ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-59/2021 от 18.02.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-59/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Кондратюк А.В., рассмотрев 18 февраля 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми материалы дела по исковому заявлению Скутелец Владимира Францевича об оспаривании пунктов 2146, 2147 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», об обязании исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, объекты недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>,

установил:

Скутелец В.Ф. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Республики Коми по включению в пункты 2146, 2147 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», объектов недвижимости с кадастровыми номерами соответственно <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, об обязании исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, объекты недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, которые были внесены соответственно в пункты 2146 и 2147 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год. Между тем указанные нежилые помещения не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечень на 2018 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 25 декабря 2020 года указанное дело в порядке статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации передано по подсудности в Верховный Суд Республики Коми.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при установлении неподсудности спора дело передается в суд, к подсудности которого оно отнесено законом, в порядке, предусмотренном статьей 27 КАС РФ, статьей 39 АПК РФ. В случае несоответствия поданного заявления и (или) приложенных к нему документов необходимым требованиям суд вправе установить разумный срок для устранения недостатков поданного заявления и (или) прилагаемых к нему документов, а при несоблюдении данного срока - оставить заявление без рассмотрения (пункт 5 части 1 статьи 196 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 26 января 2021 года дело по исковому заявлению Скутелец В.Ф. об оспаривании пунктов 2146, 2147 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», об обязании исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, объекты недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, принято к производству Верховного Суда Республики Коми.

При этом установлен срок до 17 февраля 2021 года для устранения недостатков поданного Скутелец В.Ф. заявления и прилагаемых к нему документов, а именно представления в суд надлежащим образом оформленного административного искового заявления, которое должно отвечать требованиям статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и содержать (помимо уже изложенного в нем): сведения о высшем юридическом образовании истца при намерении лично вести административное дело, по которому данным Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; источник и дату опубликования оспариваемого нормативного правового акта; требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений. Кроме того к исковому заявлению следовало приложить документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя, а также копию оспариваемого нормативного правового акта.

Копия определения судьи от 26 января 2021 года получена Скутелец В.Ф. 9 февраля 2021 года.

Однако Скутелец В.Ф. не устранил к указанному судьей сроку недостатки поданного искового заявления и прилагаемых к нему документов, надлежащим образом оформленное административное исковое заявление и прилагаемые к нему документы не представил.

При этом представленное в электронном виде в форме электронного образа административное исковое заявление Скутелец В.Ф. не может быть принято судом в качестве надлежащим образом оформленного административного искового заявления на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Согласно части 8 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу части 2 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Обращения в электронном виде подаются в суды посредством заполнения формы, размещенной на официальных сайтах судов в сети «Интернет», в соответствии с порядками подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждаемыми Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).

Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 251 утвержден Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (далее – Порядок № 251).

Пунктом 2.1.1 Порядка № 251 предусмотрено, что документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 2.2.5. Порядка № 251 электронный образ документа заверяется в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

В силу пункта 3.1.1 Порядка № 251 требования к форме и содержанию документов, подаваемых в соответствии с Порядком подачи документов, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Порядка № 251 обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.

В нарушение вышеприведенных требований норм процессуального права, представленное в электронном виде в форме электронного образа административное исковое заявление Скутелец В.Ф. подано в суд не посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и не подписано электронной подписью.

В силу пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 данного Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах исковое заявление Скутелец Владимира Францевича об оспаривании пунктов 2146, 2147 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», об обязании исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, объекты недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, подлежит оставлению без рассмотрения.

Руководствуясь статьями 196, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

исковое заявление Скутелец Владимира Францевича об оспаривании пунктов 2146, 2147 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», об обязании исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, объекты недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, оставить без рассмотрения.

На определение может быть подана частная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.

Судья - А.В. Кондратюк

Копия верна: судья А.В. Кондратюк