ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-56/2022 от 10.02.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-56/2022

25OS0000-01-2021-001223-81

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по административному делу

10 февраля 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.В.,

при секретаре Бондаренко С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФастГарант» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр кадастровой оценки Приморского края», Межрайонная инспекция ФНС России № 16 по Приморскому краю об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

ООО «ФастГарант» обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , назначение - нежилое, наименование «блок перевязочных материалов», этажность - 4, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованного лица не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно, в связи с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ФастГарант» Мещеринова Е.А. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям административного иска, суду пояснила, что общество уплачивает налог на указанное в иске нежилое здание из его балансовой стоимости.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, давая оценку установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «ФастГарант» с 4 марта 2021 года является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером , назначение – нежилое, наименование «блок перевязочных материалов», этажность 4, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) и земельных участков в составе земель лесного фонда, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано и вступило в законную силу.

Данным распоряжением в редакции Постановления министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 02 сентября 2021 года № 42-п кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером утверждена в размере 130643096,68 рублей.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные нормативные положения содержатся и в части 1 статьи 245 КАС РФ.

Кроме этого, в силу разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).

В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется, в основном, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», статьи 375 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, она устанавливается для целей выкупа или аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 39.20 и пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 и 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, по смыслу закона с учетом целей установления кадастровой стоимости ее размер имеет значение для участников определенных правоотношений - налоговых, арендных, по выкупу земельных участков и т.п., а соответственно, право ее оспаривания принадлежит субъектам данных правоотношений, произвольное изменение кадастровой стоимости в зависимости от волеизъявления лиц, не являющихся участниками данных правоотношений, не может быть признано допустимым и обоснованным.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой в частности указаны:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2);

При этом особенности определения налоговой базы из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен на территории Приморского края Законом Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций».

В соответствии со статьей 1 (1) названного закона налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Правительством Приморского края, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.

Таким уполномоченным органом в Приморском крае в соответствии с пунктом 5 Постановления Администрации Приморского края от 08.04.2015 N 105-па №105-па «О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организации» является министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.

Распоряжениями министерства имущественных и земельных отношений Приморского края 23 декабря 2020 года №611-ри, 27 декабря 2021 года № 742-ри утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 год.

Объект недвижимости с кадастровым номером в указанные Перечни не включен, в связи с чем права ООО «Фаст-Гарант» как плательщика налога на имущество организаций применением оспариваемой кадастровой стоимости не затрагиваются.

Кроме того, из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что общество уплачивает налог на имущество, исходя из его балансовой стоимости.

В свою очередь, балансовая стоимость основных средств должна быть приведена к рыночной посредством оценки с учетом положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, без учета административных процедур, связанных с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости.

Пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку результатами оспариваемой кадастровой стоимости права, законные интересы ООО «Фаст-Гарант» не затрагиваются, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по административному делу на основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная ООО «Фаст-Гарант» в размере 2000 рублей, подлежит возврату в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фаст-Гарант» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером - прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Фаст-Гарант» государственную пошлину в размере 2000 рублей (платежное поручение № 99 от 18 ноября 2021 года).

Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья Е.В. Пилипенко