ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-258/2021 от 26.10.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Дело 3а-258/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по административному делу в части

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Дряхловой Ю.А.,

при секретаре Ахметгалиевой Р.Р.,

с участием прокурора прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Еремина О.Г.,

административного истца Кукушкиной Е.М., представителя административного истца Патрикеевой Н.Е.,

представителя административного ответчика Хозяинова А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кукушкиной Елены Михайловны об отмене решения избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа об итогах голосования и результатах выборов,

У С Т А Н О В И Л:

Кукушкина Е.М. обратилась с административным исковым заявлением об отмене Постановления Избирательной Комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2021 №17/167-7 «О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ №225», Решения Избирательной Комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа №17-24-4-7 «Об итогах голосования по федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ №225».

В судебном заседании Кукушкина Е.М., ее представитель Патрикеева Н.Е. доводы административного искового заявления поддержали, просили его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Хозяинов А.Б. просил производство по делу в части оспаривания Решения Избирательной Комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа №17-24-4-7 «Об итогах голосования по федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ №225» прекратить, поскольку Кукушкина Е.М. не обладает субъективным правом на обжалование указанного решения, так как ее права им не затрагиваются и не нарушаются. Доверенности действовать от имени партии КПРФ она не имеет.

Прокурор Еремин О.Г. в свое заключении указал, что требования Кукушкиной Е.М. удовлетворению не подлежат.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным иском об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования вправе обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвующий в выборах в качестве кандидата.

В соответствии с частью 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогового голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1.3 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 25.10.2016 № 2209-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д. на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части 1 статьи 129, частями 10 и 14 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством; иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П и др.); при этом право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами (Постановление от 22 апреля 2013 года № 8-П; Определения от 17 ноября 2009 года № 1427-О-О, от 23 марта 2010 года № 388-О-О, от 22 марта 2012 года № 555-О-О и др.).

Положения статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 31 и 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяют исчерпывающий перечень лиц, которые имеют право обращаться с заявлениями об отмене решений избирательных комиссий (часть 10), а также с заявлениями о расформировании избирательной комиссии и комиссии референдума (часть 14). Тем самым действующее правовое регулирование дифференцирует порядок обращения в суд в части определения участников избирательных правоотношений, правомочных обращаться в суд с соответствующими заявлениями, с учетом характера их субъективных прав, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, согласно которой федеральный законодатель обладает определенной свободой усмотрения при создании конкретных процессуальных механизмов судебной защиты избирательных прав (включая установление форм ее реализации, круга субъектов и оснований для обращения в суд и т.п.).

Из материалов дела усматривается, что Кукушкина Е.М. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ №225» политической партией «Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на основании Постановления Избирательной Комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.07.2021 №10/105-7.

Согласно ст.3 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов:

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона (часть 2 ст.3 ФЗ №20-ФЗ).

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов) (ч.3 ст.3 ФЗ №20-ФЗ).

Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации (ч.4 ст.3 №20-ФЗ).

Анализ указанных норм права в своей совокупности позволяет сделать вывод, что ч.1 ст.3 ФЗ №20-ФЗ предусмотрены выборы половины численного состава депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по пропорциональной системе, при которой избиратели отдают голоса за весь федеральный список кандидатов, а распределение депутатских мандатов происходит пропорционального голосам, поданным за тот или иной федеральный список кандидатов. Следовательно, субъектами избирательного процесса при пропорциональной системе выборов являются избирательные объединения, а не кандидаты, входящие в список кандидатов от избирательного объединения.

Как следует из материалов дела, Кукушкина Е.М. оспаривает также Решение Избирательной Комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа №17-24-4-7 «Об итогах голосования по федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ №225» указывая, что являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу «Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ №225». Однако, как было указано выше, Кукушкина Е.М. не является субъектом избирательного процесса при пропорциональной системе выборов (по единому избирательному округу). По результатам разрешения настоящего административного дела не может быть обеспечено восстановление нарушенных прав и свобод Кукушкиной Е.М., ни как кандидата, зарегистрированного по одномандатному округу, ни как кандидата из федерального списка кандидатов.

Следовательно, Кукушкина Е.М. не обладает субъективным правом на обращение в суд с административным иском об оспаривании итогового голосования по федеральному избирательному округу.

Основания для прекращения производства по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации приведены в статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части 1 которой, в частности определено, что суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2,3 ч.1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления, в случае если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право;

из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

С учетом того, что в ходе рассмотрения дела по существу было установлено, что Кукушкина Е.М. не обладает правом действовать от имени политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ее права и свободы решением №17-24-4-7 не затрагиваются, производство по административному делу в части оспаривания Решения Избирательной Комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа №17-24-4-7 «Об итогах голосования по федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ №225», подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. ст 194-195, 242 РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Кукушкиной Елены Михайловны в части отмены Решения Избирательной Комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа №17-24-4-7 «Об итогах голосования по федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ №225» - прекратить.

Определение может быть обжаловано во Второй апелляционный Суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы через суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья (подпись) Ю.А. Дряхлова