 2019-2020 гг. являются правомерными.
Обсуждая вопрос о нарушении прав Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов Указом Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг суд приходит к следующим выводам.
Срок действия Указа Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг установлен с 1 августа 2019 г. по 1 августа 2020 г., срок действия Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг с 15 мая 2020 г. по 1 августа 2020 г.
На момент рассмотрения настоящего административного дела действие Указа Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг, а также и Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг окончен в связи с его истечением.
Согласно представленным суду документам (л.д. 225-238, т. 3), в том числе справки Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов от 24 августа 2020 г. № 78 следует, что на дату вступления в силу Указа Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг из установленного лимита Обществом, с учетом установленных сроков охоты Указом Губернатора Иркутской области от 8 мая 2018 г. № 96-уг «О внесении изменений в параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Иркутской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения», добыто в особях: лосей - 11; благородного оленя (изюбря) 7; дикого северного оленя - 14; кабарги -112; бурого медведя – 9; соболя – 3064.
От установленного (запланированного лимита) Указом Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.» Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов на 15 мая 2020 г. не добыто: лося – 35 особей, благородного оленя (изюбря) – 53 особи, дикого северного оленя – 35 особей, кабарги – 38 особей, соболя – 1547 особей, бурого медведя – 15 особей.
К моменту принятия Указа Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг с учетом сроков охоты возможна была добыча только благородного оленя (изюбря) (с 1 июня по 15 июля) и медведя бурого (с 12 апреля по 10 июня), как пояснил представителю административного истца право Общества по данным видам охотничьих животных не нарушено.
На момент рассмотрения дела Указом Губернатора Иркутской области от 31 июля 2020 г. № 223-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.» на охотничий сезон 2020-2021 гг. Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов установлены новые лимиты добычи охотничьих животных (л.д. 127-131, т. 3).
Таким образом, учитывая дату вступления в силу Указа Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг, а также то обстоятельство, что данный указ не имеет обратной силы, суд приходит к выводу о том, что право Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов оспариваемым Указом Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг не нарушено, поскольку с учетом сроков охоты право на добычу охотничьих животных, установленное Указом Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов было реализовано в пределах установленных ему лимитов, которые действовали в период с 1 августа 2019 года по 15 мая 2020 г.
В соответствии с частью 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если:
1) оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца;
2) лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.
Согласно разъяснений приведенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Учитывая принятие нового нормативного акта, в том числе в отношении административного истца, регулирующего лимит добычи охотничьих животных в охотничий период с 1 августа 2020 г. по 1 августа 2021 г., то обстоятельство, что оспариваемым Указом Губернатора Иркутский области от 15 мая 2020 г. № 149-уг право Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов на добычу охотничьих животных в охотничьем сезоне 2019-2020 гг., установленное Указом Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 г. № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.» не нарушено, а данный Указ и вносящий в него изменения Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг на момент рассмотрения дела свое действие прекратили и прав Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов не нарушают, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 214, статьями 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
производство по административному делу № 3а-189/2020 по административному исковому заявлению Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов к Временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области ФИО2 о признании недействующим со дня принятия Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 г.» - прекратить.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное определение изготовлено Дата изъята