ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-1/20241МА от 01.03.2024 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело №3а-1/2024 1 марта 2024 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Архангельский областной суд в составе председательствующего судьи Саблиной Е.А., при секретаре Быковой Т.А., с участием прокурора Лепиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, общества с ограниченной ответственностью «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат», ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, садоводческого некоммерческого товарищества «Борок» о признании недействующей в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-пп, в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп,

установил:

постановлением правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-пп утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области (далее по тексту – территориальная схема обращения с отходами, ТСО). Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17 апреля 2017 года.

В дальнейшем в постановление внесены изменения постановлением правительства Архангельской области от 12 декабря 2017 года № 557-пп (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20 декабря 2017 года), постановлением от 29 мая 2018 года № 250-пп (опубликовано на официальном интернет-портале администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru, 30 мая 2018 года), постановлением от 29 августа 2019 года № 453-пп (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 сентября 2019 года), постановлением от 1 марта 2021 года № 104-пп (опубликовано 2 марта 2021 года) года, постановлением от 31 августа 2021 года № 451-пп (опубликовано 1 сентября 2021 года), постановлением от 14 декабря 2021 года № 716-пп (опубликовано 15 декабря 2021 года) постановлением от 27 декабря 2021 года № 769-пп (опубликовано 27 декабря 2021 года), постановлением от 20 сентября 2022 года № 704-пп (опубликовано 21 сентября 2022 года).

Постановлением от 2 декабря 2022 года № 995-пп в утверждена новая редакция Территориальной схемы обращения с отходами (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 5 декабря 2022 года).

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-пп, в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп.

Определениями суда от 22 августа, 10, 31 октября 2023 года, исходя из принципа процессуальной экономии, в качестве административных соистцов привлечены общество с ограниченной ответственностью «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» (далее – ООО «АМПК»), ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, садоводческое некоммерческое товарищество «Борок».

С учетом уточнения административных исковых требований административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 просят признать территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-ПП, с внесенными изменениями Постановлением Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп, недействующей в части:

- пункта 3 Введения;

- пункта 1 «Твердые коммунальные отходы IV-Vклассов опасности 404 936,43 тонн» таблицы 2.5. «Сводная информация о количестве отходов различных видов, образующихся на территории Архангельской области»;

- таблицы 2.7. «Результаты расчета массы твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (тонн)»; таблицы 2.8. «Результаты расчета объема твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (куб. м)»; таблицы 2.9. «Прогноз образования твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности (тонн, куб. м)» Раздела 2 «Количество образующихся отходов» подраздела 2.1. «Сведения о количестве образования твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области по данным статистических отчетов»;

- абзаца 3 подраздела 5.3.1 «Объекты обработки (сортировки) раздела 5 «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обеззараживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» в части слов: «В рамках территориальной программы предусмотрено строительство необходимых мощностей для обработки твердых коммунальных отходов во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- абзацев 2-6 подраздела 8.2 «Система транспортирования твердых коммунальных отходов» раздела 8 «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» в части слов: «Анализ схемы движения потоков отходов с учетом прогнозной инфраструктуры обращения с отходами (ввода в эксплуатацию новых мощностей и вывода из эксплуатации действующих) показал необходимость изменения схемы транспортирования (приложение В1).

При построении схемы потоков твердых коммунальных отходов в электронной модели территориальной схемы решалась задача оптимизации расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов. Для каждого муниципального образования были составлены маршруты движения до объектов по обращению с отходами. В случае, если в качестве таких объектов рассматривались сортировки, были составлены маршруты движения отходов на полигоны (с учетом снижения расходов на транспортирование отходов после их сортировки).

Все ценовые показатели определены без учета налога на добавленную стоимость, в ценах базового года и в дальнейшем индексировались на индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.

Для каждого муниципального образования были определены оптимальные направления транспортирования отходов исходя из минимальных расходов на их транспортирование.

Результатом решения оптимизационной задачи является схема потоков твердых коммунальных отходов, образованных на территории Архангельской области. Данная схема составлена отдельно на каждый год действия территориальной схемы обращения с отходами. Перспективная схема потоков отходов на каждый год действия территориальной схемы представлена в приложении В1 и действует с момента утверждения территориальной схемы в обновленной редакции.

