Дело № 3а-56/2019
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Киров 01 ноября 2019 года
Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре Шурминой Н.В.,
с участием прокурора Кузьмина Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СНАБСЕРВИС» к Правительству Кировской области о признании недействующим постановления Правительства Кировской области от 04 марта 2019г. № 82-П, Временного порядка использования донных грунтов, извлеченных при ведении строительных, дноуглубительных и иных работ на внутренних водных путях в границах Кировской области, утвержденного данным постановлением,
у с т а н о в и л:
постановлением Правительства Кировской области от 04 марта 2019г. № 82-П утвержден Временный порядок использования донных грунтов, извлеченных при ведении строительных, дноуглубительных и иных работ на внутренних водных путях в границах Кировской области (далее – Временный порядок).
Данный Временный порядок 05 марта 2019г. опубликован на официальном сайте Правительства Кировской области (www.kirovreg.ru), 06 марта 2019г. опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), которые являются источниками официального опубликования на основании статьи 12 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», пунктов 1.3, 1.6 Положения об официальном информационном сайте Правительства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 07 октября 2015г. № 64/639.
Постановлением Правительства Кировской области от 04 июня 2019г. № 289-П пункт 5 постановления Правительства Кировской области от 04 марта 2019г. № 82-П изложен в новой редакции, а именно контроль за выполнением постановления возложен на министерство охраны окружающей среды Кировской области.
Изменения, внесенные постановлением Правительства Кировской области от 04 июня 2019 № 289-П, вступили в силу после его официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 06 июня 2019г.
Временный порядок устанавливает механизм использования донных грунтов, извлеченных при ведении строительных, дноуглубительных и иных работ на внутренних водных путях в границах Кировской области и поверхностных водных объектах, находящихся в государственной собственности, в целях выполнения работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд (пункт 1 Временного порядка).
ООО «СНАБСЕРВИС» обратилось в суд с административным иском (с учетом уточнений) к Правительству Кировской области о признании недействующим постановления Правительства Кировской области от 04 марта 2019г. № 82-П, Временного порядка, утвержденного данным постановлением в полном объеме. В обоснование указано, что ООО «СНАБСЕРВИС» выступает заказчиком по договорам от 04 июня 2018г. и от 18 июня 2018г., заключенным с ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», согласно которым ООО «СНАБСЕРВИС» оплачивает проведение дноуглубительных и дноочистительных работ на участках 664,0 - 664,2 км. и 677,0 - 678,0 км реки Вятки, принимает естественный наносной грунт на береговой линии и проводит очистку участка береговой полосы, на который будет производиться отвал донного (наносного) грунта в ходе проведения дноочистительных работ. В осуществлении работ по вывозу наносного грунта с береговой полосы обществу воспрепятствовало министерство охраны окружающей среды Кировской области, которое руководствовалось в своей деятельности Временным порядком. Полагают, что Временный порядок нарушает их права по исполнению договоров и противоречит нормам действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на удовлетворении заявленных административных требований настаивал.
Представитель Правительства Кировской области ФИО2 возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в отсутствие представителя, в отзыве указали на обоснованность административных исковых требований.
Представитель Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в отсутствие представителя. В представленном отзыве указали, что действующим законодательством не предусмотрен переход права собственности на полезные ископаемые, извлеченные из недр в процессе проведения дноуглубительных работ, изъятые из водного объекта донные отложения находятся в государственной собственности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Кузьмина Д.С., указывающего на необоснованность заявленных административных исковых требований, суд полагает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
ООО «СНАБСЕРВИС» является стороной по договору № 13 от 04 июня 2018г., заключенному с ФГБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (т.1 л.д. 8-9). По условиям данного договора ООО «СНАБСЕРВИС» приняло на себя обязательства по финансированию дноуглубительных и дноочистительных работ на участке 664,0 - 664,2 км (Никольская прорва) реки Вятки (пункт 4.2.1), по обеспечению беспрерывной приемки естественного наносного грунта на береговой линии (пункт 4.2.5), по проведению очистки участка береговой полосы, на который будет производиться отвал донного (наносного) грунта в ходе проведения дноочистительных работ (пункт 4.2.6). Дноуглубительные и дноочистительные работы по данному договору должны быть проведены силами ФГБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».
Также между ООО «СНАБСЕРВИС» и ФГБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» заключен аналогичный договор № 15 от 18 июня 2018г. на дноуглубительные и дноочистительные работы на участке 677,0 - 678,0 км. (Перекат Филейский) реки Вятки (т.1 л.д. 10-11).
Согласно протоколам испытаний центральной лаборатории КОГП «Вятавтодор» от 09 августа 2019г. и 14 августа 2018г. взятые пробы песка природного в карьерах русла реки Вятка в районе Филейского и Никольского затонов соответствуют песку природному 2 класса (т.1 л.д. 90-91).
Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, состоящего из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.
Из положений статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации следует, что внутренние водные пути Российской Федерации – это пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.
Перечень внутренних водных путей утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002г. № 1800-р. В данный перечень включена река Вятка от поселка Подрезчиха до устья реки Кама, протяженностью 986 км.
Работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования (пункт 3 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Путевые работы (дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов), будучи по своей юридической природе мерами поддержания и улучшения условий, необходимых для судоходства, в том числе обеспечения безопасности судоходства (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации), не являются пользованием недрами в смысле статьи 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах», требующим оформления специального государственного разрешения в виде лицензии. Дноуглубительные работы, хотя и связаны непосредственно с извлечением естественных грунтов, в том числе песка и песчано-гравийной смеси, не могут расцениваться как добыча полезных ископаемых, так как осуществляются всего лишь с использованием самого дна реки и без цели достижения глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно частям 2, 3, пункту 2 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты (реки) состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее - донный грунт), - грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды.
Из системного толкования вышеприведенных норм, в совокупности с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что все составляющие водного объекта, в том числе грунт дна водного объекта, являются собственностью Российской Федерации.
Действующее законодательство не предусматривает переход права собственности, возникновение права пользования донным грунтом к юридическому лицу, оплатившему дноуглубительные и дноочистительные работы.
Согласно части 1 статьи 214, пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что этим актом не нарушаются либо иным образом не затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Из пояснений представителя ООО «СНАБСЕРВИС» следует, что данная организация не считает себя владельцем извлеченного грунта. Нарушение прав административный истец обосновывает невозможностью очищения береговой полосы от извлеченного грунта в результате письменных запретов министерства охраны окружающей среды Кировской области, что привело к смыву части донного грунта обратно в реку.
По пояснениям представителя Правительства Кировской области часть извлеченного грунта была вывезена административным истцом и находится на площадке в поселке Гирсово.
Как указывалось ранее, ООО «СНАБСЕРВИС» не являлся и не является титульным владельцем донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и дноочистительных работ на участках 664,0 - 664,2 км (Никольская прорва), 677,0 - 678,0 км. (Перекат Филейский) реки Вятки.
В представленном отзыве (т.1 л.д.198) административный истец указал, что при заключении данных договоров преследовалась цель углубления русла реки Вятки для организации досуговых мероприятий по прокату маломерных и прочих судов (гидроциклов, катеров), с обустройством лодочной станции.
Тем не менее, ООО «СНАБСЕРВИС» не является владельцем порта, причала, пункта отстоя, что дает основания содержать судовые ходы на подходах к ним, а так же содержать и обустраивать рейды в этих портах в силу пункта 2 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В Едином государственном реестре юридических лиц основным видом деятельности ООО «СНАБСЕРВИС» указана деятельность агентов по оптовой торговле сельскохозяйственным сырьем, живыми животными, текстильным сырьем и полуфабрикатами. Дополнительные виды деятельности не позволяют административному истцу осуществлять услуги по прокату речных судов.
Обосновывая законность интересов при подаче данного административного иска ООО «СНАБСЕРВИС», по сути, заявляет о нарушении права на вывоз донного грунта именно на свою промплощадку, а так же на запрет на реализацию, передачу и вывоз песка, содержащийся в письмах министерства охраны окружающей среды Кировской области от 14 марта 2019г. и 18 марта 2019г. (т.1 л.д.143-146).
Оспариваемый Временный порядок не запрещает, а напротив указывает на необходимость складирования и хранения извлеченных донных грунтов за пределами прибрежных защитных полос водных объектов (пункт 8 Временного порядка), поэтому не может рассматриваться как препятствие для ООО «СНАБСЕРВИС» по вывозу грунта.
Механизм использования донных грунтов, приведенный во Временном порядке, не может нарушать права лица, не являющегося их владельцем.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Суд полагает применимым в данном деле правило «эстоппеля», поскольку ООО «СНАБСЕРВИС» заявляет требования о защите законного, по его мнению, интереса, который изначально не охватывался правовой целью заключенных им договоров.
Правовая оценка действий министерства охраны окружающей среды Кировской области не входит в предмет рассмотрения данного дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 128, 194, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СНАБСЕРВИС» к Правительству Кировской области о признании недействующим постановления Правительства Кировской области от 04 марта 2019г. № 82-П, Временного порядка использования донных грунтов, извлеченных при ведении строительных, дноуглубительных и иных работ на внутренних водных путях в границах Кировской области, утвержденного данным постановлением, прекратить.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья Сметанина О.Н.