ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-312/2017 от 29.03.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

г. Волгоград Дело № 3а-312/2017

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Волгоградский областной суд

в составе судьи Кубасова И. Г.,

при секретаре Собяниной Т.Д.,

с участием прокуроров Скуратовой И.А. и Кривко П.В.,

рассмотрев 29 марта 2017 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Волгоградской области о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Оленьевского сельского поселения»,

у с т а н о в и л :

Советом депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение № <...> «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Оленьевского сельского поселения» (далее Решение).

Заместитель прокурора Волгоградской области (далее административный истец, прокурор) обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия указанного Решения по мотиву нарушения процедуры его принятия, установленной статьями 31-33 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).

В частности, прокурором указано, что главой Оленьевского сельского поселения решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки не принималось, а решение о создании комиссии, вопреки требованиям части 8 статьи 31 ГрК РФ принято после разработки проекта одновременно с назначением публичных слушаний.

Кроме того, органами местного самоуправления Оленьевского сельского поселения нарушен установленный частью 13 статьи 31 ГрК РФ срок проведения публичных слушаний. В силу приведённой нормы Кодекса он должен составлять не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования проекта Правила землепользования и застройки.

В нарушение указанных требований срок проведения публичных слушаний составил менее одного месяца (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ).

Административным истцом в дополнение к указанным основаниям приведены доводы о противоречии Правил землепользования и застройки требованиям статьи 30 ГрК РФ, предусматривающей в обязательном порядке отображение зон с особыми условиями использования территорий: охранных и санитарно-защитных зон.

В судебном заседании представители административного истца прокуроры Волгоградской областной прокуратуры Скуратова И.А. и Кривко П.В. заявленные требования поддержали в полном объёме и просили суд об их удовлетворении.

Административные ответчики: глава Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области Сучков А.П. и представитель Дубовской районной Думы Волгоградской области Калинина К.С. против удовлетворения заявленных требований возражали.

Председатель Совета депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области Бывалина Л.Н. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в своё отсутствие и в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Выслушав объяснения представителей административного истца, ответчиков, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд приходит к следующему выводу.

В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ предметом судебного рассмотрения в порядке судебного нормоконтроля может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на территории Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в настоящее время действуют Правила землепользования и застройки (далее - Правила), утверждённые решением Дубовской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ года № <...>.

Указанные Правила в пределах своей компетенции были впервые утверждены решением Совета депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.

В дальнейшем Советом депутатов Оленьевского сельского поселения было принято оспариваемое в настоящем деле Решение о внесении в указанные Правила изменений и дополнений. При этом перечень изменений и дополнений отсутствует как в самом Решении от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, так и в тексте утверждённых названным Решением Правил.

Из объяснений представителей административного истца в судебном заседании следовало, что фактические изменения в результате принятия оспариваемого Решения были внесены в Приложение №1 (Карта границ территориальных зон) и Приложение №2 (Карта границ зон с особыми условиями использования территории), являющиеся неотъемлимой частью Правил. Решением Дубовской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> изменения были внесены в текстовую часть Правил, но не в их графические части - Приложения №1 и №2, в связи с чем приведённые Приложения нельзя расценивать в качестве муниципального нормативного правового акта, принятого Дубовской районной Думой.

С указанной правовой позицией административного истца Волгоградский областной суд согласиться не может.

Как следует из материалов дела, фактически целью обращения прокурора в Волгоградский областной суд с настоящим административным исковым заявлением является лишение юридической силы Приложений №1 и №2 к Правилам землепользования и застройки Оленьевского сельского поселения, в редакции, действующей на дату вступления в силу принятого Советом депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области Решения от ДД.ММ.ГГГГ года № <...>.

Вместе с тем Правила в указанной редакции не действуют и не действовали на момент обращения прокурора в Волгоградский областной суд (ДД.ММ.ГГГГ) ввиду принятия ДД.ММ.ГГГГ Дубовской районной Думой Волгоградской области решения № <...>.

При этом, суд не может согласиться с позицией административного истца и представителя административного ответчика Дубовской районной Думы Волгоградской области о том, что результатом принятия такого решения стало изменение только текстовой части Правил, без внесения каких-либо изменений в Приложение №1 (Карта границ территориальных зон) и Приложение №2 (Карта границ зон с особыми условиями использования территории).

Исследованные в судебном заседании Карты границ территориальных зон и Карты границ зон с особыми условиями использования территории в редакциях решения Совета депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> и решения Дубовской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> свидетельствуют об их несовпадении.

Кроме того, суд не может согласиться с позицией административного истца в той части, что в настоящее время Правила землепользования и застройки Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в настоящее время действуют частично в редакции, установленной решением Совета депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, а частичто – в редакции решения Дубовской районной Думы Волгоградской области, поскольку такой подход противоречит основным принципам юридической техники.

С учётом приведённых обстоятельств суд приходит к выводу о том, что на момент обращения административного истца с административным исковым заявлением Правила землепользования и застройки полностью действовали в редакции решения Дубовской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>. Таким образом, решение Совета депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Оленьевского сельского поселения» к указанному моменту юридическую силу утратило.

Кроме того, при вынесении определения суд руководствуется положениями статьи 9 КАС РФ, согласно которой законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Лишение юридической силы решения Совета депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Оленьевского сельского поселения», которое по своей сути является промежуточным, не повлечёт за собой восстановления нарушенных прав и свобод граждан и организаций, как это установлено в статье 9 КАС РФ, ввиду того, что Правила землепользования и застройки в настоящий момент действуют в более поздней редакции решения Дубовской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.

Согласно части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 214 КАС РФ, суд

о п р е д е л и л :

производство по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Волгоградской области о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Оленьевского сельского поселения» - прекратить.

Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение 15 дней.

Судья: Подпись И. Г. КУБАСОВ

Верно, судья: И. Г. КУБАСОВ