ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-37/2016 от 27.01.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело №3а-37/2016

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Шалагиной О.В.

при секретаре Хайминой Ю.С.

с участием прокурора Волковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 27 января 2016 года

административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Электросибмонтаж» о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 28 июля 2015 года № 262 «Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Электросибмонтаж" (г. Кемерово)».

У С Т А Н О В И Л:

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 28 июля 2015 года № 262 «Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Электросибмонтаж" (г. Кемерово)», которое опубликовано 28 июля 2015 года на официальном Интернет-сайте Региональной энергетической комиссии Кемеровской области.

Пунктом 1 постановления и Приложением к постановлению установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО «Электросибмонтаж» в размере 279,99 руб./Гкал на период с 28.07.2015г. по 31.12.2015г. (без НДС).

Общество с ограниченной ответственностью «Электросибмонтаж» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим названного постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 28 июля 2015 года № 262 в части установления тарифа в размере 279,99 руб./Гкал с момента его принятия, ссылаясь на то, что установленный тариф не является экономически обоснованным, поскольку при его определении был занижен размер необходимой валовой выручки. В частности, РЭК Кемеровской области значительно сокращены заявленные Обществом расходы по статье «Оплата труда» ввиду занижения численности обслуживающего персонала до 0,44 человека, соответственно, уменьшены расходы по статье «Отчисления на социальные нужды». Также занижен размер необходимых расходов на капитальный ремонт участка тепловой сети в связи с исключением расходов на замену железобетонных лотков.

Считает, что тариф определен с нарушением Федерального закона «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. № 1075, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат), является заниженным, что нарушает экономические интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель ООО «Электросибмонтаж» Повелицин Е.Р., действующий на основании доверенности от 12.11.2015г., поддержал заявленные требования.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности от 11.01.2016г. , требования административного истца не признала.

Прокурор, участвующий в деле, Волкова А.Г. просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На федеральном уровне отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 6 части 1 статьи 4 которого к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно пунктам 3.6.2 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с ч.1 ст.3, ч.1 ст.7, ч.1, ч.2 ст.9 Федерального закона «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя. Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат) (ч.1). Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (ч.2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 32 Основ ценообразования установлено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации.

Из положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» Приказом ФСТ России от 07 июня 2013 года № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее – Регламент), согласно п.2 которого открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами регулирования, в том числе, по предложению регулируемой организации.

Из материалов дела следует, что в 2014 году ООО «Электросибмонтаж», осуществляющее, в том числе, деятельность по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) и эксплуатирующее тепловые сети общей протяженностью 451,61 метра, обратилось в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2015 год методом экономически обоснованных расходов (затрат), представив пакет документов, подтверждающих затраты Общества.

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области открыла дело об установлении тарифов, и постановлением от 18 декабря 2014 года № 962 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО «Электросибмонтаж» (г. Кемерово)» был утвержден одноставочный тариф на указанные услуги на период с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 267,25 руб./Гкал, на период с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 283,55 руб./Гкал.

Решением Кемеровского областного суда от 27 апреля 2015 года постановление РЭК Кемеровской области от 18 декабря 2014 года № 962 признано недействующим со дня принятия в части указанных тарифов.

В связи с этим Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области вновь в июле 2015 года рассмотрела вопрос об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО «Электросибмонтаж». Поскольку Обществом не было представлено дополнительных материалов, РЭК Кемеровской области обоснованно исходила из оценки ранее представленных материалов для установления тарифов методом экономически обоснованных расходов.

В соответствии с положениями пунктов 28, 29 Правил, пунктов 15, 16 Регламента орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое должно содержать общие мотивированные выводы и рекомендации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности), анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Из представленного Региональной энергетической комиссией Кемеровской области экспертного заключения от июля 2015 года следует, что указанные требования законодательства органом регулирования были соблюдены.

