ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-197/20 от 16.07.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 3а-197/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Екатеринбург 16 июля 2020 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Икрянниковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Армаг» об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 05 июля 2012 года,

УСТАНОВИЛ:

Федеральным законом от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ в главу 30 Налогового кодекса Российской Федерации внесена статья 3782, вступившая в силу начиная с 01 января 2014 года. Эта статья устанавливала особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, предусматривая, что установление особенностей определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, определяет закон субъекта Российской Федерации.

Введённая законодателем норма предусматривала, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций определяет перечень объектов недвижимости, который представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.

Законом Свердловской области от 27 ноября 2003 года № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.

Впервые в Свердловской области перечень объектов сформирован и издан региональным законодателем на 2015 года в результате принятия Правительством Свердловской области постановления от 30 декабря 2014 года № 1265-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год».

Рассматриваемый объект недвижимости с кадастровым номером вошёл в названный перечень, в связи с чем, налоговая база по налогу на имущество организаций по данному объекту, начиная с 2015 года, должна была определяться как его кадастровая стоимость.

До наступления обозначенной даты, то есть до 01 января 2015 года, на территории Свердловской области кадастровые стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения и для каких-либо иных целей, вообще не применялись, несмотря на их утверждение и установление.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2012 года № 1593-ПП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области» были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области согласно приложениям № 1 – 3 к настоящему Постановлению.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была утверждена названным постановлением по состоянию на дату формирования перечня – на 05 июля 2012 года в размере . (строка № 32485 таблицы 47 приложения № 1).

Сведения об этой утверждённой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26 февраля 2013 года.

В связи с проведением кадастрового учёта изменений уникальных характеристик объекта недвижимости (изменением площади), филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, используя значение удельного показателя, утверждённое названным постановлением Правительства Свердловской области, актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 февраля 2015 года установил (рассчитал) кадастровую стоимость этого же объекта недвижимости по состоянию на 16 февраля 2015 года: (14038,6 кв.м. * 63231 руб. 48 коп./кв.м. = 887681455 руб. 13 коп.)

Сведения об этой рассчитанной кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 16 февраля 2015 года, были внесены 17 февраля 2015 года в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, первоначально утверждённая в результате государственной кадастровой оценки, по состоянию на 05 июля 2012 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере ., внесённая в ЕГРН 26 февраля 2013 года, является, начиная с 17 февраля 2015 года, архивной кадастровой стоимостью.

Изложенные обстоятельства установлены Свердловским областным судом при рассмотрении административного дела № 3а-234/2016 и отражены во вступившем в законную силу решении суда от 04 августа 2016 года.

Названным судебным актом установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере . по состоянию на 16 февраля 2015 года. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считается 16 декабря 2015 года.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определённом статьёй 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28). Такое разъяснение имеет своей целью исключить ситуацию неоднократного оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда в размере рыночной.

Рыночная стоимость в обозначенном размере . устанавливалась судебным актом по результатам проведённой по делу экспертизы, то есть, объект недвижимости оценивался в индивидуальном порядке. Вступившее в законную силу решение суда исполнено, и 20 октября 2016 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда.

Следовательно, и кадастровая стоимость, ранее рассчитывавшаяся и устанавливавшаяся филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в размере . по состоянию на 16 февраля 2015 года также стала архивной начиная с 20 октября 2016 года.

Таким образом, в ЕГРН содержатся следующие сведения о кадастровых стоимостях рассматриваемого объекта недвижимости:

в период с 26 февраля 2013 года до 17 февраля 2015 года – в размере . – утверждённая по состоянию на 05 июля 2012 года в результате проведения государственной кадастровой оценки;

в период с 17 февраля 2015 года до 20 октября 2016 года – в размере ., установленная (рассчитанная кадастровой палатой) по состоянию на 16 февраля 2015 года в результате кадастрового учёта произошедших изменений (уточнение площади объекта);

в период с 20 октября 2016 года – . – рыночная стоимость, установленная также по состоянию на 16 февраля 2015 года решением Свердловского областного суда от 04 августа 2016 года. При этом, предполагалось, что если не произойдёт изменения характеристик объекта, то именно эта стоимость и должна была использоваться в качестве налоговой базы с начала налогового периода (2015 год), и применяться вплоть до внесения результатов очередной кадастровой оценки.

Проанализировав вышеперечисленное, суд приходит к выводам:

– для использования в целях налогообложения, начиная с 01 января 2015 года, налоговая база по налогу на имущество организаций для рассматриваемого объекта недвижимости была установлена (индивидуализирована) решением суда в размере его рыночной стоимости равной . по состоянию на 16 февраля 2015 года.

