О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<данные изъяты><данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Чолак Е.И.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-477/2018 по административному исковому заявлению Оренбаума В. М. о признании недействующим распоряжения Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение на 2017 год и внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты>» в части строк 6, 7, 8 Приложения <данные изъяты> к распоряжению
у с т а н о в и л:
Оренбаум В.М., проживающий в <данные изъяты>, обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части распоряжения Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение на 2017 год и внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты>».
Административный истец, ссылаясь на противоречие названного распоряжения Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-Р в оспариваемой части иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также на нарушение его (истца) прав, просит суд признать данное распоряжение недействующим в части, устанавливающей тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для МУП «Шатурское ПТО ГХ» населению на территории городского округа Шатура (строки 6, 7, 8 Приложения <данные изъяты> к распоряжению) (л.д.3-8).
В предварительном судебном заседании представитель административного ответчика – Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> – Ханмурзин Э.Б. заявил ходатайство о прекращении производства по делу ввиду того, что распоряжение от <данные изъяты><данные изъяты>-Р в оспариваемой части утратило силу с <данные изъяты>.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен. В случае если суд не признает участие истца обязательным, Оренбаум В.М. просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.45).
Обсудив заявленное ходатайство, заслушав заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей производство по делу подлежащим прекращению, приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, административный иск подан Оренбаумом В.М. в Московский областной суд в электронном виде <данные изъяты> (л.д.30).
Как следует из текста распоряжения Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-Р, срок действия оспариваемых административным истцом тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для МУП «Шатурское ПТО ГХ» населению на территории городского округа Шатура (строки 6, 7, 8 Приложения <данные изъяты> к распоряжению) ограничен временными рамками - тарифы установлены на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> (л.д.20).
Судом также установлено, что распоряжением Комитета по ценам и тарифам от <данные изъяты><данные изъяты>-Р на 2018 год установлены новые тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, в том числе для МУП «Шатурское ПТО ГХ (строки 382, 383, 384) (л.д. 84-87).
Исходя из положений ст. 208, 213 и 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на дату его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В данном случае на дату обращения Оренбаума В.М. в Московский областной суд (<данные изъяты>) распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-Р в оспариваемой части уже утратило силу и, соответственно, не нарушало его права.
В силу положений ч. 3 ст. 194, ч. 1 ст. 210, ч. 11 ст. 213, п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если на момент подачи административного иска о его оспаривании в суд, данный нормативный правовой акт утратил силу отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъектных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.
Вместе с тем, утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления административным истцом закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права, которое может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, в частности, не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу к моменту его обращения в суд, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц. Суд, в данном случае, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним (определение Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>-О).
Исходя из изложенного, производство по делу по административному иску Оренбаума В.М. подлежит прекращению.
При обращении в суд административный истец уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, которая подлежит возвращению в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь ст. 194, 214 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
прекратить производство по административному делу <данные изъяты>а-477/2018 по административному исковому заявлению Оренбаума В. М. о признании недействующим распоряжения Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-Р «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение на 2017 год и внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты>» в части строк 6, 7, 8 Приложения <данные изъяты> к распоряжению.
Возвратить Оренбауму В. М. государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, уплаченную <данные изъяты> согласно чеку-ордеру Среднерусского банка <данные изъяты> филиал <данные изъяты>.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение 15-ти дней.
Судья Власова М.Г.