ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-33/19 от 06.05.2019 Курского областного суда (Курская область)

3а-33/2019


КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 мая 2019 года <адрес>

Курский областной суд в составе: председательствующего судьи Мигущенко Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Шумской Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОСТРОЙ» к Администрации Курской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ООО «ТЕХНОСТРОЙ» обратилось в Курский областной суд в порядке главы 25 КАС РФ с вышеуказанным административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в период с 07.06.2013 года по 31.12.2015 года в размере его рыночной стоимости – 39 332 800 рублей, для перерасчета налога за 2015 год.

В обоснование требований указано, что определенная и внесенная в государственный кадастр недвижимости архивная кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в указанный период является завышенной, что привело к необоснованному увеличению размера налоговых платежей административного истца, как собственника указанного земельного участка, и нарушению его прав.

В судебном заседаниипредставитель заинтересованного лица – УФНС России по Курской области ФИО1 против удовлетворения заявленных требований возражала и заявила ходатайство о прекращении производства по делу, указывая, что оспариваемая архивная стоимость не подлежит применению.

Представитель административного истца ООО «ТЕХНОСТРОЙ» - ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Против прекращения производства по делу возражала, указывая на возможность применения архивной кадастровой стоимости для перерасчета земельного налога за 2015 год.

Представитель административного ответчика - Администрации Курской области ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что оспариваемая архивная стоимость не подлежит применению, не нарушает прав административного истца, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Представитель заинтересованного лицаМО «Дмитриевский сельсовет» Дмитриевского района Курской области ФИО4 против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Представители административного ответчика - УправленияФедеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ « ФКП Росреестра» по Курской области, не явились.

Неявка административного ответчика и заинтересованного лица в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае не является препятствием для рассмотрения дела.

Разрешая ходатайство о прекращении производства по делу, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что принадлежащий ООО «ТЕХНОСТРОЙ» земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и относился категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования « для сельскохозяйственного производства».

В соответствии с постановлением Правительства Курской области №59-пп от 15.04.2011 года «О переводе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из одной категории в другую», 27.04.2011 года земельный участок с кадастровым номером переведен в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения», вид разрешенного использования «для строительства кирпичного завода».

В связи с указанным, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 27.04.2011 года составила 38528672 рубля, удельный показатель 41,92 рубля за кв.м. в соответствии с постановлением Правительства Курской области от 28.09.2007 N 179 "Об утверждении минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе категорий земель и видов функционального использования на территории Курской области" (ред. от 24.01.2008 года).

В связи с внесенными изменениями в постановление Правительства Курской области от 28.09.2007 N 179, кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка 07.03.2013 года была приведена в соответствии с данным постановлением и составила по состоянию на 07.03.2013 года - 235859442 рубля, удельный показатель 256,62 рубля за кв.м. (постановление Правительства Курской области от 28.09.2007 N 179 "Об утверждении минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе категорий земель и видов функционального использования на территории Курской области" (ред. от 28.09.2011 года).

29.01.2015 года в сведения ЕГРН внесена информация о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года в размере 308780836 рублей, удельный показатель – 335, 96 рублей за кв.м. в соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 20.01.2015 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Курской области".

02.09.2016 года в сведения ЕГРН внесена информация о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 49227000 рубля на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области №153 от 24.08.2016 года.

19.02.2019 года ООО «ТЕХНОСТРОЙ» обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области (далее Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 07.06.2013 года.

20.02.2019 года Комиссией данное заявление отклонено, с указанием, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.

Согласно п. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками праве собственности.

В соответствии с пунктом 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

В соответствии с пунктом 1 ст. 397 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением Собрания депутатов Крупецкого сельсовета Дмитриевского района Курской области от 28 октября 2010 г. N 82 «О земельном налоге» установлено, что организации уплачивают налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Установлены отчетные периоды для налогоплательщиков - организаций - первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Авансовые платежи по налогу уплачивают не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Как следует из представленных материалов и объяснений представителя административного истца, обязанность по уплате земельного налога за земельный участок с кадастровым номером за 2015 год ООО «ТЕХНОСТРОЙ» исполнена частично (из расчета кадастровой стоимости земельного участка в размере 38528672 рубля). 01.02.2016 года общество в налоговый орган представило налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 год, согласно указанному расчету.