– именно эта кадастровая стоимость (.) и подлежала применению в качестве налоговой базы с 01 января 2015 года, а две более ранние, содержавшиеся в ЕГРН архивные кадастровые стоимости (. и вообще не применялись ни для каких целей ни разу. Утверждать иное, противоположенное не представляется возможным, и никаких сведений и доказательств, указывающих на применение этих двух архивных кадастровых стоимостей (. и .) не существует.

В 2019 году, ООО «Армаг», утверждая, что в ЕГРН содержатся недостоверные сведения об объекте оценки (неверное местоположения объекта недвижимости в кадастровом квартале), в связи с чем, кадастровая стоимость нежилого здания рассчитана неверно, обратилось 04 июля 2019 года в Арбитражный суд Свердловской области (дело № А60-39153/2019).

При рассмотрении дела арбитражным судом было установлено, что 11 октября 2018 года ООО «Армаг» выполнило кадастровые работы по уточнению местоположения здания. На основании представленных в орган кадастрового учёта и регистрации прав документов было принято решение об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений характеристик объекта недвижимости. А именно то, что здание расположено в границах кадастровых кварталов № и № . В результате государственного кадастрового учёта изменений в ЕГРН были внесены изменения о кадастровом квартале, в пределах которого расположено нежилое здание. Затем кадастровой палатой была определена иная кадастровая стоимость в размере ., рассчитанная в соответствии со средним значением удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённого для нежилых зданий, расположенных в ином кадастровом квартале. Результаты определения кадастровой стоимости были отражены в акте определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определена по состоянию на 11 октября 2018 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 11 октября 2018 года. Указано, что дата начала применения кадастровой стоимости – 10 октября 2014 года. После этого, 12 апреля 2019 года уполномоченным органом принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях. Кадастровая палата исправила ошибку, внеся в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной решением суда общей юрисдикции.

Определением от 30 января 2020 года, придя к выводу, что заявленный ООО «Армаг» спор является спором о результатах определения кадастровой стоимости, а это не относится к компетенции арбитражного суда, дело № А60-39153/2019 было направлено по подсудности из арбитражного суда в Свердловский областной суд.

В период нахождения дела в арбитражном суде, соблюдая требование о соблюдении юридическим лицом обязательного досудебного порядка при рассмотрении дел в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ООО «Армаг» надлежащим образом 20 ноября 2019 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением.

Заявитель, утверждая о выявлении недостоверных сведений об объекте оценки использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 05 июля 2012 года, просил Комиссию пересмотреть кадастровую стоимость в размере ., утверждённую по результатам государственной кадастровой оценки.

26 ноября 2019 года комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области уведомила заявителя об отказе в принятии поступившего заявления к рассмотрению по причинам:

– истечение пятилетнего срока с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемого результата определения кадастровой стоимости;

– кадастровая стоимость, о пересмотре которой просило ООО «Армаг», является архивной и не может быть оспорена в Комиссии;

– кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере рыночной стоимости в судебном порядке.

После поступления дела в Свердловский областной суд, административный истец, изложил своё административное исковое заявление в соответствии с требованиями главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Просит суд: изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером утверждённую в размере ., в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости. Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 107082088 руб. 83 коп. по состоянию на 05 июля 2012 года.

В судебном заседании представители административного истца требования поддержали, настаивали на пересмотре кадастровой стоимости, утверждая об ошибочном установлении места нахождения здания (иной кадастровый квартал); возражали против прекращения производства по делу.

Представители Правительства Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу (административные ответчики) в судебном заседании возражали против удовлетворения требований ООО «Армаг».

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в судебном порядке (статья 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статья 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (статья 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статья 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных дел; датой подачи заявления для юридических лиц является дата обращения в Комиссию.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 содержится следующее разъяснение.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения).

Следует отметить, что приведённая норма утратила силу с 01 января 2017 года, а норма тождественного содержания содержится в части 6 статьи 7 действующего в настоящее время Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации прямо указал, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 2420 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из обстоятельств рассматриваемого административного дела вытекает, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость – утверждавшаяся при проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 05 июля 2012 года в размере . вообще никогда и ни для чего не применялась. Не имеется и не существует никаких доказательств применения этой кадастровой стоимости. Поэтому, несмотря на позицию административного истца, требующего пересмотреть эту архивную кадастровую стоимость, суд приходит к выводу, что производство по административному делу следует прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 128, 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство по административному делу № 3а-197/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Армаг» об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 05 июля 2012 года, прекратить.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати рабочих дней со дня вынесения во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи частной жалобы.

Судья

М.В. Старков