ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-31/19 от 18.02.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-31/2019

Хабаровский краевой суд

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

судебного заседания

18 февраля 2019 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре А.С.Наседкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края о признании недействующим Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 15 февраля 2017 года № 35-пр, в части подпункта 5 пункта 2.10 раздела 2,

у с т а н о в и л:

Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года №35-пр, опубликованном 16.02.2017 года на официальный интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, утверждены Порядок и условия предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства.

Постановлениями Правительства Хабаровского края от 17.10.2017 года № 415-пр, от 19.01.2018 года № 13-пр, от 18.05.2018 года № 175-пр, от 04.10.2018 года № 349-пр, от 30.11.2018 года № 435-пр в Порядок и условия предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года №35-пр внесены изменения и дополнения. Некоторые положения Порядка и условий изменены или изложены в иной редакции. Последние изменения опубликованы 03.12.2018 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, и вступили в силу через 10 дней после официального опубликования.

Прокурор Хабаровского края обратился 27.12.2018 года в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу нормативный правовой акт - Порядок и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр, в части подпункта 5 пункта 2.10 раздела 2.

В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству. Так в статях 6, 85 Бюджетного кодекса РФ указано, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, установленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, исполняются за счет собственных средств доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Расходными обязательствами, согласно абзацу 20 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Из содержания пункта 1 и абзацев второго – пятого пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных средств доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 год (далее по тексту Государственная программа). Органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рекомендовано учитывать положения Государственной программы.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (приложение 7 Государственной программы), устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в области растениеводства, в том числе в области производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы, льна-долгунца, технической конопли и овощей открытого грунта.

Законом Хабаровского края от 26.07.2005 года № 288 «О поддержке сельскохозяйственного производителя» предусмотрено (статьями 2, 3) право сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории края, получать краевую государственную поддержку, предусмотренную настоящим законом. Краевая государственная поддержка осуществляется, в том числе, в сфере: развития растениеводства, в том числе элитного семеноводства; обеспечения мероприятий по повышению плодородия почв, мелиоративных мероприятий, в том числе строительства (реконструкции) мелиоративных объектов; обеспечения устойчивого развития сельских территорий; обеспечения мероприятий по внедрению и развитию современных технологий, повышению уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства. Она осуществляется в следующих формах: предоставление субсидий, в том числе грантов; предоставление бюджетных инвестиций; в других формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года № 277-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", для реализации которой, на региональном уровне осуществляется финансирование её подпрограмм и основных мероприятий. Предоставление краевой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям края осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства края. Так для достижения целей и решения задач подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства" предусмотрен перечень мероприятий, в том числе предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства.

В постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр указано, что утвержденные им Правила и порядок регламентируют предоставление субсидий из краевого бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, технической конопли и овощей открытого грунта в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства" государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года № 277-пр. Постановление принято в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в целях реализации закона Хабаровского края от 26.07.2005 года № 288, в целях возмещения затрат для стимулирования развития сельского хозяйства Хабаровского края.

Поэтому нельзя считать законным и соответствующим указанным положениям федерального законодательства и закона Хабаровского края, подпункт 5 пункта 2.10 раздела 2 Порядка и условий, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 435-пр), которым предусмотрена возможность отказать в предоставлении субсидии по причине отсутствия бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год на цели предоставления субсидий.

Прокуратурой края губернатору, председателю Правительства Хабаровского края 19.11.2018 года принесен протест, в удовлетворении которого отказано.

По мнению прокурора, не приведение оспариваемых положений раздела 2 Порядка и условий, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 435-пр), в соответствие с действующим законодательством может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, так как повлечет необоснованный отказ в предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству представитель Правительства Хабаровского края в письменной форме заявил ходатайство о прекращении производства по делу на основании подпункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ. Обосновывая ходатайство, он указал, что в целях приведения пункта 2.10 раздела 2 Порядка и условий, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 435-пр), в соответствие с положениями абзаца 20 статьи 6, пунктов 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, в постановление Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр внесены изменения - постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2019 года № 31-пр подпункт 5 пункта 2.10 раздела 2 Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям Хабаровского края в области растениеводства признан утратившим силу.

В соответствии со статьей 4 Закона Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края» постановление Правительства Хабаровского края от 07.02.2019 года № 31-пр опубликовано 08.02.2019 года на «Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края» (laws.khv.gov.ru) и с этой даты вступило в законную силу.

В судебном заседании представитель Правительства Хабаровского края Кан С.Д. (доверенность от 24.12.2018 года сроком действия до 31.12.2021 года) поддержал ходатайство о прекращении производства по делу, настаивал на его удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Баженова Ю.В. не возражал против удовлетворения ходатайства административного ответчика о прекращении производства по делу, отметив, что постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2019 года № 31-пр содержание Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр, приведено в соответствие с действующим законодательством. Поэтому у прокурора на данный момент отсутствует основание оспаривать нормативный правовой акт.

Выслушав мнение представителей административного истца, административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд пришел к выводам.

В статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» указано, что основными целями государственной аграрной политики являются: 1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; 4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; 5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; 6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов). Государственная аграрная политика основывается, в том числе, на принципе доступности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 год (далее по тексту Государственная программа). Органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рекомендовано учитывать положения Государственной программы.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (приложение 7 Государственной программы), устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в области растениеводства, в том числе в области производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы, льна-долгунца, технической конопли и овощей открытого грунта.

Законом Хабаровского края от 26.07.2005 года № 288 «О поддержке сельскохозяйственного производителя» предусмотрено (статьями 2, 3) право сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории края, получать краевую государственную поддержку, предусмотренную настоящим законом. Краевая государственная поддержка осуществляется, в том числе, в сфере: развития растениеводства, в том числе элитного семеноводства; обеспечения мероприятий по повышению плодородия почв, мелиоративных мероприятий, в том числе строительства (реконструкции) мелиоративных объектов; обеспечения устойчивого развития сельских территорий; обеспечения мероприятий по внедрению и развитию современных технологий, повышению уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства. Она осуществляется в следующих формах: предоставление субсидий, в том числе грантов; предоставление бюджетных инвестиций; в других формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года № 277-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", для реализации которой, на региональном уровне осуществляется финансирование её подпрограмм и основных мероприятий. Предоставление краевой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям края осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства края. Так для достижения целей и решения задач подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства" предусмотрен перечень мероприятий, в том числе предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 435-пр) утверждены Порядок и условия предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" постановление Правительства Хабаровского края 15.02.2017 года № 35-пр опубликовано 16.02.2017 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр, обладает признаками нормативного правового акта, так как содержит правовые нормы, регулирующие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение.

Данный нормативный правовой акт принят Правительством Хабаровского края в пределах предоставленных ему полномочий (статья 72 Земельного кодекса РФ). Нормативный правовой акт принят в требуемой форме, с соблюдением установленных процедуры его принятия, правил введения в действие и вступления в силу.

Подпунктом 5 пункта 2.10 раздела 2 указанного Порядка предусмотрено, что одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является отсутствие бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год на цели предоставления субсидии.

По изложенному в административном исковом заявлении мнению прокурора края, подпункт 5 пункта 2.10 раздела 2 оспариваемого Порядка противоречит положениям статей 6 и 85 Бюджетного кодекса РФ, и это создает предпосылки нарушения прав неопределенного круга лиц. Реализовав свое субъективное право, вытекающее из положений статьи 39, части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, он обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Таким образом, предметом проверки в данном деле являются нормативные положения подпункта 5 пункта 2.10 раздела 2 Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 435-пр).

В период рассмотрения данного административного дела Правительством Хабаровского края 07.02.2019 года принято постановление № 31-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края». Данным постановлением внесены изменения в том числе в оспариваемый прокурором пункт 2.10 раздела 2 Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 35-пр. Из этого пункта исключен (признан утратившим силу) подпункт 5.

В соответствии со статьей 4 Закона Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края", официальным опубликованием нормативных правовых актов Правительства края считается первая публикация их полного текста в краевых периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru). Нормативные правовые акты Правительства края вступают в силу после их официального опубликования, если этими актами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Постановление Правительства Хабаровского края от 07.02.2019 года № 31-пр опубликовано 07.02.2019 года на официальном интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, и вступило в законную силу 07.02.2019 года.

Таким образом, на дату настоящего судебного заседания подпункт 5 пункта 2.10 раздела 2 Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утратил силу, и с 08.02.2019 года действует в редакции постановления правительства Хабаровского края от 07.02.2019 года № 31-пр.

Исходя из положений части 6 статьи 208, статей 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт (его часть), который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт (его часть), действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства административного ответчика и прекращению производства по административному делу, отсутствуют.

Настоящее административное исковое заявление подано прокурором края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На факты применения оспариваемого подпункта 5 пункта 2.10 раздела 2 Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, повлекшее нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц, прокурор не ссылался ни при подаче административного искового заявления в суд, ни при его рассмотрении. Судом таких фактов не установлено.

С учетом изложенного, и поскольку судом установлены - прекращение действия (утрата силы) подпункта 5 пункта 2.10 раздела 2 Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в оспариваемой прокурором редакции, в связи с утратой действия этого подпункта с 07.02.2019 года в результате принятия постановления Правительства Хабаровского края от 07.02.2019 года № 31-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края"; отсутствие применения оспариваемого положения в отношении конкретных граждан или юридических лиц, повлекшего нарушение их прав и законных интересов в период его действия, так и после утраты силы, то имеются предусмотренные частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для прекращения производства по настоящему административному делу.

Руководствуясь частью 2 статьи 194, статьями 198, 199, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213, статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

о п р е д е л и л:

прекратить производство по делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующим Порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 15 февраля 2017 года № 35-пр, в части подпункта 5 пункта 2.10 раздела 2.

Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда, в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья краевого суда: Е.А.Бузыновская