Графическое отображение перспективной системы транспортирования отходов на каждый год действия отображено в электронной модели территориальной схемы обращения с отходами»;

- абзацев 7-10 подраздела 9.1 «Предложения по основным мероприятиям, направленным на развитие инфраструктуры экологически и санитарно-эпидемиологически безопасного обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» раздела 9 «Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов»;

- таблицы 9.4 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» в части мероприятий на 2023 – 2025 годы, а также на 2030 годы по объектам: «Свалка твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов, д. Воепала Пинежский район, 29-00031-3-00625-310715»; «Полигон твердых бытовых отходов села Лешуконское, Лешуконский округ, 29-00047-3-00066-270218»; МПС с. Лешуконское Лешуконский округ);

- раздела 11 «Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

- приложения А1 «Реестр источников образования ТКО в разрезе поселений»;

- столбцов 3,4,5 «Поступление твердых коммунальных отходов к региональному оператору от других хозяйствующих субъектов, населения и субъектов Российской Федерации» Раздела II «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами», за 2019, 2020, 2021 год, приложения А3 «Данные о количестве образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов I - V класса опасности на территории Архангельской области в 2019 - 2021 годах (по данным статистической отчетности), тонн;

- абзаца 24 раздела 1 «Критерии выбора перспективных технологий» приложения А13 «Планируемые технологические решения для вновь вводимых объектов» в части слов: «Укрупнение объектов утилизации отходов и уменьшение общего числа объектов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия»;

- приложения Б2 «Сводная информация об объектах обращения с твердыми коммунальными отходами, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы»;

- приложения Б3 «Расширенный баланс количественных характеристик в части твердых коммунальных отходов, целевые показатели»;

- приложения В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков твердых коммунальных отходов на период 2023-2032 годов)».

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются жителями Архангельской области, в частности ФИО1, ФИО2, ФИО3 жителями Архангельской агломерации (**************); ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 жителями **************; ФИО10, ФИО11, ФИО12 жителями ************** Территориальной схемой обращения с отходами запланировано размещение трех объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: комплекса обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год, расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, муниципальное образование «Черемушкинское» (кадастровый номер земельного участка ), комплекса обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов мощностью 60 000 тонн в год, расположенного по адресу: Архангельская область, Няндомский район (кадастровый номер земельного участка ); комплекса обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов мощностью 275 000 тонн в год, расположенного по адресу: Архангельская область, Холмогорский район (кадастровый номер земельного участка а также направление на них потоков твердых коммунальных отходов. Размещение указанных объектов в непосредственной близости от городов Няндома и Коряжма, в том числе на водосборных площадях, а также направление на них всех потоков твердых коммунальных отходов предусмотрено территориальной схемой с нарушением требований пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требований природоохранного законодательства и нарушает их права на благоприятную среду обитания. Расчет количества твердых коммунальных отходов произведен способом, не предусмотренным действующим законодательством, решение о строительстве поименованных выше объектов принято произвольно без должного экономического обоснования, рост инвестиционной составляющей, а также кратное увеличение транспортных плеч и, соответственно, расходов на транспортировку ведет к увеличению размера тарифа на обращение с твердыми коммунальными отходами для населения и нарушает их права на оплату услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в экономически обоснованном размере.

Также ООО «АМПК» с учетом утонения заявленных требований просил признать территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-ПП, с внесенными изменениями постановлением Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп, недействующей в части не включения ООО «АМПК» в:

-приложение Б2 «Сводная информация об объектах обращения с твердыми коммунальными отходами, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы»;

-приложение В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков твердых коммунальных отходов на период 2023-2032 годов)»;

-приложение Б3 «Расширенный баланс количественных характеристик в части твердых коммунальных отходов, целевые показатели»;

-приложение Г1 «текущая схема транспортирования».

