Дело №3а-1/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по административному делу
3 мая 2017 года город Анадырь
Суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Поляковой О.А.,
при секретаре Орлове Е.А.,
с участием
заместителя прокурора Чукотского автономного округа Максименко В.В.,
представителя административного ответчика Думы Чукотского автономного округа, действующего на основании доверенности от 20.03.2017г. №02-10/156, ФИО1,
представителя административного ответчика Губернатора Чукотского автономного округа, действующего на основании доверенности от 24.04.2017г. №22, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анадыре 3 мая 2017 года административное дело №3а-1/2017 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Чукотского автономного округа к Думе Чукотского автономного округа о признании части 1 статьи 1 Закона Чукотского автономного округа от 19 декабря 2016 года №131-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Чукотского автономного округа в части порядка индексации выплат некоторым категориям граждан в Чукотском автономном округе» не соответствующей нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующей со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
в суд Чукотского автономного округа обратился исполняющий обязанности прокурора Чукотского автономного округа с административным исковым заявлением к Думе Чукотского автономного округа о признании части 1 статьи 1 Закона Чукотского автономного округа от 19 декабря 2016 года №131-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Чукотского автономного округа в части порядка индексации выплат некоторым категориям граждан в Чукотском автономном округе» (далее – Закон №131-ОЗ) не соответствующей нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что частью 1 статьи 1 Закона №131-ОЗ приостановлено до 1 января 2019 года действие части 2 статьи 3 Закона Чукотского автономного округа от 26 мая 2011 года №38-ОЗ «О региональном материнском (семейном) капитале для семей, имеющих трех и более детей, в Чукотском автономном округе» в части ежегодного пересмотра с учетом роста инфляции размера регионального материнского (семейного) капитала. Приостановление индексации данной социальной выплаты в условиях инфляции не согласуется с положениями статьи 7, части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и государству, предполагающим правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере (постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года №20-П, от 24 мая 2001 года №8-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 23 апреля 2004 года №9-П, от 4 декабря 2003 года №415-О, от 15 февраля 2005 года №17-О, от 1 декабря 2005 года №521-О). Принимая во внимание, что индексация установленного законом размера регионального материнского (семейного) капитала представляет собой неотъемлемую часть данной меры социальной поддержки, её (индексации) приостановление на длительный период неизбежно повлечет существенное уменьшение объёма социальной помощи, что равносильно отказу округа от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Дума Чукотского автономного округа просила в удовлетворении административных исковых требований исполняющего обязанности прокурора Чукотского автономного округа отказать, поскольку положения части 1 статьи 1 Закона №131-ОЗ, предусматривающие приостановление индексации регионального материнского (семейного) капитала, не противоречат действующему федеральному законодательству и не нарушают права, свободы и законные интересы граждан. Учитывая, что в силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» данная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки, предоставляемой за счёт средств окружного бюджета и предназначенной для дальнейшего улучшения уровня жизнеобеспечения граждан, приостановление её индексации с учётом инфляции на текущий год не может свидетельствовать о временном прекращении выполнения округом взятых на себя обязательств по выплате регионального материнского (семейного) капитала. Кроме того, необходимость принятия оспариваемой нормы обусловлена отсутствием достаточных финансовых средств, так как бюджет Чукотского автономного округа характеризуется высокой долговой нагрузкой (л.д.23-32, 117-122).
Определением судьи суда Чукотского автономного округа от 12 апреля 2017 года к участию в административном деле в качестве соответчика привлечён Губернатор Чукотского автономного округа (л.д.108-110).
