Дело №3а-56/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Костыревой Е.Л.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
с участием представителя ГБУ Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» Кургановой О.Л., представителя Правительства Амурской области Орловой К.Н.,
рассмотрев административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Оптима» о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Амурской области от 23 августа 2021 года №10,
У С Т А Н О В И Л:
12 января 2022 года ООО «Оптима» обратилось в Амурский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что Обществу на основании договора аренды принадлежит земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: Амурская область, г.Благовещенск.
В соответствии с актом ГБУ Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости №АОКС-28/2020/000026 от 23 марта 2021 года установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 79 396 618 рублей 60 копеек, которая является завышенной, так как его действительная рыночная стоимость составляет 27 980 000 рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика <данные изъяты> об оценке рыночной стоимости земельного участка от 19 июля 2021 года №59-21.
23 июля 2021 года административным истцом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
По результатам рассмотрения решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в удовлетворении заявления отказано.
Просит признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 23 августа 2021 года №10 об отказе в пересмотре кадастровой стоимости, обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществить пересмотр кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: Амурская область, г.Благовещенск.
Судом на обсуждение сторон поставлен вопрос об оставлении настоящего административного искового заявления без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Представители ГБУ Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» и Правительства Амурской области не возражали оставить настоящее административное исковое заявление без рассмотрения ввиду несоблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС Российской Федерации установлено, что суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Распоряжением от 19 февраля 2020 года №23-р правительства Амурской области утвержден Порядок создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Амурской области.
Распоряжением от 24 марта 2020 года №43-р правительства Амурской области утвержден состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Амурской области.
Заявление ООО «Оптима» рассмотрено комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Амурской области в порядке статьи 22 Федерального закона РФ №237-ФЗ О государственной кадастровой оценке».
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, которым предусмотрено принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке.
Постановлением Правительства Амурской области от 30 декабря 2021 года №1112 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Амурской области - 1 января 2022 года.
По общему смыслу действующего законодательства в случае если субъектом Российской Федерации установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», то положения статьи 22 указанного закона с указанной даты не подлежат применению.
В этой связи распоряжением Правительства Амурской области от 27 декабря 2021 года №790 признаны утратившими силу распоряжения правительства Амурской области от 19 февраля 2020 года №23-р «Об утверждении Порядка создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Амурской области» и от 24 марта 2020 года №43-р «Об утверждении состава комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Амурской области».
С 1 января 2022 года Амурской области применяются положения статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей) (часть 1). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2). Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
Из материалов дела следует, что ООО «Оптима» по договору аренды принадлежит земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: Амурская область, г.Благовещенск.
На основании акта от 23 марта 2021 года №АОКС-28/2021/000026 ГБУ Амурской области «Центр государственной оценки Амурской области» определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер> в размере 79 396 618 рублей 60 копеек по состоянию на 1 января 2020 года.
23 июля 2021 года административным истцом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Амурской области подано заявление №9/21 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании отчета об оценке объекта №59-21 от 19 июля 2021 года, выполненного <данные изъяты>.
23 августа 2021 года решением Комиссии №10 отклонено заявление ООО» Оптима».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что к правоотношениям, связанным с оспариванием кадастровой стоимости объекта недвижимости по настоящему делу, подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Таким образом ООО «Оптима» в целях соблюдения досудебного порядка спора до обращения в Амурский областной суд надлежало обратиться в Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
По правилам пункта 6 части 2 статьи 246 КАС Российской Федерации помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению об оспаривании кадастровой стоимости прилагаются в случаях, установленных федеральным законом, документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, которыми в настоящем случае являются доказательства, подтверждающие факт обращения в ГБУ Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области».
Доказательства, подтверждающие факт обращения в ГБУ Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, Обществом к административному исковому заявлению приложены не были.
В судебном заседании также не представлены доказательства обращения административного истца в ГБУ Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах административное дело по административному исковому заявлению ООО «Оптима» подлежит оставлению без рассмотрения.
В силу пункта 1 статьи 197 КАС Российской Федерации в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд, помимо прочего, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины.
Учитывая изложенное, уплаченная административным истцом ООО «Оптима» при подаче настоящего административного искового заявления государственная пошлина подлежит возвращению в соответствии с подп.3 п.1 ст.333.40 НК РФ
На основании изложенного и руководствуясь статьями 196-199 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Оптима» о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Амурской области от 23 августа 2021 года №10 оставить без рассмотрения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Оптима» уплаченную государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей согласно платежному поручению от 24 декабря 2021 года №264.
Разъяснить, что оставление искового заявления без рассмотрения не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
Настоящее определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г.Новосибирск, ул.Ломоносова, д.57а) в течение пятнадцати дней.
Председательствующий Е.Л. Костырева
Дело №3а-56/2022