Дело № 3а-24/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Качура И.О., при секретаре Новоселовой Ю.В., с участием прокурора Зайцевой Я.А., представителей административного истца Кузакова А.А., Правительства Сахалинской области Яковлева М.В., Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Константиновой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рудакова Евгения Валерьевича о признании недействующим пункта 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60,
у с т а н о в и л :
постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60 утвержден Порядок предоставления субсидий (грантов) на развитие малых форм хозяйствования на селе в Сахалинской области, включающий в себя Порядок предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, который опубликован в газете «Губернские ведомости» № 69 (5197) от 21 апреля 2017 года, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo. gov. ru) 22 февраля 2017 года.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, получатель Гранта обязан использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, приобретаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства.
Имущество, приобретаемое начинающим фермером с участием средств Гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения Гранта.
12 мая 2020 года Рудаков Е.В. обратился в Сахалинский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60.
В обоснование требований указал, что являлся субъектом регулируемых Порядком правоотношений, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между ним и Министерством сельского хозяйства Сахалинской области заключено соглашение на выделение <данные изъяты> миллионов рублей на приобретение техники для расширения и модернизации производственной базы хозяйства.
Согласно уведомлению Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в результате проведенной в отношении Рудакова Е.В. проверки выявлены нарушения пункта 2.5 Порядка, что послужило основанием для вынесения требования о возврате субсидии от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на противоречие пункта 2.5 Порядка статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» просит признать пункт 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60 недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании представитель административного истца Кузаков А.А. требования поддержал, представители Правительства Сахалинской области Яковлев М.В., Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Константинова Н.С. в удовлетворении административного иска просили отказать.
Административный истец Рудаков Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает причины неявки неуважительными и рассматривает дело в отсутствие административного истца.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Зайцевой Я.А., полагавшей административное дело подлежащим прекращению, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административный истец оспаривает пункт 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60, который на основании постановления Правительства Сахалинской области от 26 мая 2020 года № 239 утратил силу.
Вновь установленное правовое регулирование по изложенным административным истцом вопросам не оспаривается.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В силу части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
В ходе рассмотрения дела, административным истцом не представлено доказательств нарушения оспариваемым пунктом Порядка его прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 27 октября 2015 года № 2473-О и от 20 апреля 2017 года № 724-О, утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений; заинтересованное лицо, в частности может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий.
В связи с тем, что Порядок предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденный постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60, утратил силу и не затрагивает права и законные интересы административного истца, настоящее дело подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 194, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л :
прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Рудакова Евгения Валерьевича о признании недействующим пункта 2.5 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16 февраля 2017 года № 60.
На определение может быть подана частная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Сахалинского областного суда Качура И.О.