Оспаривая установленные регулирующим органом тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, ООО «Электросибмонтаж» указывает на необоснованное сокращение его расходов по статье «Оплата труда».

Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Из расшифровки сметы расходов Общества, представленных в РЭК Кемеровской области (приложение № 2), видно, что сумма заявленных расходов в размере 1245264 руб. по статье «Оплата труда» определена из годовой заработной платы 6 работников по регулируемому виду деятельности (генеральный директор, главный бухгалтер, начальник теплосетевой службы, диспетчер (инспектор по кадрам - секретарь), слесарь по обслуживанию тепловых сетей/слесарь по ремонту оборудования, электрогазосварщик (изолировщик).

Расчет численности административного персонала произведен Обществом на основании приказа Госстроя РФ от 12.10.1999г. № 74, а расчет численности производственного персонала (рабочих) - на основании приказа Госстроя РФ от 22.03.1999г. № 65 с учетом двух смен работы.

Из экспертного заключения, протокола заседания правления РЭК Кемеровской области от 28 июля 2015 года № 34 следует, что при анализе экономической обоснованности расходов по данной статье органом регулирования было установлено, что в работе предприятия в части регулируемой деятельности участвуют 3 человека.

Однако с учетом положений п.2.8 «Обслуживание и ремонт трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей» Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя РФ от 22.03.1999г. № 65, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. № 115, орган регулирования также установил, что по данному виду тепловой сети с имеющимся оборудованием не требуется сменного производства работ, на основании чего пришел к выводу, что нормативная численность персонала на участок сети в размере 451,61м с 7 тепловыми камерами составляет 0,44 человека, а фонд оплаты труда исходя из проиндексированной на индекс потребительских цен величины средней заработной платы составит 100,73 тыс. руб.

Представленный суду расчет нормативной численности показывает, что он произведен по формуле, учитывающей объем обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей, в соответствии с п.2.8 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, и сомнений в правильности не вызывает.

Для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров, расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой, приказом Госстроя России от 12.10.1999г. № 74 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства и Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий.

Понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях (п.1.4 Нормативов).

Из таблиц 1, 3 Нормативов видно, что нормативная численность руководящего, управленческого и производственного персонала зависит от среднесписочной численности работников предприятия, протяженности тепловых сетей, суммарной тепловой мощности установленного оборудования.

Как следует из пояснений представителя РЭК Кемеровской области и письменных отзывов, при расчете в соответствии с приказом Госстроя России от 12.10.1999г. № 74 нормативной численности руководящего персонала для регулируемой деятельности ООО «Электросибмонтаж» с учетом установленной численности производственного персонала нормативная численность руководящего персонала составила 0,0059 человека, что с учетом правил округления составило 0. Кроме того, доля регулируемой деятельности во всей деятельности ООО «Электросибмонтаж» незначительна, составляет менее 5%, что видно из данных налоговой отчетности, а функции руководящего и управленческого персонала фактически выполняются за счет другого вида деятельности. В связи с этим регулирующий орган не включил в расчет расходы на содержание руководящего и управленческого аппарата.

Принимая во внимание, что при осуществлении тарифного регулирования методом экономически обоснованных расходов (затрат) для теплоэнергетических предприятий учитывается нормативная численность работников, суд полагает, что РЭК Кемеровской области обоснованно произведен расчет численности персонала в размере 0,44 человека и определен размер расходов на оплату труда в сумме 100,73 тыс. руб. вместо заявленного 1245264 руб. При этом принятая РЭК Кемеровской области нормативная численность обслуживающего персонала на 2015 год сопоставима с численностью, утвержденной регулирующим органом с 1.01.2014 года (0,5 человека) (таблица 5 протокола от 28.07.2015г.).

Доводы ООО «Электросибмонтаж» о несогласии с выводами регулирующего органа в этой части основаны не на нормативной численности сотрудников предприятия по регулируемому виду деятельности, что не соответствует вышеприведенным требованиям законодательства.