В обоснование иска указано, что ООО «АМПК» имеет в собственности действующий объект обработки твердых коммунальных отходов (мусороперерабатывающий комбинат) по адресу: <...> (Кузнечихинский промузел), д. 8, на основании лицензии имеет право на осуществление соответствующего вида деятельности. В таблице 5.5 раздела 5.3.1 территориальной схемы обращения с отходами объект ООО «АМПК» поименован как действующий объект обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в приложении А7 зафиксированы его характеристики. Однако в нарушение требований действующего законодательства в приложениях Б2; В1, Б3, Г1 сведения об объекте ООО «АМПК» отсутствуют. Невключение данного объекта в соответствующие разделы территориальной схемы обращения с отходами носит произвольный и дискриминационный характер, ведет к невозможности направления потоков твердых коммунальных отходов на поименованный объект, ограничению конкуренции и препятствует осуществлению административным истцом законной экономической деятельности.

Также, СНТ «Борок» с учетом уменьшения заявленных требований просил признать Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-ПП, с внесенными изменениями постановлением Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп, недействующей в части:

-пункта 1 «Твердые коммунальные отходы» таблицы 2.5 «Сводная информация о количестве отходов различных видов, образующихся на территории Архангельской области»; таблицы 2.7 Результаты расчета массы твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (тонн); таблицы 2.8 «Результаты расчета объема твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (куб.м); таблицы 2.9 «Прогноз образования твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности (тонн, куб.м) раздела 2. «Количество образующихся отходов»;

-раздел 11 «Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», в том числе таблицы 11.1 «Прогнозный единый тариф регионального оператора» и 11.2 «Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области».

В обоснование иска указано, что СНТ «Борок» является отходообразователем и обязан вносить плату исходя из предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее - ООО «Экоинтегратор») для категории «прочие потребители», утвержденного Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2021 года № 81-п/56. Количество и объем образующихся твердых коммунальных отходов рассчитан в территориальной схеме способом, не предусмотренным действующим законодательством без учета статистических данных за предыдущие периоды, произведен произвольно. Также произвольно в нарушение требований действующего законодательства и без должных экономических и логистических расчетов запланировано строительство трех комплексов обработки и последующего захоронения твердых коммунальных отходов (г.г. Коряжма, Няндома, Холмогорский район Архангельской области) и, как следствие, кратное увеличение протяженности транспортных путей, ведет к необоснованному увеличению инвестиционной составляющей необходимой валовой выручки, а также расходов регионального оператора на транспортировку твердых коммунальных отходов, значительному повышению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора и нарушает права СНТ «Борок» на оплату услуг в экономически обоснованном размере.

В судебном заседании на обсуждение постановлен вопрос о прекращении производства по делу в части.

Административные истцы ФИО11 и ее представитель ФИО13, ФИО3, ФИО2, действующий также как представитель административных истцов ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО12, представитель административных истцов СНТ «Борок», ООО «АМПК», а также заинтересованно лица общества с ограниченной ответственностью «Спектр плюс» ФИО14 в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержали в полном объеме. Оснований для прекращения производства по делу в части не усмотрели.

Представители административного ответчика Правительства Архангельской области ФИО15, заинтересованных лиц ООО «ЭкоИнтегратор» ФИО16, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО17, в судебном заседании с иском не согласились в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним. Полагали необходимым прекратить производство по делу в части.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» ФИО18 в судебном заседании с иском не согласился, вопрос о прекращении производства по делу в части оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Лепиной А.С., полагавшей необходимым прекратить производство по делу в части, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Как определено пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Нарушение своих прав оспариваемыми положениями территориальной схемы, устанавливающими количество и объем твердых коммунальных отходов, административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 связывают с оплатой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер которой определяется с учетом данных Территориальной схемы обращения с отходами в соответствующей редакции.

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 (далее - Правила №354).

Порядок определения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, установленный в пункте 148 (30) Правил №354, предусматривает расчет указанной платы по соответствующим формулам; при этом при расчете платы в жилом помещении в формулах 9(1), 9(2) Приложения №2 к Правилам № 354 используются такие переменные, как норматив накопления твердых коммунальных отходов и цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из указанных нормоположений норматив накопления твердых коммунальных отходов напрямую используется при расчете потребителям в жилом помещении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании него определяется размер такой платы.

