Дело № 3а-221/2021
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 13 декабря 2021 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Разуваевой Т.А., при секретаре Безуглой Е.А., с участием прокурора Сырчиной Л.Н., представителя административного истца некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО2, представителя заинтересованного лица министерства строительства Хабаровского края ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» о признании недействующими абзаца 3 пункта 2.11, абзаца 2 подпункта 3 пункта 2.3 Порядка определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда с наименованием «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков», утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2019 года № 564-пр с изменениями, внесенными постановлением Правительства Хабаровского края от 28 мая 2021 года № 203-пр,
у с т а н о в и л:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 сентября 2019 года № 371-пр создана некоммерческая организация «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков». Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 16.09.2019.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2019 года № 564-пр утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков». Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 19.12.2019.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 мая 2021 года № 203-пр в постановление Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2019 года № 564-пр внесены изменения, Порядок определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков изложен в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28.05.2021, официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 28.05.2021.
Некоммерческая организация «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца 3 пункта 2.11 и абзаца 2 подпункта 3 пункта 2.3 Порядка определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 28 мая 2021 года № 203-пр (далее – Фонд) как противоречащих статьям 21.1, 21.2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об участии в долевом строительстве).
Как указал административный истец, по его мнению, внесенные постановлением Правительства Хабаровского края от 28 мая 2021 года № 203-пр изменения в утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2019 года № 564-пр Порядок определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» (далее – Порядок) противоречат федеральному законодательству и нарушают права и законные интересы административного истца как получателя соответствующей субсидии.
Пунктом 2.11 Порядка в редакции постановления от 28 мая 2021 года № 203-пр установлено, что результатом предоставления субсидии является количество проблемных объектов, по которым Фондом организована работа по завершению строительства (единиц). Недостижение установленного значения показателя результативности является основанием для возврата субсидии полностью или в части, что предусмотрено пунктом 4.3 Порядка. Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является количество проблемных объектов, по которым Фондом сформированы списки граждан – участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, нуждающихся в поддержке с участием Фонда, актуализированные на первое число каждого квартала текущего года, с указанием суммы средств, вложенных такими гражданами в строительство многоквартирных домов, и подтверждающими документами.
Устанавливая в оспариваемом нормативном правовом акте в качестве одного из показателей достижения результата предоставления субсидии формирование Фондом списков граждан, нуждающихся в поддержке Фонда, Правительство Хабаровского края расширило сферу деятельности Фонда, к которой согласно положениям ч.1 ст.21.1 Федерального закона об участии в долевом строительстве отнесена деятельность в целях урегулирования на территории Хабаровского края обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства.
Ни оспариваемый нормативный правовой акт, ни иные нормативные правовые акты не раскрывают содержание понятия «граждане, нуждающиеся в поддержке с участием Фонда», тогда как под такими гражданами можно понимать не только граждан – участников долевого строительства объектов недвижимости, застройщики которых признаны банкротами, но и иных граждан – участников долевого строительства объектов недвижимости, застройщики которых нарушают свои обязательства перед участниками строительства, в том числе в отношении проблемных объектов, указанных в п.1.1 ст.23.1 Федерального закона об участии в долевом строительстве, застройщики которых не признаны банкротами или в отношении которых не открыто конкурсное производство.
Административный истец полагает, что п.2.11 Порядка содержит неопределенное положение, которое может вызвать неоднозначное толкование при его применении.
Учитывая, что определение понятие «граждане, нуждающиеся в поддержке с участием Фонда» в действующем законодательстве отсутствует, положения п.2.11 Порядка могут привести к возложению на административного истца функций, противоречащих его специальной правоспособности, вытекающей из положений ст.21.1 Федерального закона об участии в долевом строительстве, а также к произвольному определению показателей результативности предоставления субсидии для целей решения вопросов, указанных в разделе 4 Порядка.
Пункт 2.3 Порядка в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 28 мая 2021 года № 203-пр содержит положение о том, что в срок не позднее 5 декабря текущего финансового года Фонд представляет в министерство на бумажном носителе заявку с указанием объема запрашиваемой субсидии в произвольной форме с приложением следующих документов: 3). Плана деятельности Фонда, который может содержать следующие мероприятия: - по проведению комплексных обследований в отношении объектов, включенных в единый реестр проблемных объектов, в целях подготовки расчетов для определения стоимости завершения их строительства.
