ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-532/19 от 16.07.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 3а-69/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Екатеринбург 16 июля 2020 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Икрянниковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску закрытого акционерного общества «Производственно-комплектовочное предприятие «АТОМПРОМКОМПЛЕКС» об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 21 января 2014 года,

УСТАНОВИЛ:

Федеральным законом от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ в главу 30 Налогового кодекса Российской Федерации внесена статья 3782, вступившая в силу начиная с 01 января 2014 года. Эта статья устанавливала особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, предусматривая, что установление особенностей определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, определяет закон субъекта Российской Федерации.

Введённая законодателем норма предусматривала, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций определяет перечень объектов недвижимости, который представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.

Законом Свердловской области от 27 ноября 2003 года № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.

Впервые в Свердловской области перечень объектов сформирован и издан региональным законодателем на 2015 года в результате принятия Правительством Свердловской области постановления от 30 декабря 2014 года № 1265-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год».

Рассматриваемый объект недвижимости с кадастровым номером , расположен по адресу ... в здании с кадастровым номером , которое включено в названный перечень. В связи с этим, налоговая база по налогу на имущество организаций по данному объекту, начиная с 2015 года, должна была определяться как его кадастровая стоимость.

До наступления обозначенной даты, то есть до 01 января 2015 года, на территории Свердловской области кадастровые стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения и для каких-либо иных целей, вообще не применялись, несмотря на их утверждение и установление.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2012 года № 1593-ПП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области» были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области согласно приложениям № 1 – 3 к настоящему Постановлению.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена (рассчитана филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области) в порядке, предусмотренном статьёй 2419 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по состоянию на 29 января 2014 года в размере 328451560 руб. 77 коп.

Изложенные обстоятельства установлены Свердловским областным судом при рассмотрении административного дела № 3а-157/2016 и отражены во вступившем в законную силу решении суда от 19 июля 2016 года.

Названным судебным актом установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 263403000 руб. по состоянию на 29 января 2014 года. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считается 30 ноября 2015 года.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определённом статьёй 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28). Такое разъяснение имело своей целью исключить ситуацию неоднократного оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда в размере рыночной.

Рыночная стоимость в обозначенном размере 263403000 руб. устанавливалась судебным актом по результатам проведённой по делу экспертизы, то есть, объект недвижимости оценивался в индивидуальном порядке с учётом всех факторов и обстоятельств, оказывающих влияние на его рыночную стоимость. Вступившее в законную силу решение суда исполнено, и 14 февраля 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда.

Предполагалось, что если не произойдёт никакого изменения характеристик объекта, то именно эта стоимость, установленная судебным актом, и должна была использоваться в качестве налоговой базы с начала налогового периода (2015 год), и применяться вплоть до внесения результатов очередной кадастровой оценки. При этом, оспоренная правообладателем кадастровая стоимость, которая была установлена по состоянию на 29 января 2014 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в размере 328451560 руб. 77 коп., стала являться, начиная с 14 февраля 2015 года, архивной кадастровой стоимостью.

Проанализировав вышеперечисленное, суд приходит к выводам:

– для использования в целях налогообложения, начиная с 01 января 2015 года, налоговая база по налогу на имущество организаций для рассматриваемого объекта недвижимости была установлена (индивидуализирована) решением суда в размере его рыночной стоимости равной 263403000 руб. по состоянию на 21 января 2014 года.

– именно эта кадастровая стоимость (263403000 руб.) и подлежала применению в качестве налоговой базы с 01 января 2015 года, а более ранняя, содержащаяся в ЕГРН архивная кадастровая стоимость (328451560 руб. 77 коп.) вообще не применялись ни разу ни для каких целей. Утверждать иное, противоположенное, не представляется возможным, и никаких сведений и доказательств, указывающих на применение этой архивной кадастровой стоимости (328451560 руб. 77 коп.) не существует.

В 2019 году, ЗАО «ПКП «АТОМПРОМКОМПЛЕКС», утверждая, что в ЕГРН содержатся недостоверные сведения об объекте оценки (неверное местоположения объекта недвижимости в кадастровом квартале), в связи с чем, кадастровая стоимость нежилого здания рассчитана неверно, обратилось 09 сентября 2019 года в Арбитражный суд Свердловской области (дело № А60-53523/2019).

