ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-750/17 от 07.12.2017 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-750/2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Подкопаевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации сельского поселения Луневская Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> об оспаривании действий (бездействия) органа кадастрового учета и возложения совершения определенных действий,

у с т а н о в и л :

администрация сельского поселения Луневская Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об исключении из государственного кадастра объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.

Как следует из требований, неоднократно уточненных представителем в ходе судебного разбирательства, а также прямо усматривается из существа самого административного на территории муниципального образования расположены земельные участки с кадастровым номером 50:09:0060433:472 площадью 10200 кв. метров 50:09:0060433:475 площадью16600 кв. метров, и 50:09:0060433:6 площадью 13900 кв. метров по адрес объектов <данные изъяты>, СП Луневское, ЗАО Агрокомплекс фирма «Искра»; в районе д. Жилино. Данные объекты находятся в частной собственности физических лиц ФИО2, ФИО3 и ФИО4.

Земельные участки были учтены в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) <данные изъяты> и <данные изъяты> с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», «для ведения крестьянского хозяйства» на землях сельскохозяйственного назначения.

Постановлениями администрации сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> вид разрешенного использования объектов недвижимости изменен на «для дачного строительства». По результатам рассмотрения заявлений в ЕГРН органом кадастрового учета внесены изменения. Органом кадастрового учета, 08.08.2013г., 19.08.2013г. и <данные изъяты> был произведен пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости исходя из Методический указаний с применением действующего среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты><данные изъяты>-РМ от <данные изъяты>. Кадастровая стоимость данных объектов определена: участка с кадастровым номером 50:09:0060433:472 в размере 22 682 148.00 рублей, участка с кадастровым номером 50:09:0060433:475 в размере 36 914 048 рублей и участка с кадастровым номером 50:09:0060433:6 в размере 30 909 986.00 рублей.

В 2013 году на территории <данные изъяты> производились работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. По данным государственного реестра кадастровая стоимость спорных земельных участков органом кадастрового учета была утверждена Распоряжением Министерства экологии и природопользования МО «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения <данные изъяты>» <данные изъяты>-РФ и составила стоимость участка с кадастровым номером 50:09:0060433:472 в размере 103428.00 рублей, участка с кадастровым номером 50:09:0060433:475 в размере 168324.00 рублей и участка с кадастровым номером 50:09:0060433:6 в размере 140946.00 рублей. Данная стоимость внесена в реестр <данные изъяты> и содержится в нем по состоянию на <данные изъяты>.

Администрация сельского поселения обнаружила наличие технической ошибки при утверждении кадастровой стоимости применения органом кадастрового учета Распоряжения <данные изъяты>-РМ утвердившего результаты кадастровой стоимости в отношении объектов сельскохозяйственного назначения к земельным участкам, имеющим вид разрешенного использование «для дачного строительства». Участки подлежали отнесению к Распоряжению <данные изъяты>-РМ, утвердившему результаты кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.

По заявлению администрации сельского поселения от <данные изъяты> органом кадастрового учета произведено исправление технической ошибки в сведения о кадастровой стоимости. В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний, Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО осуществлен пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровые номера 50:09:0060433:472, 50:09:0060433:475,50:09:0060433:6 с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений <данные изъяты> в размере 2566.37 рублей, утвержденного Распоряжением <данные изъяты>-РМ от <данные изъяты> в размере: участка с кадастровым номером 50:09:0060433:472- 26 176 974.00 рублей, участка с кадастровым номером 50:09:0060433:475 - 42 601 742.00 рублей и участка с кадастровым номером 50:09:0060433:6 – 35 672 543.00 рублей.

<данные изъяты> и <данные изъяты> органом кадастрового учета сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр объектов недвижимости. Таким образом, кадастровая стоимость для целей налогообложения для собственников применяется лишь с даты внесения в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости.

Администрация сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района МО полагает, что имело место быть бездействие органа кадастрового учета, выразившееся в несвоевременном внесении в реестр сведений о достоверной кадастровой стоимости объектов недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060433:472, 50:09:0060433:475 и 50:09:0060433:6 исходя из средних удельных показателей кадастровой стоимости утвержденных Распоряжением <данные изъяты>-РМ от <данные изъяты> с <данные изъяты>. Внесение данных лишь в июле 2015 года привело к существенному занижению налогооблагаемой базы, начислению и уплаты собственниками объектов недвижимости экономически не обоснованных налогов за 2014 и 2015 года и как следствие нарушение прав муниципального образования как получателя земельного налога.

Административный истец просит о возложении обязанности на УФСГРКиК по МО по совершению действий по внесению в ГКН сведений о применении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060433:472, 50:09:0060433:475 и 50:09:0060433:6 рассчитанных исходя из средних удельных показателей кадастровой стоимости утвержденных Распоряжением <данные изъяты>-РМ от <данные изъяты> для целей предусмотренных законодательством с <данные изъяты>, а также просит обязать орган кадастрового учета предоставить администрации выписки о кадастровой стоимости объектов.

В ходе рассмотрения административного дела, представитель административного истца указал, что как таковая кадастровая стоимость объектов недвижимости сомнению не подвергается и не оспаривается, требования направлены лишь исключительно на восполнение сведений в государственном кадастре недвижимости органом кадастрового учета в части даты применения кадастровой стоимости рассчитанной в порядке устранения технической ошибки. Что даст возможность произвести налоговому органу расчет налога исходя из экономически обоснованной налогооблагаемой базы, и восполнить недополучение муниципальным органом бюджетных средств.

Представитель У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>ФИО5 возражал против заявленных требований, одновременно полагая, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку в данном случае административным истцом не оспаривается кадастровая стоимость объектов недвижимости, не подвергается сомнению решение Комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, следовательно, требования подлежат рассмотрению Арбитражным судом <данные изъяты>.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> в суд представителя не направил.

