ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-370/2023 от 27.09.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2023-000313-55

Дело № 3А-370/2023

121а

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по административному делу

27 сентября 2023 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Папковой А.И.,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Элитстрой» Лукьянова С.А., представителя Правительства Красноярского края Аликиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-370/2023 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Элитстрой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Элитстрой» (далее – ООО «Элитстрой») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, мотивируя (с учетом уточнения) тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 04 сентября 2013 года для указанного нежилого здания установлена кадастровая стоимость в размере 16 933 566 рублей 30 копеек.

По итогам оценки, выполненной оценщиком Шестопаловой Н.Е. (ООО «Независимая оценка») и представленной в уточненном отчете № 023017.1 от 01 сентября 2023 года, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 04 сентября 2013 года составляет 12 942 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости нежилого здания, не соответствующей его рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку ООО «Элитстрой» является плательщиком налога на имущество, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости нежилого здания. Кроме того, в случае продажи объекта недвижимости по его реальной рыночной стоимости, которая меньше кадастровой стоимости, административный истец будет обязан заплатить налог, при расчете которого будет использоваться кадастровая стоимость нежилого здания.

Просит (с учетом уточнения) установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости – 12 942 000 рублей, определенной по состоянию на 04 сентября 2013 года, восстановить пропущенный административным истцом срок для подачи административного искового заявления.

Представитель административного истца ООО «Элитстрой» Лукьянов С.А., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.

Представитель Правительства Красноярского края Аликина Е.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что мотивируя тем, что оспариваемой кадастровой стоимостью нежилого здания не затрагиваются права административного истца.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Лукьянова И.В., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Публично-правовая компания «Роскадастр», администрация города Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд полагает необходимым прекратить производство по административному делу по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», регулирующий с 1 января 2017 года отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки, порядок и срок ее проведения).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Таким образом, по смыслу закона с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лица, чьи права и обязанности затронуты результатами определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что ООО «Элитстрой» является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-ая Брянская, зд. 12, строение 5, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02 мая 2023 года.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 02 мая 2023 года, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 04 сентября 2013 года составляет 16 933 566 рублей 30 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 01 октября 2013 года.

Вышеуказанная кадастровая стоимость нежилого здания определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».

15 мая 2023 года ООО «Элитстрой» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером .

Решением Комиссии от 25 мая 2023 года № 30 вышеуказанное заявление ООО «Элитстрой» было отклонено.

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец ссылается на то, что он является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости нежилого здания.

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункт 3 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (абзац 2 пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2);

объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства (подпункт 3);

жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (подпункт 4).

На основании пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации переход к вышеуказанному порядку налогообложения допускается только после принятия субъектом Российской Федерации закона, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 данной статьи.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 данного Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень).

Приказом Федеральной налоговой службы от 30 июня 2020 № ЕД-7-21/409@ утверждены состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формат предоставления этих сведений и порядок их направления в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

В силу подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если объект недвижимого имущества, указанный в подпункте 1 или 2 пункта 1 данной статьи, не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета положений данной статьи.

В соответствии со статьей 1.1 Закона Красноярского края от 08 ноября 2007 года № 3-674 «О налоге на имущество организаций» (веденной с 01 января 2021 года) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства (пункт 1);

жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 2).

При этом в Красноярском крае не принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, равно как и не утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Из материалов дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение – нежилое и фактически используется как склад.

Таким образом, названное нежилое здание не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, в связи с чем, оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания не может учитываться при определении размера налога на имущество организаций и, соответственно, не затрагивает права административного истца, как плательщика данного налога.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются ответом Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска от 04 августа 2023 года, в котором указано, что налоговая база для исчисления налога на имущество по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Доводы представителя административного истца о том, что при продаже нежилого здания с кадастровым номером ООО «Элитстрой» должно будет уплатить налог, при исчислении которого подлежит применению кадастровая стоимость здания, отклоняются судом, поскольку они противоречат положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылка административного истца на положения статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации является несостоятельной, поскольку нормами данной статьи установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам физических лиц, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения.

В силу пункта 3 части 1 статьи 128, пункта 1 части статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если из административного искового заявления об оспаривании акта, решения, действия (бездействия) не следует, что этим актом, решением, действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривает возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по административному иску любого обратившегося лица, чьи права, свободы и законные интересы этими результатами не нарушаются либо иным образом не затрагиваются.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером не используется в целях налогообложения и не затрагивает права административного истца в данной сфере, суд полагает производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прекратить.

На иные обстоятельства нарушения оспариваемой кадастровой стоимостью своих прав, кроме как в сфере налогообложения, административный истец не ссылается.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 128, пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по административному делу № 3А-370/2023 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Элитстрой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания – прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин