ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-37/20 от 23.10.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-37/2020 Составлено 23 октября 2020 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2020 года г. Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лихачевой С.А.,

при секретаре Лашневой Т.А.,

с участием прокурора Кучиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О.1 к Сахалинской областной Думе о признании недействующим в части закона Сахалинской области «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Сахалинской области»,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Ф.И.О.1 обратился в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением к Сахалинской областной Думе о признании недействующей части 2 статьи 1 закона Сахалинской области от 06 марта 2017 года № 15-ЗО «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Сахалинской области».

В обоснование административного иска указал, что в нарушение положений части 5 статьи 46 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оспариваемой нормой не определены критерии включения муниципальных районов, муниципальных и городских округов в перечень муниципальных образований, муниципальных и городских округов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в Сахалинской области, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий.

Административный истец, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и проживающий в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области, осуществляющий предпринимательскую деятельность на территории нескольких муниципальных образований Сахалинской области, считает, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает его права и обязанности, поскольку не проведение процедуры оценки регулирующего воздействия или ее проведение с нарушением требований федерального законодательства не приводит к достижению целей, направленных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, а именно: выявлению положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

Также указывает на то, что приведенные в административном иске обстоятельства свидетельствуют о наличии в оспариваемом нормативном правовом акте коррупциогенных факторов в связи с отсутствием или неопределенностью условий или оснований принятия решения, отсутствием и неполнотой административных процедур – отсутствием порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

В возражениях на административный иск председатель Сахалинской областной Думы просит в удовлетворении административного иска отказать. Считает, что установленные в части 2 статьи 1 закона Сахалинской области от 06 марта 2017 года № 15-ЗО критерии не противоречат федеральному законодательству. Обращает внимание на то, что в административном иске не указано, каким образом указанная правовая норма затрагивает права и законные интересы административного истца, с учетом того, что все муниципальные образования Сахалинской области соответствуют установленным критериям, то есть включены в перечень городских округов в Сахалинской области, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, являются обязательными. Полагает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», только прокурору предоставлено право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, в случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов.

В возражениях на административной иск представитель губернатора Сахалинской области, привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика протокольным определением суда от 18 сентября 2020 года, также просит в удовлетворении административного иска отказать. Полагает, что установленные частью 2 статьи 1 закона Сахалинской области № 15-ЗО критерии соответствуют требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и в полной мере отражают объективные особенности осуществления местного самоуправления (территориальные, структурные, экономические). Обращает внимание на то, что административное исковое заявление не соответствует требованиям, установленным пунктами 4, 5 и 8 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Считает, что субъектами отношений, регулируемых оспариваемой нормой являются органы местного самоуправления, а не субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Изучив материалы дела, заслушав административного истца Ф.И.О.1, поддержавшего административный иск, представителя Сахалинской областной Думы Ф.И.О.4, представителей губернатора Сахалинской области Ф.И.О.5 и Ф.И.О.6, возражавших против его удовлетворения, заключение прокурора Кучиной А.С., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением:

1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;

2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (часть 3).

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов (часть 5).

Законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов, муниципальных и городских округов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным. При этом законом субъекта Российской Федерации определяются критерии включения муниципальных районов, муниципальных и городских округов в указанный перечень, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий (часть 6).

Согласно статье 7 этого же Федерального закона муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 6).

Законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов, муниципальных и городских округов, в которых проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным. При этом законом субъекта Российской Федерации определяются критерии включения муниципальных районов, муниципальных и городских округов в указанный перечень, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий (часть 7).

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 16 февраля 2017 года Сахалинской областной Думой принят и 06 марта 2017 года губернатором Сахалинской области обнародован закон Сахалинской области № 15-ЗО «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Сахалинской области».

Согласно статье 1 данного Закона проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным в городском округе «Город Южно-Сахалинск», а также в иных городских округах в Сахалинской области, включенных в следующий перечень:

1) Углегорский городской округ;

2) городской округ "Александровск-Сахалинский район" Сахалинской области;

3) "Анивский городской округ";

4) городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации;

5) Корсаковский городской округ Сахалинской области;

6) "Курильский городской округ";

7) "Макаровский городской округ" Сахалинской области;

8) "Невельский городской округ" Сахалинской области Российской Федерации;

9) "Городской округ Ногликский";

10) городской округ "Охинский";

11) Поронайский городской округ;

12) Северо-Курильский городской округ;

13) городской округ "Смирныховский";

14) "Томаринский городской округ" Сахалинской области;

15) "Тымовский городской округ";

16) "Холмский городской округ" Сахалинской области;

17) "Южно-Курильский городской округ" (часть 1).