Из материалов арбитражного дела видно, что 28 декабря 2018 года ЗАО «ПКП «АТОМПРОМКОМПЛЕКС» выполнялись кадастровые работы по уточнению местоположения здания, и содержащие суждение о том, что здание расположено в кадастровом квартале , а не в кадастровом квартале . На основании представленных в орган кадастрового учёта и регистрации прав документов было принято решение об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений характеристик объекта недвижимости. В результате государственного кадастрового учёта изменений в ЕГРН были внесены изменения о кадастровом квартале, в пределах которого расположено нежилое здание. Затем кадастровой палатой была определена иная кадастровая стоимость в размере 32833978 руб. 96 коп., рассчитанная в соответствии с минимальным значением удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённого для нежилых зданий, расположенных в смежном кадастровом квартале. Результаты определения кадастровой стоимости были отражены в акте определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определена по состоянию на 29 декабря 2018 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 09 января 2019 года. Указано, что дата начала применения кадастровой стоимости – 30 января 2015 года. После этого, 16 апреля 2019 года уполномоченным органом принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях. Кадастровая палата исправила ошибки, внеся в ЕГРН сведения о ранее содержавшихся кадастровых стоимостях, в том числе, для целей применения в качестве налоговой базы – и о кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной решением суда общей юрисдикции.

Определением от 11 ноября 2019 года, придя к выводу, что заявленный спор является спором о результатах определения кадастровой стоимости, а это не относится к компетенции арбитражного суда, дело № А60-53523/2019 было направлено по подсудности из арбитражного суда в Свердловский областной суд.

После этого, соблюдая требование о соблюдении юридическим лицом обязательного досудебного порядка при рассмотрении дел в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ЗАО «ПКП «АТОМПРОМКОМПЛЕКС» надлежащим образом 04 декабря 2019 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением.

Заявитель, утверждая о выявлении недостоверных сведений об объекте оценки использованных при первоначальном утверждении кадастровой стоимости всего здания, просил Комиссию пересмотреть кадастровую стоимость в размере 328451560 руб. 77 коп., которая была установлена по состоянию на 29 января 2014 года.

(а именно эта стоимость, установленная филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, оспаривалась административным истцом в 2016 году при рассмотрении дела Свердловским областным судом; была пересмотрена; установлена в размере рыночной стоимости)

05 декабря 2019 года комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области уведомила заявителя об отказе в принятии поступившего заявления к рассмотрению по причинам:

– истечение пятилетнего срока с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемого результата определения кадастровой стоимости;

– кадастровая стоимость, о пересмотре которой просило ООО «Армаг», является архивной и не может быть оспорена в Комиссии;

После поступления дела в Свердловский областной суд, административный истец, изложил своё административное исковое заявление в соответствии с требованиями главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Просит суд: изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером установленную в размере 328451560 руб. 77 коп. по состоянию на 29 января 2014 года, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости. Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 32833978 руб. 96 коп.

В судебном заседании представители административного истца требования поддержали, настаивали на пересмотре кадастровой стоимости, утверждая об ошибочном установлении места нахождения здания (в ином кадастровом квартале); возражали против прекращения производства по делу.

Представители Правительства Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу (административные ответчики) в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в судебном порядке (статья 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статья 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (статья 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статья 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных дел; датой подачи заявления для юридических лиц является дата обращения в Комиссию.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 содержится следующее разъяснение.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения).

Следует отметить, что приведённая норма утратила силу с 01 января 2017 года, а норма тождественного содержания содержится в части 6 статьи 7 действующего в настоящее время Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации прямо указал, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 2420 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из обстоятельств рассматриваемого административного дела вытекает, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость – 328451560 руб. 77 коп., установленная по состоянию на 29 января 2014 года, вообще никогда и ни для чего не применялась. Не имеется и не существует никаких доказательств применения этой кадастровой стоимости. Поэтому, несмотря на позицию административного истца, требующего пересмотреть эту архивную кадастровую стоимость, суд приходит к выводу, что производство по административному делу следует прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 128, 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство по административному делу № 3а-69/2020 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Производственно-комплектовочное предприятие «АТОМПРОМКОМПЛЕКС» об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 21 января 2014 года, прекратить.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати рабочих дней со дня вынесения во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи частной жалобы.

Судья

М.В. Старков