Дело №3а-706/2016
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Шалагиной О.В.
при секретаре Шарафиеве П.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 31 октября 2016 года
административное дело по административному иску прокурора Кемеровской области о признании недействующими отдельных положений Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кемеровской области обратился в суд с административным иском о признании недействующими отдельных положений Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области».
Требования мотивированы тем, что Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» (действующий в редакции Закона Кемеровской области от 4.07.2016г. № 43-ОЗ). Первоначальный текст Закона области № 89-ОЗ опубликован в газете «Кузбасс» от 23.06.2006г. Закон области от 4.07.2016г. № 43-ОЗ опубликован в приложении «Официально» к газете «Кузбасс» № 75 от 12.07.2016г.
Статьей 31-1 Закона области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ установлена административная ответственность лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, должностных и юридических лиц за необеспечение мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 1.1, статей 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпункт 39 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указывает, что федеральный законодатель, закрепляя законы субъектов Российской Федерации в системе правовых регуляторов юрисдикционных отношений и в этой связи предоставляя субъекту Российской Федерации нормотворческие полномочия по установлению административной ответственности, поставил их в прямую зависимость не только от Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в целом от федерального отраслевого законодательства, которым установлены критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.
Федеральным законом от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации, предписание об обязанности родителей (лиц, их заменяющих) заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 2 статьи 14.1).
Как следует из диспозиции пунктов 1 и 2 статьи 31-1 Закона области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ, субъект Российской Федерации установил административную ответственность за неисполнение перечисленных в пункте 3 статьи 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» мер, которые по своей юридической природе являются мерами по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а это является обязанностью родителей, возложенной на них федеральным законодателем, следовательно, и привлечение к административной ответственности за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение этой обязанности может иметь место исключительно на основании федерального закона.
Также предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 31-1 Закона области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ деяния подпадают под действие части 1 статьи 5.35 КоАП РФ, согласно которой к административной ответственности могут быть привлечены только родители и лица, их заменяющие.
Таким образом, устанавливая в статье 31-1 Закона области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ административную ответственность по вопросам, урегулированным федеральным законом, Совет народных депутатов Кемеровской области вышел за пределы предоставленных ему полномочий и нарушает компетенцию Российской Федерации.
Просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» в части статьи 31-1, статьи 53 в части возложения на мировых судей полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 31-1 Закона области № 89-ОЗ, подпункта 9 пункта 1 статьи 64 в части определения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 31-1 Закона области № 89-ОЗ.
В судебном заседании прокурор Афонин А.В. просил производство по делу в части требований об оспаривании статьи 31-1 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» прекратить в связи с признанием этой нормы утратившей силу Законом Кемеровской области от 19.10.2016г. № 72-ОЗ. В остальной части заявленные требования поддержал.
Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области ФИО1, действующая на основании доверенности от 12.02.2016г. № 01/27, и представитель Губернатора Кемеровской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 5.02.2016г. № 10-16/724, возражали против заявленных требований, просили прекратить производство по делу в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в главе 21 «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть действующие нормативные правовые акты, которые нарушают права, свободы и законные интересы обратившегося лица.
В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, Законом Кемеровской области от 19 октября 2016 года № 72-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» статья 31-1 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» признана утратившей силу (пункт 4 статьи 1).
Закон Кемеровской области от 19 октября 2016 года № 72-ОЗ официально опубликован 20 октября 2016 года на сайте «Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области» http://www.zakon.sndko.ru, 26 октября 2016 года - в приложении «Официально» к газете «Кузбасс» № 121 и в соответствии со статьей 2 этого Закона вступил в силу 21 октября 2016 года.
Таким образом, на момент рассмотрения заявленных требований оспариваемая статья 31-1 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ утратила силу, поэтому основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей эта норма не является и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не может.
При таких данных производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст.199, 214 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по административному делу по административному иску прокурора Кемеровской области о признании недействующими отдельных положений Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» в части требований о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу статьи 31-1 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение 15 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: (подпись)
Согласовано. Судья _______________ О.В. Шалагина