Дело № 3а-23/2019
Омский областной суд
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Фоминой С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2019 года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Омскому региональному отделению Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» о ликвидации общественного объединения,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на нарушение Омским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» (далее – организация, общественная организация) требований пункта 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». По утверждению административного истца, организация на протяжении длительного периода не осуществляет деятельность, направленную на достижение уставных целей. Одновременно административный истец указал, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года ликвидирована Общероссийская общественная организация «Комитет поддержки реформ Президента России» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ссылаясь на часть 3 статьи 44 указанного Федерального закона, административный истец просил ликвидировать Омское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» (л.д. 4-8).
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, против прекращения производства по делу не возражала (л.д. 146).
Представители Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.
Подпунктами 6.1, 6.2 пункта 6 Устава Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» предусмотрено, что структуру организации составляют региональные отделения, которые создаются на территории субъектов Российской Федерации и действуют на основании настоящего Устава.
Протоколом общего собрания учредителей Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» от 25 июня 2009 года принято решение о создании соответствующего отделения общероссийской организации (л.д. 27).
6 августа 2009 года Омское региональное отделение Общероссийской организации «Комитет поддержки реформ Президента России» зарегистрировано; сведения об отделении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1095500001134 (л.д. 45).
В материалы дела представлено действующее свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации – Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» (л.д. 46).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям части 1 статьи 44 указанного Федерального закона основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определена подсудность рассмотрения требований о ликвидации общественного объединения:
- требования о ликвидации общероссийских и международных общественных объединений подсудны Верховному Суду Российской Федерации (пункт 5 статьи 21 КАС РФ);
- требования о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений подсудны областному суду (пункт 5 части 1 статьи 20 КАС РФ).
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года ликвидирована Общероссийская общественная организация «Комитет поддержки реформ Президента России» и ее структурные подразделения (л.д.118-122).
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № <...> указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» - без удовлетворения (л.д. 123-128).
27 апреля 2017 года на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 25 апреля 2017 года № <...>-р в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» (л.д. 97-107).
Таким образом, ликвидация Общероссийской благотворительной общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» в настоящее время завершена (пункт 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предъявление самостоятельных требований о ликвидации структурных подразделений общероссийских общественных объединений, в том числе региональных отделений, Федеральным законом «Об общественных объединениях» не предусмотрено.
Более того, в силу прямого указания в законе структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения (часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Следовательно, ликвидация на основании судебного решения влечет для структурного подразделения общественного объединения такие же правовые последствия, что и для соответствующего общественного объединения.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (часть 4 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Поскольку имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации о ликвидации Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» и ее структурных подразделений, ликвидация указанной общероссийской организации завершена, основания для рассмотрения по существу требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области о ликвидации Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд полагает, что производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Омскому региональному отделению Общероссийской общественной организации «Комитет поддержки реформ Президента России» о ликвидации общественного объединения.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Омского областного суда в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья Ершова Л.А.