Дело № 3а-547/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«18» июля 2017 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.
с участием прокурора Кривцова В.А.,
а также с участием представителя административного истца ООО «Специализированная похоронная служба «Ритуал-сервис» ФИО1,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску ООО «Специализированная похоронная служба «Ритуал-сервис» к Совету народных депутатов городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Специализированная похоронная служба «Ритуал-сервис» обратилось в Богучарский районный суд Воронежской области с административным иском к администрации городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области, Совету народных депутатов городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области об оспаривании нормативного правового акта, в котором просило признать недействующим раздел 4 Порядка организации похоронного дела на территории городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области, утвержденного Решением Совета народных депутатов городского поселения – город Богучар Воронежской области от 28.08.2015 № 378, как несоотвествующий части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (т. 1 л.д. 5-8).
Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 07 февраля 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 1 л.д. 251, 251-256).
Определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 23 мая 2017 года состоявшееся судебное решение отменено, дело передано на рассмотрение в Воронежский областной суд по первой инстанции (т. 2 л.д. 33, 34).
При новом рассмотрении дела административный истец ООО «Специализированная похоронная служба «Ритуал-сервис» в лице его представителя ФИО1 уточнил заявленные требования, исключив из числа административных ответчиков администрацию городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области (т. 2 л.д. 51-56).
В судебном заседании представитель административного истца ссылалась на неопределённость оспариваемой нормы, её противоречие положениям статьи 8 Конституции РФ и нарушение прав административного истца на свободное осуществление экономической деятельности.
Представитель административного ответчика Совета народных депутатов городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области ФИО2, выступив до объявления перерыва в судебном заседании, против заявленного требования возражал, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципальной власти в пределах его компетенции и в установленной форме, обнародован в установленном порядке, федеральному закону соответствует и прав административного истца не нарушает (т. 2 л.д. 57-59).
Прокурор Кривцов В.А. полагал, что у административного истца отсутствует право на оспаривание названной нормы.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и содержание оспариваемой нормы, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 названного Федерального закона организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
На федеральном уровне отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В соответствии с его статьей 1, он устанавливает гарантии погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Статья 4 названного Федерального закона устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
28 августа 2015 года Советом народных депутатов городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области принято решение «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области» (т. 1 л.д. 142, 143-151).
Указанное решение было обнародовано путем вывешивания копии текста в помещении администрации городского поселения город Богучар и размещено в сети интернет на официальном сайте администрации городского поселения - город Богучар: http://gorod-boguchar.ru/ (т. 2 л.д. 60).
Раздел 4 утвержденного Порядка регулирует предоставление участка для погребения умершего на общественном кладбище.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка предоставление участка для погребения умершего на общественном кладбище (далее - участок для погребения) осуществляется администрацией городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области на основании заявления о предоставлении участка для погребения, поданного лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, согласно приложению №1 к указанному Порядку.
Пункт 4.2 устанавливает, что к заявлению о предоставлении участка для погребения прилагаются копии документов (с приложением подлинников для сверки):
1) паспорт лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего;
2) свидетельство о смерти.
Согласно пункту 4.3 на свободном месте в границах существующего захоронения захоронение разрешается по письменному заявлению граждан (организаций), на которых зарегистрированы могилы, находящиеся на этом участке.
В соответствии с пунктом 4.4. форма разрешения о предоставлении участка для погребения (о погребении на свободное место в границах существующего захоронения) устанавливается согласно приложению 2 к настоящему Порядку (т. 1 л.д. 144).
ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области принято решение № 147, которым пункт 4.1 раздела 4 утвержденного Порядка дополнен абзацем 2 следующего содержания:
«Срок рассмотрения указанного заявления не может превышать двух рабочих дней» (т. 2 л.д. 50).
Данное решение также было обнародовано путем вывешивания копии текста в помещении администрации городского поселения город Богучар и является действующим (т. 2 л.д. 61).
В соответствии с пунктом 2.4 Устава Общества с ограниченной ответственностью «Специализированная похоронная служба «Ритуал-сервис» административный истец осуществляет предпринимательскую деятельность в области организации похорон и предоставления связанных с ними услуг (т. 1 л.д. 27).
Оспаривая раздел 4 Порядка, административный истец указывает, что он содержит в себе правовую неопределённость, которая выражается в отсутствии норм о правилах выдачи разрешения о предоставлении участка для погребения, определения свободного места на кладбище, что влечет за собой формальные препятствия для граждан города Богучар, взявших на себя обязанность по погребению усопших лиц (заказчиков услуги у административного истца), в кратчайшие сроки, учитывая особенности правоотношений, совершить необходимые действия, направленные на погребение усопших лиц.