В возражениях на административное исковое заявление Губернатор Чукотского автономного округа просил в удовлетворении административных исковых требований исполняющего обязанности прокурора Чукотского автономного округа отказать, так как оспариваемая норма Закона №131-ОЗ принята Думой Чукотского автономного округа в пределах предоставленных ей полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением порядка принятия и опубликования, не противоречит действующему федеральному законодательству. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», статьёй 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установление условий предоставления и размера регионального материнского (семейного) капитала, как дополнительной меры социальной поддержки семей, является правом, а не обязанностью органов государственной власти Чукотского автономного округа. Временное приостановление действия нормы об индексации данной социальной выплаты не свидетельствует об отказе округа от исполнения взятых на себя перед гражданами обязательств и не исключает возможность в дальнейшем при наличии денежных средств произвести повышение её размера с учётом уровня инфляции. Кроме того, Законом Чукотского автономного округа от 12 апреля 2017 года №10-ОЗ «О внесении изменения в Закон Чукотского автономного округа ««О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Чукотского автономного округа в части порядка индексации выплат некоторым категориям граждан в Чукотском автономном округе» предусмотрена с 1 февраля 2019 года индексация размера регионального материнского (семейного) капитала исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2018 год, конкретный размер индексации будет установлен Правительством Чукотского автономного округа. Принимая во внимание, что в Законе №131-ОЗ определен механизм адекватной компенсации потерь получателям данной меры социальной поддержки, оснований для удовлетворения административных исковых требований исполняющего обязанности прокурора округа не имеется (л.д.91-97, 209-210).
В заявлении от 17 апреля 2017 года прокурор Чукотского автономного округа Прохоров К.С. отказался от административного иска в связи с добровольным удовлетворением административным ответчиком заявленных требований и просил прекратить производство по административному делу. Последствия принятия судом отказа от административного иска и прекращения производства по делу прокурору понятны (л.д.113-114).
В судебном заседании заместитель прокурора Чукотского автономного округа Максименко В.В. поддержал данное заявление, указав, что последствия принятия судом отказа от административного иска и прекращения производства по делу прокурору понятны.
В судебном заседании представители административных ответчиков Думы Чукотского автономного округа, Губернатора Чукотского автономного округа ФИО1, ФИО2 не возражали против прекращения производства по настоящему административному делу.
Выслушав объяснения заместителя прокурора округа Максименко В.В., представителей административных ответчиков Думы Чукотского автономного округа, Губернатора Чукотского автономного округа ФИО1, ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 39, частями 2, 5 статьи 46, частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований. Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит данному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Из содержания приведённых правовых норм следует, что для принятия отказа прокурора от административных исковых требований об оспаривании нормативного правового акта необходимо установить, что данный отказ не противоречит закону, не нарушает права других лиц и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.
Частью 1 статьи 1 Закона Чукотского автономного округа от 19 декабря 2016 года №131-ОЗ приостановлено до 1 января 2019 года действие части 2 статьи 3 Закона Чукотского автономного округа от 26 мая 2011 года №38-ОЗ «О региональном материнском (семейном) капитале для семей, имеющих трех и более детей, в Чукотском автономном округе» (далее – Закон №38-ОЗ) в части ежегодного пересмотра с учетом роста инфляции размера регионального материнского (семейного) капитала.
В части 2 статьи 3 Закона №38-ОЗ предусмотрено, что размер регионального материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом роста инфляции и устанавливается законом об окружном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В силу статьи 1, пункта «б» части 1 статьи 2 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года №25-ОЗ (далее – Кодекс) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной данным Кодексом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение, принятый либо правотворческим органом (в том числе органом исполнительной власти автономного округа) в пределах имеющейся у него компетенции, либо путем референдума. К нормативным правовым актам Чукотского автономного округа относятся, в том числе, законы Чукотского автономного округа.
Принимая во внимание, что закон Чукотского автономного округа является нормативным правовым актом, то отдельные его правовые нормы могут быть обжалованы в порядке производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ).
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3, подпункта «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей). Законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 58, пункта 1 части 1 статьи 34, части 1 статьи 63 Устава Чукотского автономного округа от 28 ноября 1997 года №26-ОЗ (далее – Устав) по предметам совместного ведения Чукотского автономного округа и Российской Федерации Чукотский автономный округ принимает законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами, принятыми по предметам совместного ведения. Дума автономного округа осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения автономного округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа в пределах полномочий автономного округа, принимает законы.