Поскольку затраты Общества на оплату труда регулирующим органом уменьшены, соответственно уменьшена сумма расходов на отчисления на социальные нужды с 376070 руб., заявленных Обществом, до 30,42 тыс. руб., что отражено в экспертном заключении и протоколе от 28.07.2015г. (таблица 8). Общий размер отчислений на социальные нужды 30,2% административным истцом не оспаривается.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Из доводов административного истца в административном исковом заявлении и таблицы 9 протокола от 28.07.2015г. видно, что сумма расходов на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом, заявленная ООО «Электросибмонтаж» при формировании тарифа на 2015 год, составила 360,13 тыс. руб. Орган регулирования принял к учету сумму 143,42 тыс. руб., уменьшив заявленную сумму на 216,71 тыс.руб., в связи с исключением расходов на замену железобетонных лотков, в которых уложены подлежащие замене трубы, поскольку в заключении технического освидетельствования трубопровода тепловой сети отсутствует информация о непригодном состоянии этих лотков.

Судом установлено, что Обществом заявлены указанные расходы для планового ремонта в 2015 году участка тепловой сети длиной 21,5 метра. В подтверждение обоснованности заявленных расходов представлено заключение № 127-14Д технического освидетельствования указанного участка тепловой сети, в котором действительно не содержится никаких сведений относительно непригодности к дальнейшему использованию железобетонных лотков и необходимости их замены, а имеется только информация и выводы о состоянии трубопровода (труб) и металлических конструкций.

Принимая во внимание, что расходы, связанные с заменой лотков, являются дорогостоящими и составляют значительную часть всех расходов на ремонт, орган регулирования правильно исходил из того, что в процессе тарифного регулирования необходимость несения этих расходов должна быть подтверждена надлежащим образом.

Доводы административного истца о том, что истечение срока службы железобетонных лотков само по себе свидетельствует о необходимости их замены, не основаны на нормах законодательства о тарифном регулировании, возлагающего на теплоснабжающую, теплосетевую организацию обязанность представить доказательства обоснованности всех заявленных расходов.

При таких данных ввиду отсутствия надлежащего обоснования расходов на капитальный ремонт в указанной части орган регулирования при анализе экономической обоснованности расходов по данной статье правомерно исключил сумму расходов по замене железобетонных лотков.

В обоснование заявленных требований Обществом не представлено никаких дополнительных документов, опровергающих выводы экспертного заключения и основанного на нем решения органа регулирования в части установленного размера экономически обоснованных расходов (затрат) Общества.

При таких данных у суда не имеется оснований не согласиться с доводами Региональной энергетической комиссии Кемеровской области о том, что размер экономически обоснованных расходов Общества, принятых к учету для осуществления тарифного регулирования на 2015 год, установлен в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, на основании представленных документов, подтверждающих обоснованность этих расходов, следовательно, и установленный тариф на услуги по передаче тепловой энергии является экономически обоснованным.

Суд считает, что оспариваемое постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 28 июля 2015 года № 262 принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в главе 21 «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть действующие нормативные правовые акты, которые нарушают права, свободы и законные интересы обратившегося лица.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения заявленного требования о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 28 июля 2015 года № 262 его действие прекращено в связи с истечением срока, на который был установлен оспариваемый тариф, основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей оно не является и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не может.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Поскольку судом установлено, что оспариваемым постановлением, прекратившим свое действие, права, свободы и законные интересы административного истца ООО «Электросибмонтаж» не нарушены, то производство по делу подлежит прекращению.

В связи с тем, что фактически требования административного истца рассмотрены судом в полном объеме по существу, оснований для возврата истцу государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.199, 214 КАС РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Электросибмонтаж» о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 28 июля 2015 года № 262 «Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Электросибмонтаж" (г. Кемерово)» прекратить.

Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение 15 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: (подпись)

"Согласовано" ________________ судья Шалагина О.В.