Отсутствие же, в свою очередь, у лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение усопшего, разрешения о предоставлении участка для погребения, порядок и сроки выдачи которого оспариваемым разделом 4 Порядка не регламентированы, как и другие вопросы, не позволяет административному истцу заключать договоры об оказании ритуальных услуг, может повлечь причинение убытков для истца, что свидетельствует о нарушении прав, гарантированных статьей 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Административный истец указывает также, что нарушение прав ООО «СПС Ритуал-сервис», занимающегося оказанием ритуальных услуг на территории города Богучар, отсутствием надлежащего нормативно-правового регулирования отношений в области захоронений, подтверждается материалами по делу об административном правонарушении № 13/2016, возбужденному в отношении административного истца, по факту осуществления захоронения на территории общественного кладбища без разрешения Администрации городского поселения - город Богучар.
Постановлением Административной комиссии Богучарского муниципального района Воронежской области от 16.03.2016 по делу № 13/2016 ООО «СПС Ритуал-сервис» признано виновным и назначено наказание в виде штрафа 10 000,00 рублей, за нарушение ст. 4.1 обжалуемого Порядка. По жалобе ООО « СПС Ритуал-сервис» это постановление было отменено решением арбитражного суда Воронежской области от 25 июля 2016 года (дело №А14-4084/2016) в связи с допущенными нарушениями в процедуре возбуждения дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 96-110).
Обсуждая доводы административного иска, суд учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ООО « СПС Ритуал-сервис» оказывает услуги по организации похорон на основании гражданско-правовых соглашений с лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Организация похорон и представление связанных с ними услуг в качестве одного из основных видов экономической деятельности предусмотрена пунктом 96.03 «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)», утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст.
Эта группировка включает следующие виды деятельности:
- захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков;
- предоставление услуг по похоронам или услуг кремации;
- аренду оборудованного места в ритуальном зале;
- сдачу в аренду или продажу мест для захоронения;
- обслуживание могил и мавзолеев;
- изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей
Эта группировка также включает:
- сооружение склепов и мемориальных комплексов;
- изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.;
- высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей.
Как следует из содержания приведенной правовой нормы, к экономической деятельности в области организации похоронного дела не отнесено получение разрешения на предоставление участка для погребения.
Соответственно, оспариваемый Обществом раздел 4 Порядка, регулирующий предоставление участка для погребения умершего на общественном кладбище на основании заявления, поданного лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, не регулирует правоотношения с участием административного истца.
Само Общество, являясь коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли, не относится к категории лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, которым в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предоставляются гарантии при осуществлении погребения умершего.
Оценивая доводы административного иска относительно применения к административного истцу пункта 4.1 оспариваемого раздела 4 Порядка организации похоронного дела на территории городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области, суд учитывает следующее.
Как следует из содержания решения арбитражного суда Воронежской области от 25 июля 2016 года, помощником главы администрации Богучарского муниципального района Воронежской области 09.03.2016 составлен протокол АК №б/н об административном правонарушении, в котором указано, что 09.03.2016 в 14 час.30 мин. на территории северного кладбища городского поселения – город Богучар обнаружено нарушение п. 4.1 Порядка организации похоронного дела на территории городского поселения - город Богучар от 28.08.2015 № 378, согласно которому представление участка для погребения умершего на общественном кладбище осуществляется администрацией городского поселения – город Богучар. ООО «СПС Ритуал-Сервис» осуществило захоронение без разрешения администрации.
Постановлением Административной комиссии Богучарского муниципального района Воронежской области от 16.03.2016 по делу № 13/2016 ООО «Специализированная похоронная служба «Ритуал-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», предусматривающей ответственность за несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Названное решение Административной комиссии Богучарского муниципального района Воронежской области решением арбитражного суда Воронежской области признано незаконным по процессуальным основаниям и отменено.
Вопрос о правомерности применения в отношении ООО «СПС Ритуал-Сервис» пункта 4.1 Порядка организации похоронного дела на территории городского поселения - город Богучар от 28.08.2015 № 378 арбитражным судом Воронежской области не исследовался.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе упоминание в судебных актах тех или иных норм не может расцениваться как их применение в конкретном деле заявителя (определения от 21 декабря 2011 года N 1774-О-О, от 4 июня 2013 года N 832-О, от 22 января 2014 года N 49-О, от 29.09.2015 N 2237-О).
При изложенных обстоятельствах невозможно признать, что оспариваемая административным истцом норма была к нему применена.
При том условии, что оспариваемый раздел 4 Порядка не регулирует правоотношения с участием ООО «СПС Ритуал-Сервис», он не может нарушать либо иным образом затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из содержания пункта 3 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ в их совокупности, суд прекращает производство по административному делу в случае если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, не следует, что этими актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 128, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
прекратить производство по делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Специализированная похоронная служба «Ритуал-сервис» к Совету народных депутатов городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области о признании недействующим раздела 4 Порядка организации похоронного дела на территории городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области, утвержденного Решением Совета народных депутатов городского поселения – город Богучар Воронежской области от 28.08.2015 № 378.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его принятия судом.
Председательствующий: /подпись/ В.Е. Ракова