К сфере исключительного регулирования законодательными актами автономного округа относятся вопросы, определенные частью 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьёй 34 Устава (статья 10 Кодекса).
Принимая во внимание, что региональный материнский (семейный) капитал является дополнительной мерой социальной поддержки семей, имеющих детей, установление оснований, порядка, размера и условий его реализации, в том числе индексации, относится к полномочиям Думы Чукотского автономного округа.
Проверяя соблюдение административными ответчиками процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также правил введения его в действия, суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 63 Устава никакой закон не может быть принят без законопроекта, переданного и рассмотренного в установленном порядке в соответствии с Регламентом Думы автономного округа. Проект закона автономного округа рассматривается Думой автономного округа не менее чем в двух чтениях. Законы автономного округа принимаются большинством голосов от установленного численного состава депутатов Думы автономного округа, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно статье 29, части 1 статьи 30, частей 1, 3 статьи 31, частей 1, 7 статьи 33, частей 3, 4 статьи 35 Кодекса решение о принятии либо отклонении законопроекта, а также о принятии законодательного акта автономного округа оформляется постановлением Думы автономного округа. Законопроект, принятый к рассмотрению Думой автономного округа, представляется на первое чтение. На первое чтение выносится законопроект, представленный субъектом права законодательной инициативы вместе с материалами, а также с предложениями ответственного комитета о возможности принятия законопроекта в первом чтении, заключением Правового управления Аппарата Думы автономного округа и заключениями федеральных органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением федерального законодательства. Обсуждение законопроекта проводится в порядке, установленном Регламентом Думы автономного округа. По результатам обсуждения Дума автономного округа решает вопрос о принятии законопроекта в первом чтении. Голосование за принятие законопроекта в первом чтении осуществляется в целом по всему законопроекту. Законопроект считается принятым в первом чтении, если за данное решение проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы автономного округа. Это решение оформляется постановлением Думы автономного округа и сообщается внесшему законопроект субъекту права законодательной инициативы. Ко второму чтению депутатам Думы автономного округа, другим заинтересованным субъектам права законодательной инициативы представляются принятый в первом чтении законопроект и приложенные к нему поправки. Решение о принятии законопроекта во втором чтении оформляется постановлением Думы автономного округа. Законодательный акт автономного округа принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы автономного округа. Два экземпляра подлинного текста законодательного акта автономного округа, принятого Думой автономного округа, вместе с постановлением Думы автономного округа в течение 20 дней со дня принятия указанного постановления направляются Губернатору автономного округа для подписания и обнародования.
Как следует из материалов дела, проект закона Чукотского автономного округа «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Чукотского автономного округа в части порядка индексации выплат некоторым категориям граждан в Чукотском автономном округе» с приложенными к нему в соответствии с частями 1, 2 статьи 25 Кодекса материалами, а также заключением правового управления Аппарата Думы Чукотского автономного округа представлен на рассмотрение Думы Чукотского автономного округа субъектом права законодательной инициативы – заместителем Губернатора Чукотского автономного округа (статья 62 Устава, статья 24 Кодекса).
Постановлениями IV сессии VI созыва Думы Чукотского автономного округа от 15 декабря 2016 года №105, 106 данный законопроект был принят в первом, втором и третьих чтениях, соответственно, большинством голосов от установленной численности депутатов названного законодательного органа (протокол заседания Думы Чукотского автономного округа от 15 декабря 2016 года №4) и направлен Губернатору Чукотского автономного округа для подписания и опубликования (л.д.40, 49, 52-78).
В частях 1, 4 статьи 64 Устава, статье 36 Кодекса предусмотрено, что Губернатор Чукотского автономного округа в срок не более семи календарных дней с момента получения законодательного акта от Думы автономного округа подписывает закон и обнародует его. Подписанному законодательному акту автономного округа присваивается регистрационный номер. Закон автономного округа вступает в силу со дня его официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу через 10 дней со дня их официального опубликования.