Административные истцы, как жители Архангельской области и лица, права и законные интересы которого может нарушить или затронуть норматив накопления твердых коммунальных отходов, в случае его незаконности, вправе оспаривать в судебном порядке нормативный правовой акт, которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, применяемые в отношении соответствующей категории объектов жилищного фонда Архангельской области, а также нормативный правовой акт, устанавливающий для них цену на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами данные параметры не устанавливает.

Вместе с тем административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 предъявили требования о признании недействующей Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-ПП, в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп в части:

пункта 1 «Твердые коммунальные отходы IV-V классов опасности 404 936,43 тонн» таблицы 2.5. «Сводная информация о количестве отходов различных видов, образующихся на территории Архангельской области»; таблицы 2.7. «Результаты расчета массы твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (тонн)»; таблицы 2.8. «Результаты расчета объема твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (куб. м)»; таблицы 2.9. «Прогноз образования твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности (тонн, куб. м)» Раздела 2 «Количество образующихся отходов» подраздела 2.1. «Сведения о количестве образования твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области по данным статистических отчетов»;

раздела 11 «Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

приложения А1 «Реестр источников образования ТКО в разрезе поселений»;

столбцов 3,4,5 «Поступление твердых коммунальных отходов к региональному оператору от других хозяйствующих субъектов, населения и субъектов Российской Федерации» Раздела II «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами», за 2019, 2020, 2021 год, приложения А3 «Данные о количестве образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов I - V класса опасности на территории Архангельской области в 2019 - 2021 годах (по данным статистической отчетности), тонн;

приложения Б3 «Расширенный баланс количественных характеристик в части Твердых коммунальных отходов, целевые показатели».

Оспариваемые и поименованные выше части Территориальной схемы обращения с отходами устанавливают количество твердых коммунальные отходы IV-V классов опасности, содержат результаты расчета массы и объема твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области, прогноз образования твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, реестр источников образования твердых коммунальных отходов в разрезе поселений, сведения о поступлении твердых коммунальных отходов к региональному оператору от других хозяйствующих субъектов, населения и субъектов Российской Федерации, а также расширенный баланс количественных характеристик в части Твердых коммунальных отходов, целевые показатели.

Вместе с тем, заслуживающих внимание доводов в обоснование того, каким образом данные показатели затрагивают их права, административные истцы не привели, доказательств этому не представили.

Указанные экономические показатели могут использоваться при расчете тарифов единого регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пределах которого, согласно формулам 9 (1), 9(2) приложения № 2 к Правилам № 354, определяется цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах.

Статьей 5 закона Архангельской области от 16 декабря 2019 года № 205-13-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, оснований для предоставления таких льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» определено, что основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 настоящего закона население и потребители, приравненные к населению), является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При установлении льготных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (за исключением льготных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемых на 2020 год) учитываются предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

На 2020 год льготные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в случае, если экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превысит 520 рублей за кубический метр.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2021 года № 81-п/56 (в действующее редакции) тарифы для населения установлены в размере: на 2022 год с 1 января по 27 марта– 535,60 рублей; с 28 марта по 30 июня – 326,8 рублей; с 1 июля по 31 декабря – 340, 53 рубля; на 2023 год – 371,17 рублей; на 2024 год – с 1 января по 30 июня - 371,17 рублей; с 1 июля по 31 декабря – 407 рублей 54 копейки.

Из письменных пояснений агентства по тарифам и ценам Архангельской области (т. 4 л.д. 157-159) следует, что льготный тариф не имеет экономического обоснования с точки зрения затрат регулируемой организации и вводится с целью снижения финансовой нагрузки на население. Разница между экономически обоснованными и льготными тарифами компенсируется региональному оператору из областного бюджета. При установлении льготных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами учитываются предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденные на соответствующий период.

Также в соответствии со статьей 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года №505, предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.

