ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-544/2021 от 14.07.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-544/2021

УИД 76OS0000-01-2021-000390-44

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 сентября 2021 года город Ярославль

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В.,

с участием:

от административного истца - представитель ФИО1 по доверенности от 14 июля 2021 года,

от административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и заинтересованного лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» - представитель ФИО2 по доверенности от 29 декабря 2020 года и 18 января 2021 года,

иные лица, участвующие в деле, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

ФИО3 в лице представителя по доверенности ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости здания спортивно-оздоровительного центра с подземной автостоянкой общей площадью 10 410,1 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 325 519 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

В обоснование исковых требований в заявлении с учетом уточнения указано, что ФИО3 является собственником нежилого помещения (на поэтажном плане 16-23), общей площадью 67,6 кв.м, с кадастровым номером , расположенных на 4 этаже здания спортивно-оздоровительного центра с подземной автостоянкой с кадастровым номером по <адрес>. Установленная приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года №20-н в отношении нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость составила 451 328 263 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость – 325 519 000 рублей, определенную на основании отчета об оценке от 28 июня 2021 года, подготовленного оценщиком ООО «Ярэксперт». Административный истец имеет непосредственный самостоятельный законный интерес в установлении действительной рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером . Также указано, что кадастровая стоимость помещения административного истца рассчитана пропорционально от общей кадастровой стоимости всего объекта. ФИО3 обязан уплачивать налоговые платежи за принадлежащее ему помещение, исходя из кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером .

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила иск удовлетворить. Дала пояснения по тексту искового заявления. Возражала против доводов административного ответчика о прекращении производства по делу, указав на то, что изменение кадастровой стоимости здания с кадастровым номером повлечет изменение кадастровой стоимости нежилого помещения, принадлежащего истцу, что в свою очередь, отразится на размере налога на имущество физических лиц, плательщиком которого является ФИО3 Таким образом, установленная уполномоченным органом кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером нарушает права и законные интересы ФИО3

Представитель административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности ФИО2, одновременно являющаяся представителем заинтересованного лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» по доверенности, против удовлетворения исковых требований административного истца возражала. Полагала производство по делу подлежащим прекращению на том основании, что установленная приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года №20-н кадастровая стоимость здания спортивно-оздоровительного центра с подземной автостоянкой с кадастровым номером , не затрагивает права и законные интересы административного истца. ФИО3 на праве собственности принадлежит конкретное помещение, находящееся в указанном здании, в отношении которого произведен кадастровый учет как самостоятельного объекта недвижимости, установлена кадастровая стоимость 2 930 787,18 рублей. В судебном заседании представлен отзыв на административный иск и дополнение к нему.

От заинтересованных лиц Управления Росреестра по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области поступил письменный отзыв, в котором учреждения просят рассмотреть дело в без участия представителя; разрешение административного иска оставлено на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо мэрия г. Ярославля представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще.

Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля оценщика ООО «Ярэксперт» ФИО4, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что ФИО3 является собственником помещения, назначение: нежилое, общей площадью 67,6 кв.м, этаж 4, номер на поэтажном плане 16-23, с кадастровым номером , расположенного по <адрес>. приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года №20-н кадастровая стоимость указанного помещения определена в размере 2 930 787,18 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Нежилое помещение административного истца расположено в здании спортивно-оздоровительного центра с подземной автостоянкой, общей площадью 10 410,1 кв.м, с кадастровым номером . Вышеназванным приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость данного объекта утверждена в размере 451 328 263,85 рублей.

В соответствии со статьями 399 – 403 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), помимо прочего имущества, также здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ – утратил силу с 1 января 2021 года).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Законом Ярославской области от 18 ноября 2014 года №74-з «Об установлении единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» в качестве единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2015 года.

На территории г. Ярославля вопросы налога на имущество физических лиц устанавливаются Решением муниципалитета г. Ярославля от 27 ноября 2014 года № 441 «О налоге на имущество физических лиц».

Доводы представителя административного истца о том, что установление кадастровой стоимости здания с кадастровым номером в завышенном размере нарушает права и законные интересы ФИО3, как плательщика налога на имущество физических лиц, состоятельными признаны быть не могут.

Объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац 1 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что здание спортивно-оздоровительного центра с подземной автостоянкой с кадастровым номером в собственности административного истца не находится, на праве общей долевой собственности ему не принадлежит. ФИО3 является собственником нежилого помещения (номер 16-23) с кадастровым номером , входящего в состав указанного выше здания. Уполномоченным органом установлена кадастровая стоимость помещения, принадлежащего административному истцу, в размере 2 930 787,18 рублей.

В соответствии с Решением муниципалитета г. Ярославля от 27 ноября 2014 года № 441 «О налоге на имущество физических лиц» ставка налога на имущество физических лиц, при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, составляет: 1,5 процента в 2018 году, 1 процент в 2019 году и последующие годы - в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации; 2 процента - в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента - в отношении прочих объектов налогообложения.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 18 декабря 2020 года №34-н. В указанный перечень включено нежилое здание спортивно-оздоровительного центра с подземной автостоянкой с кадастровым номером

Следует отметить, что данный приказ применим только в отношении организаций? для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, включение здания, в котором физическому лицу принадлежат объекты недвижимости, носит уведомительный характер и на определение налоговой базы, не влияет.

Таким образом, установление кадастровой стоимости здания спортивно-оздоровительного центра с подземной автостоянкой с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 325 519 000 рублей не повлияет на расчет налога на имущество физических лиц для административного истца, так как величина кадастровой стоимости здания в качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц для административного истца не применяется. Налоговой базой для определения налога является кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером , внесенная в Единый государственный реестр недвижимости.

Утверждение представителя административного истца о том, что установление кадастровой стоимости спорного нежилого здания в размере 325 519 000 рублей автоматически повлечет изменение кадастровой нежилого помещения административного истца, не основано на законе.

Как было указано ранее административный истец не является участником общей долевой собственности здания спортивно-оздоровительного центра с подземной автостоянкой с кадастровым номером , ему на праве собственности принадлежит конкретное помещение в здании, в отношении которого произведен кадастровый учет, установлена кадастровая стоимость 2 930 787,18 рублей. Данные объекты являются самостоятельными объектами недвижимости. Поэтому изменение кадастровой стоимости нежилого здания не повлечет изменение кадастровой стоимости принадлежащих ФИО3 нежилых помещений.

Также судом отклоняется довод представителя административного истца о том, что кадастровая стоимость нежилого помещения административного истца определена пропорционально доле в общей площади здания на основании кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, поскольку применение данного расчета возможно лишь в том случае, если кадастровая стоимость помещения не определена.

Поскольку административным истцом доказательств обязательного применения кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости с кадастровым номером представлено не было, суд, исходя из пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ, приходит к выводу о прекращении производства по административному делу.

Руководствуясь статьями 128, 194, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

Производство по административному исковому заявлению ФИО3 к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, прекратить.

Определение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение 15 дней.

Судья И.Г. Сингатулина