В силу статьи 60 Устава, статьи 38 Кодекса законы и иные нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Официальным опубликованием закона автономного округа, иного нормативного правового акта считается публикация его полного текста в газете «Крайний Север», в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти автономного округа, иной официальной информации, на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Законодательные акты автономного округа направляются для официального опубликования Губернатором автономного округа и должны быть опубликованы в течение пяти дней со дня их подписания. При публикации законодательного акта автономного округа указываются его наименование, дата его принятия Думой автономного округа, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
Закон Чукотского автономного округа «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Чукотского автономного округа в части порядка индексации выплат некоторым категориям граждан в Чукотском автономном округе» направлен Губернатору Чукотского автономного округа для подписания и опубликования 19 декабря 2016 года (л.д.82-84, 99-100), в этот же день данный Закон был подписан, ему присвоен регистрационный номер №131-ОЗ и он опубликован в ведомственном приложении к газете «Крайний Север» «Ведомости. Законодательные и нормативные акты» 23 декабря 2016 года №50 (787).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Закон №131-ОЗ (часть 1 статьи 1) принят Думой Чукотского автономного округа в пределах предоставленной ей компетенции в надлежащей правовой форме с соблюдением порядка принятия и опубликования.
Как установлено судом, Законом Чукотского автономного округа от 12 апреля 2017 года №10-ОЗ «О внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Чукотского автономного округа в части порядка индексации выплат некоторым категориям граждан в Чукотском автономном округе» Закон №131-ОЗ был дополнен статьёй 2.1, которой предусмотрено осуществление с 1 февраля 2019 года индексации размера регионального материнского (семейного) капитала исходя из фактического роста потребительских цен за 2018 год, размер индексации устанавливается Правительством Чукотского автономного округа. Данный Закон опубликован в ведомственном приложении к газете «Крайний Север» «Ведомости. Законодательные и нормативные акты» 14 апреля 2017 года №14 (802) и вступил в силу 24 апреля 2017 года.
То есть на момент рассмотрения настоящего административного дела региональный законодатель, осуществляя правовое регулирование при приостановлении действия части 2 статьи 3 Закона №38-ОЗ в части ежегодного пересмотра с учетом роста инфляции размера регионального материнского (семейного) капитала до 1 января 2019 года, одновременно предусмотрел механизм такой индексации с 1 февраля 2019 года из показателя фактического роста потребительских цен за 2018 год (характеризующего изменение цен за 2018 год по отношению к какому-либо периоду, включая 2017 год). Соответственно, заявленные административные исковые требования прокурора удовлетворены административными ответчиками.
Принимая во внимание, что прокурор округа отказался от заявленных в рамках настоящего административного дела требований в полном объеме, и сведений о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права, свободы и законные интересы других лиц, в материалах дела не имеется, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 214 КАС РФ принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы, а также отсутствие данных о том, что в данном случае имеют место публичные интересы, препятствующие принятию судом отказа от административного иска, суд считает возможным принять отказ прокурора округа от административного искового заявления о признании части 1 статьи 1 Закона №131-ОЗ не соответствующей нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующей со дня вступления решения суда в законную силу и прекратить производство по настоящему административному делу на основании части 1, пункта 2 части 2 статьи 214 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.39, 195, 214 КАС РФ, суд
определил:
принять отказ прокурора Чукотского автономного округа от административного искового заявления к Думе Чукотского автономного округа, Губернатору Чукотского автономного округа о признании части 1 статьи 1 Закона Чукотского автономного округа от 19 декабря 2016 года №131-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Чукотского автономного округа в части порядка индексации выплат некоторым категориям граждан в Чукотском автономном округе» не соответствующей нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Производство по административному делу №3а-1/2017 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Чукотского автономного округа к Думе Чукотского автономного округа, Губернатору Чукотского автономного округа о признании части 1 статьи 1 Закона Чукотского автономного округа от 19 декабря 2016 года №131-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Чукотского автономного округа в части порядка индексации выплат некоторым категориям граждан в Чукотском автономном округе» не соответствующей нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующей со дня вступления решения суда в законную силу – прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию суда Чукотского автономного округа в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья О.А. Полякова