ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-813/2023 от 04.12.2023 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

3а-813/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 декабря 2023 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Щукиной Н.Е.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

ФИО3 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником нежилого здания (гаража), расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, местоположение: (адрес). Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 8 893 482,38 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2020 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 2 915 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Полагая, что указанные обстоятельства нарушают права и интересы, поскольку влекут увеличение размера неосновательного обогащения в результате фактического использования земельного участка, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года.

Административный истец, представители Филиала ППК «Роскадастр» по Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования поддержала.

Представитель ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» ФИО2 в судебном заседании просил производство по делу прекратить.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Согласно положениям статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ;

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года № 1514-пп «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Оренбургской области осуществляется с 1 января 2023 года.

Таким образом, с 1 января 2023 года на территории Оренбургской области установлен внесудебный порядок рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2016 года № 683-п создано государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», в которое физические и юридические лица вправе обратиться, и которое в свою очередь вправе принять решение как об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, так и об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 11 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).В связи с этим на территории Оренбургской области с 1 января 2023 года не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ, предусматривающие возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде, и не осуществляется рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ (пункт 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ). В рассматриваемом случае заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости должно быть подано по правилам статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в бюджетное учреждение в сфере кадастровой оценки или многофункциональный центр и не подлежит рассмотрению в суде. При этом заявитель вправе обжаловать принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости в суд в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ. Из буквального толкования данного положения закона следует, что требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной является дополнительным и может быть заявлено только одновременно с требованием о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки. Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости и соответственно в отчете об оценке. Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ***, административный истец обратился в Оренбургский областной суд 26 октября 2023 года, то есть после перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Доказательств соблюдения внесудебного порядка административным истцом не представлено и в материалах дела данных доказательств не имеется. Также при подаче административного искового заявления ФИО3 заявлено только требование об установлении кадастровой стоимости здания, которое является дополнительным и может быть заявлено только одновременно с требованием о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки. Просительная часть административного искового заявления не содержит требования о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки. Как не представлено такое решение и в материалы дела. Пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, то суд прекращает производство по административному делу, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса. Исходя из пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах. Приведенные обстоятельства в силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основаниями для прекращения производства по административному делу. На основании изложенного, руководствуясь статьей 194, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил: производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Публично-правовой компании «Роскадастр», Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости - прекратить. Разъяснить административному истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Определение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня его вынесения через Оренбургский областной суд.

Судья Оренбургского

областного суда О.А. Пименова