ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-31/2022 от 25.01.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

№ 3а-31/2022

УИД 47OS0000-01-2021-000355-98

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 25 января 2022 года

Ленинградский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Павловой О.Н.

При ведении протокола помощником судьи Прорубщиковым Г.А.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Джим» (далее также – ООО «Джим») к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

ООО «Джим» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость в отношении объекта недвижимости – нежилого здания (здания магазина) с кадастровыми номером 135, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости по состоянию на 06.08.2019.

В судебном заседании 25.01.2022 судом поставлен на обсуждение вопрос об оставлении административного искового заявления ООО «Джим» без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка.

Представитель административного истца ООО «Джим» Худоев Д.А. в судебное заседание явился, против оставления административного иска без рассмотрения возражал, указав, что в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался, поскольку такое обращение не является обязательным с учетом ранее поданных ООО «Джим» в Комиссию заявлений в 2018 году (21.05.2018 и 03.12.2018).

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области – Савченко О.А., в судебное заседание явилась, против оставления административного иска без рассмотрения не возражала.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, выслушав присутствующих представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, что ООО «Джим» является собственником объекта недвижимости – нежилого здания (здания магазина) с кадастровыми номером 135, площадью 1579,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Указанный объект недвижимости, учтенный в ЕГРН 06.07.2012, вошел в перечень объектов оценки и прошел пообъектную оценку, кадастровая стоимость которого утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257 в размере 16419364,06 руб., исходя из площади – 854,2 кв.м и удельного показателя кадастровой стоимости – 19221,92 руб./кв.м.

21.08.2015 на основании заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости от 14.08.2015 в соответствии с техническим паспортом от 15.02.2007 площадь объекта недвижимости с кадастровым номером 135 изменена с «854,2 кв.м» на «1550,9 кв.м».

В соответствии с п. 2.2 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113, в случае изменения площади здания, его кадастровая стоимость изменяется пропорционального изменению площади, при этом определение его кадастровой стоимости осуществляется путем умножения УПКС этого здания на его площадь.

С учетом вышесказанного, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 135 определена в размере 29811275,73 руб., исходя из площади – 1550,9 кв.м и УПКС – 19221,92 руб./кв.м, о чем 21.08.2015 в ЕГРН внесены соответствующие сведения о кадастровой стоимости объекта.

06.08.2019 согласно заявлению ООО «Джим» о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 30.07.2019 в соответствии с представленным техническим планом здания от 29.07.2019, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении границ здания с кадастровым номером 135, площадь данного объекта изменена с «1550,9 кв.м» на «1579,6 кв.м».

На основании п. 9 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 24.09.2018 № 514 (вступил в силу 02.03.2019), кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 135 пересчитана и определена в размере 30362944,83 руб., исходя из площади – 1579,6 кв.м и УПКС – 19221,92 руб./кв.м. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости в ЕГРН – 06.08.2019.

Как собственник указанного недвижимого имущества ООО «Джим» является плательщиком налога на имущество юридических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с отчетом об оценке № 63/2021 от 20.04.2021, выполненным оценщиком ООО «Центр финансово-правовых решений» Корсковой А.В., по состоянию на 06.08.2019 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 135 составляет 17688360 руб.

Поскольку неправильное определение кадастровой стоимости объекта недвижимости влияет на размер налоговых платежей, возложенных на ООО «Джим», истец просит административные исковые требования удовлетворить.

Меду тем, как следует из материалов дела и объяснений представителя административного истца, заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, установленной в размере 30362944,83 руб. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 135, исходя из площади – 1579,6 кв.м, на дату определения кадастровой стоимости 06.08.2019, от ООО «Джим» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не поступало.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок разрешения спора, установленный абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно части 1 и подпункту 6 части 2 статьи 246 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса; помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению, в случаях, установленных федеральным законом, прилагаются документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Пунктом 6 части 2 статьи 125 КАС РФ предусматривается, что если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом.

Пункт 6 части 1 статья 126 КАС РФ гласит, что если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются, в числе прочего, документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона № 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года.

Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ.

Частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, если государственная кадастровая оценка проведена после принятия указанного решения в соответствии с положениями Федерального закона № 237-ФЗ, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ.

Аналогичным образом решается вопрос об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как видно из материалов дела, объект недвижимости – нежилое здание (здание магазина) с кадастровыми номером 135, площадью 854,2 кв.м, вошел в перечень объектов оценки и прошел пообъектную оценку, кадастровая стоимость которого утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257 в размере 16419364,06 руб., исходя из размера площади и удельного показателя кадастровой стоимости – 19221,92 руб./кв.м.

Принимая во внимание, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 135 в размере 30362944,83 руб. определена по состоянию на 06.08.2019, исходя из измененной площади объекта – 1579,6 кв.м, с применением удельного показателя кадастровой стоимости – 19221,92 руб./кв.м, установленного Постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257, суд приходит к выводу о том, что она может быть оспорена только на основании Федерального закона № 135-ФЗ, поскольку положения Федерального закона № 237-ФЗ не могут быть применены к оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 01.01.2017.

При таких обстоятельствах, учитывая, что абзацами 1 и 3 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ и пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а административный истец – ООО «Джим» в такую комиссию до подачи административного искового заявления в суд, не обращался, им не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 196, ст.ст. 198-199 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

определил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Джим» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 135, в размере его рыночной стоимости, оставить без рассмотрения.

На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья О.Н. Павлова

руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 196, ст.ст. 198-199