ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-1/2017 от 12.01.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 3а-1/2017

Определение

12 января 2017 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре Т.М.В. с участием прокурора А.Т.Ф. представителя административного истца К.Р.И. представителя <данные изъяты>К.О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ООО <данные изъяты> о признании недействующим Приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного им Административного регламента <данные изъяты>

установил:

ООО <данные изъяты> обратилось в суд с административным иском о признании недействующим Приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного им Административного регламента <данные изъяты> Свои требования мотивировало тем, что ООО <данные изъяты> осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории <данные изъяты> имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ Деятельность в сфере управления многоквартирными домами подлежит государственному надзору (контролю) и муниципальному контролю. Это следует из положений Жилищного кодекса РФ (ст.ст. 4, 12-14, 20) и иных нормативных актов, регулирующих данную сферу. Приказ и Административный регламент, направленные на реализацию положений Закона <данные изъяты> приняты с грубым нарушением процедуры порядка разработки регламентов, превышением предоставленных полномочий, поскольку в силу статей 12, 13, 14, 20 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 части 2 статьи 5 Закона РФ № 294 - ФЗ, пунктов 4. 6 Положения о государственном жилищном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493), ст.ст. 20, 20.1. Порядка утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля и надзора в Удмуртской Республике (утв. Постановления Правительства Удмуртской республики от 03.05.2011 г. № 132) такое право <данные изъяты> не предоставлено:

- не проведена экспертиза административного регламента;

- муниципальные органы наделены полномочиями за соблюдением органами власти и органами местного самоуправления обязательных требований (пункты 1 и 5 Регламента) включение которых прямо запрещено или не предусмотрено законодательством Российской Федерации:

- пункт <данные изъяты> регламента не соответствует требованиям правовой определенности |нормативного акта. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При наличии предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после оформления акта о проведении такой проверки.

- пункт <данные изъяты> регламента противоречит частям 2, 8 ст. 9 Закона РФ № 294-ФЗ, которыми закреплено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года и основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

- пункты <данные изъяты> регламента противоречат подп. 5 пункта 2, пункту 4 ст. 16 Закона РФ № В 294-ФЗ, которыми закреплено, в частности, что в акте указывается наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки. Содержанием пунктов 73 и 74 Административного регламента руководителю проверяемого предприятия отказано гарантированное законом право на представление интересов предприятия при проведении проверки, присутствие при проведении проверки, давать объяснения и пояснения при проведении проверки, а также иные гарантии и механизм которые закреплены законом при проведении проверки, оформления её результатов, получения акта с приложением к нему. Закон не содержит требования подписывать акт проверки.

- в разделе «Составление акта плановой проверки деятельности субъекта регионального государственного жилищного надзора» отсутствует ссылка на предусмотренный п. 3 ст. Закона РФ № 294-ФЗ перечень документов, которые должны быть приобщены к акту в момент его составления: протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объекта окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключи проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

- содержание разделов регламента «Направление запросов на получение дополнительной информации, получение дополнительной информации» и иных разделов регламента противоречат требованиям Закона РФ № 294-ФЗ, пунктам 2, 11 Положения о надзоре, Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» и фактически закрепляют полномочия должностных лиц на проведение оперативно-розыскных мероприятий и проведение проверок, которые Законом РФ № 294-ФЗ, Положением о государственном жилищном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493) не предусмотрены.

В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, возражал против прекращения производства по делу, поскольку ООО <данные изъяты> неоднократно привлекалось к административной ответственности со ссылкой на оспариваемый Административный регламент.

Представитель <данные изъяты> не согласилась с исковыми требованиями истца, полагала, что необходимо прекратить производство по делу, поскольку оспариваемый Административный регламент не применяется в отношении истца, <данные изъяты> разработан и принят Административный регламент регулирующий порядок осуществления лицензионного контроля.

Прокурор пояснила, что в данном случае, возможно прекратить производство по делу, поскольку оспариваемый Административный регламент не применяется в отношении административного истца и не затрагивает его права и законные интересы.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Положениями части 2 статьи 194 и части 2 статьи 214 КАС РФ предусмотрена возможность прекращения производства по административному делу в случае, когда перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы административного истца.

Из вышеприведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что в судебном порядке не могут рассматриваться требования, которые не затрагивают права и законные интересы лица, обратившегося в суд от своего имени и в своих интересах.

Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории <адрес>, имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ

Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Административный регламент <данные изъяты>

Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение <данные изъяты>

Согласно <данные изъяты> данного Положения <данные изъяты> является исполнительным органом <данные изъяты>, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу <данные изъяты> данного Положения <данные изъяты> на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства <данные изъяты> самостоятельно принимает нормативные правовые акты в форме приказов, в том числе:

- административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора;

- административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

- административный регламент исполнения государственной функции по лицензионному контролю;

осуществляет:

- региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности,

- лицензионный контроль, включающий в себя организацию и проведение проверок выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Согласно статье 192 Жилищного Кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии.

В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действующей с 01.05.2015) в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, государственный жилищный надзор не осуществляется.

С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с <данные изъяты> оспариваемого Административного регламента, предметом регулирования настоящего Административного регламента являются отношения, возникающие в связи с исполнением Государственной жилищной инспекцией <данные изъяты>, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованными на территории <данные изъяты> государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования).

Как следует из положений оспариваемого административного регламента, он регулирует отношения по осуществлению государственного регионального жилищного надзора, который не осуществляются в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

Соответственно ООО <данные изъяты> не является субъектом правоотношений регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и положения данного правового акта не затрагивают права и законные интересы ООО <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 и 214 КАС РФ суд,

определил:

прекратить производство по делу по административному иску ООО <данные изъяты> о признании недействующим Приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года и утвержденного им Административного регламента <данные изъяты>

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья Соловьев В.А.

копия верна судья Соловьев В.А.