ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-514/2021 от 10.08.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-514/2021

УИД 76OS0000-01-2021-000346-79

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 августа 2021 года город Ярославль

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В.,

с участием:

от административного истца - представитель Неряхин А.И. по доверенности от 22 июня 2021 года,

иные лица, участвующие в деле, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТ 33» к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО «ФОРЕСТ 33» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения общей площадью 10167,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 27 782 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО «ФОРЕСТ 33» является собственником нежилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу. Установленная в отношении объекта недвижимости приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года №20-н по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость составила 242 472 451,06 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании отчета об оценке от 11 июня 2021 года, подготовленного оценщиком ФИО4. Административный истец имеет непосредственный самостоятельный законный интерес в установлении его действительной рыночной стоимости, поскольку кадастровая стоимость выше рыночной стоимости в девять раз. Также указано, что ООО «ФОРЕСТ 33» применяет упрощенную систему налогообложения, а чрезмерно завышенная кадастровая стоимость создает риск вынужденного перехода к общей системе налогообложения. Обращено внимание на то, что в случае продажи нежилых помещений физическому лицу у последнего возникнет обязанность по уплате налога на имущество от кадастровой стоимости.

Представитель административного истца ООО «ФОРЕСТ 33» в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям, просил иск удовлетворить. Возражал против доводов административного ответчика о прекращении производства по делу, указав на то, что установленная кадастровая стоимость нарушает права и законные интересы ООО «ФОРЕСТ 33».

Административный ответчик департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представителя в судебное заседание не направил, в письменном отзыве на административный иск указал на наличие оснований для прекращения производства по делу, поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, утвержденная приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года №20-н, не затрагивает его права и законные интересы. Порядок исчисления налоговой базы для налога на имущество организаций, предусмотренный статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость такого имущества к данному объекту имущества не применяется.

От заинтересованного лица Управления Росреестра по Ярославской области поступил письменный отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело в отсутствии представителя; разрешение административного иска в части установления судом величины кадастровой стоимости Управление оставило на усмотрение суда.

От заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области представлен письменный отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело без участия своего представителя, оставило разрешение административного иска на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», заинтересованное лицо мэрия города Ярославля своих представителей в судебное заседание не направили.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя административного истца Неряхина А.И., исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ООО «ФОРЕСТ 33» является собственником нежилого здания с кадастровым номером площадью 10167,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года №20-н по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость нежилого помещения утверждена в размере 242 472 451,06 рублей.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные нормативные положения содержатся в части 1 статьи 245 КАС РФ.

Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из указанной нормы следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Статьей 2<1> Закона Ярославской области от 15 октября 2003 года № 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении: торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 до 25000 квадратных метров включительно и помещений в них (пункт 1); нежилых помещений площадью от 1000 до 25000 квадратных метров включительно, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов (пункт 2).

Согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В свою очередь, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (пункт 8 ПБУ 6/01).

Таким образом, балансовая стоимость основных средств должна быть приведена к рыночной посредством оценки с учетом положений по бухгалтерскому учету и других нормативно правовых актов по бухгалтерскому учету, без учета административных процедур, связанных с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости.

Доводы административного истца о том, что установление кадастровой стоимости в завышенном размере может повлечь нарушение прав и законных интересов третьих лиц – покупателей нежилых помещений, не принимаются во внимание, поскольку правового значения в данном случае не имеют.

Поскольку административным истцом доказательств обязательного применения кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости представлено не было, суд исходя из пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ приходит к выводу о прекращении производства по административному делу.

Руководствуясь статьями 128, 194, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

Производство по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТ 33» к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, прекратить.

Определение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение 15 дней.

Судья И.Г. Сингатулина