Городские округа, указанные в части 1 настоящей статьи, включены в перечень городских округов в Сахалинской области, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и проведение экспертизы муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, являются обязательными, при соответствии их следующим критериям:

1) наделение органов местного самоуправления городских округов в Сахалинской области государственными полномочиями Сахалинской области в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2) численность населения, постоянно проживающего на территории городского округа в Сахалинской области, по данным статистического наблюдения, на 1 января года, предшествующего текущему году, составляет не менее двух тысяч человек;

3) число субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, учтенных в границах территории городского округа в Сахалинской области, на 1 января года, предшествующего текущему году, составляет не менее 10 на одну тысячу человек, постоянно проживающих на территории городского округа (часть 2).

Согласно статье 2 этого же Закона оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия и включает следующие процедуры:

1) размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования на этапе рассмотрения идеи (концепции), а также проведение публичных обсуждений планируемого правового регулирования рассматриваемой идеи (концепции);

2) проведение публичных обсуждений текста проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета;

3) рассмотрение предложений, альтернативных вариантов правового регулирования, принятие решения о необходимости мониторинга фактического воздействия и проведение консультаций, "круглых столов", встреч согласительных комиссий или иных мероприятий урегулирования разногласий по спорным вопросам;

4) подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта.

Статьей 3 оспариваемого Закона установлено, что муниципальные нормативные правовые акты городского округа «Город Южно-Сахалинск», а также иных городских округов, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом (часть 1).

Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов включает следующие процедуры:

1) утверждение органом местного самоуправления муниципального образования ежегодного плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

2) проведение публичных обсуждений муниципальных нормативных правовых актов;

3) рассмотрение предложений, альтернативных вариантов правового регулирования и проведение консультаций, «круглых столов», встреч согласительных комиссий или иных мероприятий урегулирования разногласий по спорным вопросам;

4) подготовку заключения об экспертизе муниципального нормативного правового акта.

Из приведенного федерального и регионального правового регулирования следует, что установленные в части 2 статьи 1 закона Сахалинской области от 06 марта 2017 года №15-ЗО критерии применяются лишь для определения того, относится ли конкретный городской округ к числу тех, в которых в обязательном порядке проводится оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертиза муниципальных нормативных правовых актов; сама процедура оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов от этих критериев не зависит.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, все муниципальные образования (городские округа) в Сахалинской области соответствуют критериям, установленным в части 2 статьи 1 закона Сахалинской области от 06 марта 2017 года № 15-ЗО, что подтверждается статистической информацией о численности населения в муниципальных образованиях по состоянию на 01 января 2020 год (л.д. 120), информацией о субъектах предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Сахалинской области по состоянию на 01 января 2020 года (л.д. 121), информацией о переданных государственных полномочиях Сахалинской области органам местного самоуправления (л.д. 122-125), которая является общедоступной, проверена судом и сомнений не вызывает.

Факт проведения всеми муниципальными образованиями Сахалинской области оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов за 2019 год подтверждается рейтингом качества осуществления оценки регулирующего воздействия, экспертизы и оценки фактического воздействия в муниципальных образованиях Сахалинской области за 2019 год, утвержденным распоряжением министерства экономического развития Сахалинской области от 15 апреля 2020 года № 3.05-46-р (л.д. 127-128), а также информацией, размещенной на официальных сайтах администраций всех муниципальных образований Сахалинской области, отраженной в своде проведенной работы по ОРВ в разрезе муниципальных образований за период 2019 год (л.д. 126).

Согласно пункту 1 части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

При этом из содержания части 10 этой же статьи следует, что бремя доказывания указанного обстоятельства возложено на административного истца.

В нарушение приведенного правового регулирования административным истцом таких доказательств не представлено, убедительных доводов о нарушении своих прав как индивидуального предпринимателя оспариваемыми критериями в ходе рассмотрения дела не приведено.

Тем более, что все муниципальные образования Сахалинской области соответствуют оспариваемым административным истцом критериям, в связи с чем в них обязательно проводится оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертиза муниципальных правовых актов, поэтому оснований для вывода о том, что этими критериями нарушаются права административного истца, суд не усматривает.

Из пункта 1 части 1 статьи 194 и пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд прекращает производство по делу в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

По смыслу действующего правового регулирования проверка судом законности нормативных правовых актов, вне связи с защитой каких-либо субъективных прав административного истца в порядке абстрактного нормоконтроля не может быть осуществлена.

В этой связи суд приходит к выводу о прекращении производства по настоящему административному делу.

Руководствуясь статьями 177, 194, 198, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

производство по административному делу по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О.1 о признании недействующей части 2 статьи 1 закона Сахалинской области от 06 марта 2017 года № 15-ЗО «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Сахалинской области» прекратить.

Определение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья С.А.Лихачева