По результатам камеральной проверки данной налоговой декларации налоговым органом составлен акт и принято решение от 18.08.2016 года, в соответствии с которым (с учетом внесения изменений и исправлений) обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 2959 962 рубля (исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 235859442 рубля) и пени за несвоевременную уплату налога. Общество привлечено к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа за неполную уплату земельного налога за 2015 год.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 28.09.2017 года, ООО «ТЕХНОСТРОЙ» отказано в удовлетворении требований о признании недействительным названного решения налогового органа от 18.08.2016 года. Как установлено судом, при должной степени заботливости и осмотрительности Общество должно было быть осведомлено о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером на 01.01.2015 года и имело возможность правильно исчислять земельный налог за 2015 год, в связи с чем, доводы Общества о том, что ему не было известно об изменении кадастровой стоимости земельного участка и отсутствие вины в неправильном исчислении налога, признаны необоснованными.

Решением Арбитражного суда Курской области от 30 марта 2018 года обращено взыскание на принадлежащий на праве собственности Обществу земельный участок с кадастровым номером 46:05:111201:8. Решение обращено к исполнению.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Из разъяснений, содержащихся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", также следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании п. 3 ч. 1 ст. 128 и ч. 2 ст. 194 КАС РФ.

В силу ч. 2 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом, требование административного истца (исходя из административного иска, даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:05:111201:8), направлено на изменение архивной кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 235859442 рубля по состоянию на 07.03.2013 года, с учетом ее применения с 07.03.2013 года по 31.12.2015 года для перерасчета земельного налога за 2015 год.

Согласно вступившим в силу с 1 января 2019 г. положениям п. 1.1 ст. 391 НК РФ, введенным Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вместе с тем, положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса, на которые ссылается административный истец, устанавливающие трехлетний предельный срок перерасчета земельного налога, распространяются только на физических лиц, налог для которых рассчитывается налоговыми органами.

Период перерасчета земельного налога организациями определяется с учетом положений пункта 7 статьи 78 и пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки.

Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при исчислении организациями земельного налога начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, с учетом сроков, установленных пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 89 Налогового кодекса. В данном случае начиная с 2016 года.

Указанное свидетельствует о том, что на дату обращения административного истца в Комиссию(19.02.2019 года), в суд (27.02.2019 г.), для целей налогообложения в налоговый период 2015 года оспариваемая кадастровая стоимость применению не подлежала.

В связи с указанным, доводы представителя административного истца о возможности перерасчета земельного налога за 2015 года, в случае пересмотра оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка нельзя признать обоснованными.

Ссылка представителя административного истца на статью 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и доводы о том, что основанием для пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка является то обстоятельство, что предусмотренный указанной нормой пятилетний срок для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка за 2015 год с учетом положений ст. 200 ГК РФ, обществом не пропущен, основаны на неправильном толковании норм права.

По смыслу части 10 статьи 24.18 Федерального закона и части 3 статьи 245 КАС РФ указанный пятилетний срок подлежит применению в случае невнесения в Единый государственный реестр недвижимости новых результатов определения кадастровой стоимости, тогда как в рассматриваемом споре на момент обращения истца в суд очередные результаты определения кадастровой стоимости были внесены в реестр и оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.

Требование же о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу только, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Сведений о том, что на дату обращения в Комиссию или в суд сохранилось право на применение результатов пересмотра оспариваемой кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством (в данном случае для перерасчета земельного налога за 2015 год), в материалы дела не представлено и судом не установлено, что свидетельствует о наличии оснований для прекращения производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 128 и частью 2 статьи 194, статьи 198-199, 201-203 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОСТРОЙ» к Администрации Курской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, - прекратить.

Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Курского областного суда в течение 15 дней со дня вынесения мотивированного определения, то есть с 07.05.2019 года.

Председательствующий судья Н.А. Мигущенко