ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-28/19 от 27.05.2019 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-28/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Йошкар-Ола <дата>

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И.,

с участием прокурора Назарова А.А.,

при секретаре Демаковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части приказа Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 24 января 2017 года № 7-н «Об утверждении Перечня остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок» (в редакции приказа Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 17 марта 2017 года № 12-н),

установил:

приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 24 января 2017 года № 7-н (далее – Приказ № 7-н) утвержден Перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - Перечень остановочных пунктов).

Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф <дата>.

Приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 17 марта 2017 года № 12-н в Приказ
№ 7-н внесены изменения – Перечень остановочных пунктов изложен в новой редакции, в соответствии с которой в строке 8 в качестве остановочного пункта в <...>, который разрешается использовать в качестве начального и (или) конечного остановочного пункта по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее – межмуниципальный МРП), указана остановочная площадка по адресу: <...>

Также в Приказ № 7-н внесены изменения приказами Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 21 апреля 2017 года № 20-н, от 14 июля 2017 года № 22-н, от 15 ноября 2017 года № 32-н, приказами Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 10 апреля 2018 года № 3-н, от 22 апреля 2019 года № 7-н.

В соответствии с последними изменениями в Приказ № 7-н, внесенными приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 22 апреля 2019 года № 7-н, строка 8 Перечня остановочных пунктов изложена в новой редакции, согласно которой из числа остановочных пунктов в <...> исключен остановочный пункт в <адрес>, введенный приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 17 марта 2017 года № 12-н.

<дата>ФИО1 обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения требований от <дата>) о признании недействующим Приказа № 7-н в редакции приказа Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 17 марта 2017 года № 22-н в части установления остановочной площадки, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес>, <...><адрес>, которую разрешается использовать в качестве начального и (или) конечного остановочного пункта по межмуниципальным МРП, ссылаясь на несоответствие Приказа № 7-н в оспариваемой части положениям статьи 1, части 2 статьи 17, части 2 статьи 19, пунктов 5 и 8 части 4 статьи 27, пунктов 3 и 5 части 1 статьи 26, пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ), пункта 13 постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2015 года № 748 «Об утверждении Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл» (далее – постановление № 748), пункта 11 статьи 2 Федерального закона от
8 ноября 2017 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ).

В обоснование административный истец, являющийся индивидуальным предпринимателем, осуществляющим на основании лицензии регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл, сведения о которых включены в реестр межмуниципальных МРП на территории Республики Марий Эл по нерегулируемым тарифам, указал, что при принятии Приказа
№ 7-н не выполнены требования вышеназванных нормативных правовых актов - не внесены изменения в реестр межмуниципальных МРП в отношении вновь установленных начальных (конечных) остановочных пунктов и наименований улиц, по которым в связи с этим предполагается движение транспортных средств.

В административном исковом заявлении делается вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, который не предполагает и не обязывает орган исполнительной власти Российской Федерации внести соответствующие изменения в реестр межмуниципальных МРП в отношении вновь установленных начальных (конечных) остановочных пунктов и наименований улиц, по которым в связи с этим предполагается движение транспортных средств, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в той мере, в которой он позволяет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменять межмуниципальный МРП без внесения соответствующих изменений в реестр межмуниципальных МРП.

Нарушение своего права Приказом № 7-н административный истец усматривает в том, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл обратилось в Арбитражный суд Республики
Марий Эл с иском к нему о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № <...>, сославшись, в том числе на то, что ИП ФИО1 самовольно изменил маршрут регулярных перевозок № <...>», поскольку не осуществляет посадку пассажиров в конечном остановочном пункте в <адрес> с остановочной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, <...>
<адрес> (данный конечный остановочный пункт предусмотрен в Перечне остановочных пунктов, утвержденном оспариваемым Приказом № 7-н в редакции приказа № 12-н от 17 марта 2017 года).

В письменных возражениях относительно заявленных требований административный ответчик Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (указом Главы Республики Марий Эл от 27 октября 2017 года № 262 «О структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл» Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл переименовано в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл с исключением из его функций полномочий в сфере промышленности) указывает, что доводы административного истца основаны на неверном толковании положений Федерального закона № 220-ФЗ, Федерального закона № 259-ФЗ и постановления № 748. Приказ № 7-н принят Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл на основании части 2 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ, подпункта 1 пункта 9 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного постановлением правительства Республики Марий Эл от 19 февраля 2018 года № 64 «Вопросы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл». Федеральным законодательством отношения по установлению остановочных пунктов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным МРП, не урегулированы. Порядок и условия организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным МРП на территории Республики Марий Эл, в том числе порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных МРП, установлены постановлением № 748, в оспариваемом приказе указанные положения отсутствуют. Установление Перечня остановочных пунктов не является установлением и изменением межмуниципальных МРП. Формирование перечня осуществляется из населенных пунктов, включенных в реестр межмуниципальных МРП на территории Республики Марий Эл, который размещен на сайте Министерства в сети «Интернет». Письмом от <дата> администрация Мари-Турекского муниципального района предложила определить остановочный пункт, который разрешается использовать в качестве начального и (или) конечного остановочного пункта по межмуниципальным МРП, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>, <...><адрес>, в связи с чем указанный остановочный пункт был внесен в Перечень остановочных пунктов. Письмом от <дата> администрация Мари-Турекского муниципального района предложила в связи с технической ошибкой исключить указанный остановочный пункт из Перечня остановочных пунктов, что и было сделано приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 22 апреля 2019 года № 7-н, который зарегистрирован Министерством внутренней политики Республики Марий Эл 24 апреля 2019 года.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель
ФИО2 заявили отказ от административного иска, основанный на том, что приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 22 апреля 2019 года № 7-н из числа остановочных пунктов в Мари-Турекском муниципальном районе Республики Марий Эл исключен остановочный пункт в <адрес>, введенный приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 17 марта 2017 года № 12-н, и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в Арбитражном суде Республики Марий Эл отказалось от требований к ФИО1 в соответствующей части. Об отказе от административного искового заявления ФИО1 представил суду письменное заявление, пояснил, что последствия отказа от административного искового заявления ему понятны.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ФИО3 в судебном заседании не возражала против прекращения производства по административному делу в связи с отказом административного истца от заявленных требований, пояснив, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл уточнило требования в Арбитражном суде Республики Марий Эл, исключив из иска к ФИО1 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № <...>» основание, связанное с конечным остановочным пунктом в <адрес> -остановочной площадкой, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес>, <...><адрес>.

Обсудив заявление ФИО1, выслушав мнения представителя административного ответчика, прокурора прокуратуры Республики
Марий Эл Назарова А.А., полагавшего возможным принять отказ от административного иска, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

В силу пункта 3 части 1 статьи 194 названного кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Пунктом 2 части 2 статьи 214 этого же кодекса предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. При этом принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Отказ ФИО1 от административного иска заявлен административным истцом добровольно, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц. Последствия отказа от административного иска ФИО1 понятны. Публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.

С учетом изложенного суд считает возможным принять отказ ФИО1 от административного иска.

При таких обстоятельствах производство по административному делу подлежит прекращению.

Государственная пошлина, уплаченная административным истцом в размере 300 рублей согласно квитанции от <дата>
(л.д. 8), подлежит возврату в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 46, 194, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Марий Эл

определил:

производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части приказа Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 24 января 2017 года № 7-н «Об утверждении Перечня остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок» (в редакции приказа Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 17 марта 2017 года № 12-н), прекратить.

Возвратить ФИО1 уплаченную государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей согласно квитанции от <дата>.

Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья Э.И. Салихова