Представитель Министерства имущественных отношений МО ФИО6 оставила требования на усмотрение суда, против прекращения производства по делу возражений не имела.

Заинтересованные лица ФИО7, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, представителей не направили, о нахождении данного административного дела в производстве Московского областного суда осведомлены. Судом предприняты все возможные меры по извещению заинтересованных лиц путем направления телеграмм. В рамках проведения беседы по административному делу интересы ФИО2 представлял по доверенности ФИО8,, ФИО3ФИО9. ФИО4 лично ознакомлена с материалами дела.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.

Выслушав мнение явившихся лиц, проверив материалы дела в совокупности и взаимосвязи суд, приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, на территории <данные изъяты> в 2013 году проведена государственная кадастровая оценка земель.

По состоянию на начало налогового периода - с <данные изъяты> налоговая база объектов налогообложения – земельных участков земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты> – должна быть установлена в соответствии с Распоряжением <данные изъяты>-РМ, в том числе и для земельных участков образованных после формирования перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - с применением утвержденных данным распоряжением средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории.

По данным органов кадастрового учета в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060433:472, 50:09:0060433:475 и 50:09:0060433:6 была утверждена Распоряжением Министерства экологии и природопользования МО «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории <данные изъяты>» <данные изъяты>-РМ от <данные изъяты>.

Сведения о кадастровой стоимости утвержденной приведенным выше распоряжением в отношении объектов содержатся в реестре по состоянию на <данные изъяты>.

В последствии по обращению административного истца от <данные изъяты> Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> в рамках полномочий была исправлена техническая ошибка в сведения ГКН, а именно филиалом осуществлен пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:09:0060433:472, 50:09:0060433:475, 50:09:0060433:6 с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений <данные изъяты> в размере 2566.37 рублей, утвержденного Распоряжением <данные изъяты>-РМ от <данные изъяты>. Кадастровая стоимость в размере: участка с кадастровым номером 50:09:0060433:472- 26 176 974.00 рублей, участка с кадастровым номером 50:09:0060433:475 - 42 601 742.00 рублей и участка с кадастровым номером 50:09:0060433:6 – 35 672 543.00 рублей внесена в реестр 13 и <данные изъяты>.

Как установлено судом кадастровая стоимость сторонами сомнению не подвергается и не оспаривается. Административный истец усматривает наличие бездействий у органа кадастрового учета по несвоевременному внесению экономически обоснованной кадастровой стоимости объектов и просит о возложении обязанности по указанию даты применения кадастровой стоимости для целей предусмотренных законодательством с <данные изъяты>. Данные требования заявил по правилам Главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Порядок определения кадастровой стоимости установлен Ф. законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которому для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 названного закона).

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Ф. законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (расчетным методом при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости), либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Ф. закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Статьей 24.18. Ф. закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления оспорить результаты кадастровой оценки в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после <данные изъяты> - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (по смыслу дальнейших разъяснений данное требование направлено на уточнение результатов массовой оценки), об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;

об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Из приведенных норм права и разъяснений следует, что действующим законодательством предусмотрен порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости по средствам предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Заявленные истцом требования не являются требованиями, связанными с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060433:472, 50:09:0060433:475,50:09:0060433:6, поскольку направлены на оспаривание бездействий органа кадастрового учета выразившееся в несвоевременном внесении в ЕГРН сведений о достоверной кадастровой стоимости объектов недвижимости и дате применения ее для целей налогообложение установленной кадастровой стоимости, а не на ее изменение.

Ф. закон от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, его утверждение, исполнение, контроль за его исполнением, составление и утверждение отчета о его исполнении, а также установление, изменение и отмену местных налогов и сборов.

По смыслу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от <данные изъяты> N 22-П, от <данные изъяты> N 2-П и от <данные изъяты> N 9-П, поступающие в бюджет муниципального образования налоговые доходы представляют собой объект муниципальной собственности и наряду с другими ее объектами входят в состав имущества, необходимого для решения задач местного самоуправления.

Налоговый доход местных бюджетов образуют в числе прочих поступления от устанавливаемых Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований местных налогов, включая земельный налог, который согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации подлежит зачислению в соответствующий муниципальный бюджет.

Учитывая, что оспариваемые действия (бездействия) Ф. органа исполнительной власти затрагивают интересы административного истца, в бюджетной сфере муниципальное образование имеет экономический интерес, как получатель земельного налога, а потому вправе оспорить бездействия органа кадастрового учета.

По общему правилу, исходя из содержания п. 2 ч. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если решения и действия (бездействия) органов государственной власти, иных органов и должностных лиц, затрагивают права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то такие действия (бездействия) подлежат оспариванию в арбитражном суде.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых основания для принятия административного искового заявления администрации сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района МО к своему производству, так как заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства. Поскольку это заявление рассматривается в ином судебном порядке, то административное дело подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 194,195 КАС РФ суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство пол административному делу <данные изъяты>а-750/2017 по административному иску администрации сельского поселения Луневская Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> об оспаривании действий (бездействия) органа кадастрового учета выразившихся в невнесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060433:472, 50:09:0060433:475,50:09:0060433:6 исходя из среднего значения кадастровой стоимости, утвержденного Распоряжением Министерство экологии и природопользования <данные изъяты><данные изъяты>- РМ от <данные изъяты> с <данные изъяты> и возложения совершения на У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> действий по внесению в ЕГРН сведений о применении кадастровой стоимости для целей предусмотренных законодательством с <данные изъяты>, с предоставление соответствующих выписок о кадастровой стоимости объектов - прекратить.

Определение может быть обжаловано в 15-ти дневный срок в Московский областной суд.

Судья Елизарова М.Ю.