Поскольку оспариваемые административными истцами показатели, затрагивающие количество и объем твердых коммунальных отходов, а именно пункт 1 «Твердые коммунальные отходы IV-V классов опасности 404 936,43 тонн» таблицы 2.5. «Сводная информация о количестве отходов различных видов, образующихся на территории Архангельской области»; таблица 2.7. «Результаты расчета массы твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (тонн)»; таблица 2.8. «Результаты расчета объема твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (куб. м)»; таблица 2.9. «Прогноз образования твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности (тонн, куб. м)» Раздела 2 «Количество образующихся отходов» подраздела 2.1. «Сведения о количестве образования твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области по данным статистических отчетов»;

раздел 11 «Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

приложение А1 «Реестр источников образования ТКО в разрезе поселений»;

столбцы 3,4,5 «Поступление твердых коммунальных отходов к региональному оператору от других хозяйствующих субъектов, населения и субъектов Российской Федерации» Раздела II «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами», за 2019, 2020, 2021 год, приложения А3 «Данные о количестве образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов I - V класса опасности на территории Архангельской области в 2019 - 2021 годах (по данным статистической отчетности), тонн;

приложение Б3 «Расширенный баланс количественных характеристик в части Твердых коммунальных отходов, целевые показатели» Территориальной схемы обращения с отходами напрямую в расчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в многоквартирных жилых домах не используются, на льготный тариф для населения на прямую не влияют, непосредственно не применялись в правоотношениях с истцами, они не могут нарушить или иным образом затронуть права и законные интересы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 Доводы административных истцов о формировании доходной части бюджета Архангельской области, в том числе за счет налоговых поступлений, об обратном не свидетельствуют.

При установленных обстоятельствах, в указанных выше частях производство по административному делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Аналогичная позиция высказана Вторым апелляционным судом общей юрисдикции в определении от 2 сентября 2021 года по делу № 66а-1047/2021.

Также СНТ «Борок» не относится к категориям «Население», «Потребители, приравненные к населению» и является плательщиком за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, для категории «прочие потребители» и доказательств обратного не представлено. При указанных обстоятельствах подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по административному делу по административному исковому заявлению СНТ «Борок» о признании недействующими раздела 1 «Население», раздела 2 «Потребители, приравненные к населению» таблицы 11.2 «Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области» раздела 11 «Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-ПП, в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп, поскольку оспариваемые положения в указанной части не могут нарушить или иным образом затронуть права и законные интересы данного административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 о признании недействующей Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-ПП, в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп в части:

пункта 1 «Твердые коммунальные отходы IV-V классов опасности 404 936,43 тонн» таблицы 2.5. «Сводная информация о количестве отходов различных видов, образующихся на территории Архангельской области»; таблицы 2.7. «Результаты расчета массы твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (тонн)»; таблицы 2.8. «Результаты расчета объема твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся на территории Архангельской области (куб. м)»; таблицы 2.9. «Прогноз образования твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности (тонн, куб. м)» Раздела 2 «Количество образующихся отходов» подраздела 2.1. «Сведения о количестве образования твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области по данным статистических отчетов»;

раздела 11 «Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

приложения А1 «Реестр источников образования ТКО в разрезе поселений»;

столбцов 3,4,5 «Поступление твердых коммунальных отходов к региональному оператору от других хозяйствующих субъектов, населения и субъектов Российской Федерации» Раздела II «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами», за 2019, 2020, 2021 год, приложения А3 «Данные о количестве образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов I - V класса опасности на территории Архангельской области в 2019 - 2021 годах (по данным статистической отчетности), тонн;

приложения Б3 «Расширенный баланс количественных характеристик в части Твердых коммунальных отходов, целевые показатели».

Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Борок» о признании недействующей в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-ПП, в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп в части:

раздела 1 «Население», раздела 2 «Потребители, приравненные к населению» таблицы 11.2 «Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области» раздела 11 «Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-ПП, в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 декабря 2022 года № 995-пп.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 рабочих дней со дня вынесения определения в окончательной форме путем подачи частной жалобы через Архангельский областной суд.

Мотивированное определение изготовлено 4 марта 2024 года.

Председательствующий Е.А. Саблина