Из приведенного абзаца пункта 2.3 Порядка следует, что учету подлежат все проблемные объекты жилищного строительства, расположенные на территории Хабаровского края, в том числе застройщики которых не признаны банкротами. Понятие проблемных объектов содержится в п.1.1 ст.23.1 Федерального закона об участии в долевом строительстве, согласно которому под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 гл.IХ указанного закона. Учитывая, что предусмотренные пп.3 п.2.3 Порядка мероприятия охватывают все проблемные объекты жилищного строительства, расположенные на территории Хабаровского края, в том числе застройщики которых не признаны банкротами, указанный подпункт противоречит ч.1 ст.21.1 Федерального закона об участии в долевом строительстве, исходя из которого полномочия административного истца ограничиваются исключительно объектами, в отношении застройщиков которых арбитражным судом принято решение об их банкротстве и открытии конкурсного производства с применением положений параграфа 7 главы IХ Федерального закона об участии в долевом строительстве, а объект незавершенного строительства передан Фонду субъекта Российской Федерации для завершения строительства.
Положениями ст.21.2 Федерального закона об участии в долевом строительстве предусмотрено, что при урегулировании обязательств застройщиков, признанных банкротами, осуществляется передача новому застройщику, в качестве которого может выступать Фонд, имущества и обязательств застройщика перед участниками строительства. Следовательно, административный истец не может осуществлять мероприятия по обследованию всех проблемных объектов, в том числе объектов, в отношении застройщиков которых решением арбитражного суда не введена процедура конкурсного производства в связи с признанием их банкротами, и объект незавершенного строительства не передан Фонду субъекта Российской Федерации для завершения строительства.
Включение в пункт 2.3 Порядка возможности проведения административным истцом мероприятий по проведению комплексных обследований в отношении любых объектов, включенных в единый реестр проблемных объектов, в целях подготовки расчетов для определения стоимости завершения их строительства, противоречит положениям ст.ст.21.1, 21.2 Федерального закона об участии в долевом строительстве, а также ст.201.15-1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Определением судьи от 12 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство строительства Хабаровского края.
В судебном заседании уполномоченным представителем административного истца ФИО1 подано заявление об отказе от административного иска, подписанное генеральным директором некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» ФИО4
Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО2, представитель заинтересованного лица министерства строительства Хабаровского края ФИО3 не возражали против удовлетворения заявления об отказе от административного иска.
Обсудив заявленное ходатайство, выслушав мнение представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО2, представителя заинтересованного лица министерства строительства Хабаровского края ФИО3, заключение прокурора Сырчиной Л.Н., полагавшей возможным принять отказ от административного иска, суд находит ходатайство подлежащим удовлетворению.
В соответствии с часть 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В силу пункта 3 части 1 статьи 194 названного Кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Пунктом 2 части 2 статьи 214 этого же Кодекса предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.
Прекращение производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта по основаниям, указанным в пунктах 3, 5, 6 части 1 статьи 194 поименованного Кодекса, не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 3 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отказ от административного иска заявлен административным истцом добровольно, подписан уполномоченным лицом на осуществление такого процессуального действия, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.
Публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.
С учетом изложенного суд считает возможным принять отказ некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» от административного иска о признании недействующими абзаца 3 пункта 2.11, абзаца 2 подпункта 3 пункта 2.3 Порядка определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда с наименованием «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков», утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2019 года № 564-пр с изменениями, внесенными постановлением Правительства Хабаровского края от 28 мая 2021 года № 203-пр, и прекратить производство по административному делу.
Государственная пошлина, уплаченная административным истцом, подлежит возврату согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194, 214 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
о п р е д е л и л:
Принять отказ представителя административного истца некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» ФИО1 от административного иска о признании недействующими абзаца 3 пункта 2.11, абзаца 2 подпункта 3 пункта 2.3 Порядка определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда с наименованием «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков», утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2019 года № 564-пр с изменениями, внесенными постановлением Правительства Хабаровского края от 28 мая 2021 года № 203-пр.
Прекратить производство по административному делу по административному иску некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» о признании недействующими абзаца 3 пункта 2.11, абзаца 2 подпункта 3 пункта 2.3 Порядка определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда с наименованием «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков», утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2019 года № 564-пр с изменениями, внесенными постановлением Правительства Хабаровского края от 28 мая 2021 года № 203-пр, в связи с отказом административного истца от административного иска.
Повторное обращение того же лица с тем же требованием по тем же основаниям не допускается.
Возвратить некоммерческой организации «Фонд Хабаровского края по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков», государственную пошлину в размере 4500 рублей, уплаченную платежным поручением от 16.07.2021 № 73.
Определение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы в течение 15 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда
.