ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-32/20 от 06.02.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24RS0056-01-2019-007311-60

Дело № 3а-32/2020

141а

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 февраля 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-32/2020 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю о ликвидации Красноярского регионального общественного фонда поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ»,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – Управление Минюста России по Красноярскому краю, Управление) обратилось с административным иском о ликвидации Красноярского регионального общественного фонда поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ» (далее – КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ», Фонд).

Требования мотивированы тем, что КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ», зарегистрированный 15 мая 2003 года в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в установленный срок (не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным), а равно на момент составления административного искового заявления, не представил в Управление отчетные сведения о деятельности за 2017-2018 год, а также не разместил отчетные сведения на Информационном портале Минюста России, что согласно пункту 10 статьи 32 указанного Федерального закона является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Представитель административного истца Управления Минюста России по Красноярскому краю ФИО1, действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. При обсуждении вопроса о подсудности дела, полагал, что оно подсудно Красноярскому краевому суду, ссылаясь на то, что КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ» является некоммерческой организацией, в связи с чем ликвидация данного Фонда должна осуществляться по нормам Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Административный ответчик КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ» извещался судом о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения по адресу, указанному в ЕГРЮЛ в качестве места нахождения юридического лица, по адресу лица, имеющего право действовать от имени Фонда без доверенности, а также в соответствии с частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем размещения 16 января 2020 года извещения о времени и месте рассмотрения данного дела на официальном сайте Управления Минюста России по Красноярскому краю.

КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ» представителя в судебное заседание не направил, ходатайств и возражений относительно административного иска не представил.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 23 по Красноярскому краю), извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, ходатайств не представила.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ», Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю, против чего представитель Управления Минюста России по Красноярскому краю ФИО1 не возражал.

Оценив доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе, в организационно-правовой форме фондов, к которым относятся, в том числе, общественные и благотворительные фонды (подпункт 7 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно части 1 статьи 5 указанного Федерального закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Одной из организационно-правовых форм общественных объединений, закрепленных в статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года 82-ФЗ «Об общественных объединениях», является общественный фонд.

Таким образом, общественный фонд, являясь, как юридическое лицо, некоммерческой организацией, представляет собой одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

В этой связи, создание, деятельность, реорганизация (или) ликвидация общественных фондов, регулируются специальным нормативным правовым актом - Федеральным законом от 19 мая 1995 года 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а не Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на что ссылается административный истец.

Данный вывод также следует из положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому особенности создания, регистрации, деятельности, структуры органов управления, порядка управления имуществом фондов отдельных видов, особенности управления ими, а также особенности осуществления учредителями своих прав в отношении таких фондов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.

Согласно Уставу КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ» данный Фонд является не имеющим членства некоммерческим общественным объединением, созданным для достижения целей, указанных в настоящем уставе (пункт 1.1).

Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данным Уставом.

Учитывая изложенное, вопросы ликвидации КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ» подлежат разрешению в соответствии со специальным законом - Федеральным законом от 19 мая 1995 года 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

На основании абзаца четвертого и восьмого части первой статьи 29 Федерального закона от 19 мая 2005 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные обязанности для некоммерческих организаций установлены пунктами 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», для общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 2005 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и для некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», установлен единый срок предоставления вышеуказанных сведений - до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Между тем, Федеральным законом от 19 мая 2005 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для общественных объединений (в том числе общественных фондов) и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии в данными федеральными законами, установлены различные правовые последствия не представления в уполномоченный орган вышеназванных сведений.

Так, статьей 29 Федерального закона от 19 мая 2005 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (абзац одиннадцатый части первой).

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (абзац двенадцатый части первой).

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Таким образом, за аналогичные нарушения (неоднократное не представление в уполномоченный орган в установленный срок соответствующих сведений о своей деятельности) вышеназванными федеральными законами для общественных объединений (в том числе общественных фондов) и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии в данными федеральными законами, установлены различные правовые последствия - в отношении общественного объединения уполномоченный орган может обратиться в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, а в отношении некоммерческой организации может обратиться в суд с заявлением о ликвидации.

По настоящему делу, административный истец в качестве оснований административного иска ссылается на неоднократное не представление КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ» отчетных сведений о своей деятельности за 2017-2018 года.

Основания для ликвидации данного общественного фонда, предусмотренные статьей 44 Федерального закона от 19 мая 2005 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в административном иске не указаны.

В этой связи, в случае признания судом административного иска обоснованным, КРОФ поддержки ЭСиКП «СОГЛАСИЕ» на основании статьи 29 Федерального закона от 19 мая 2005 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» может быть не ликвидирован, а признан прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица с исключением его из ЕГРЮЛ.

Между тем, в соответствии с положениями статей 19 и 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и об исключении его из ЕГРЮЛ подсудны районному суду в качестве суда первой инстанции.

Рассмотрение данных требований Красноярским краевым судом в качестве суда первой инстанции повлечет нарушение правил родовой подсудности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Поскольку настоящее административное дело было передано определением Центрального районного суда г. Красноярска от 31 октября 2019 года в Красноярский краевой суд с нарушением правил подсудности, оно подлежит направлению Центральный районный суд г. Красноярска для рассмотрения по существу в качестве суда первой инстанции.

Такое процессуальное решение не является спором о подсудности, поскольку по смыслу положений статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не допускается отказ в рассмотрении дела тем судом, в который оно было передано по подсудности определением суда того же уровня. Иное толкование допускало бы возможность нарушения правил родовой подсудности и рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дел, подсудных мировому судье в качестве суда первой инстанции, в случае принятия ошибочного определения о направлении дела по подсудности.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 20, пунктом 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Направить административное дело № 3А-32/2020 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю о ликвидации Красноярского регионального общественного фонда поддержки экономических, социальных и культурных программ «СОГЛАСИЕ» по подсудности в Центральный районный суд г. Красноярска.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) путем подачи частной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин