ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-819/2021 от 24.11.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а-819/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 24 ноября 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Сибриной Д.С.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Костиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и на 2021 год,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В судебном заседании судом на разрешение сторон поставлен вопрос об оставлении административного искового заявления ФИО1 без рассмотрения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств не заявили.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть вопрос об оставлении без рассмотрения административного искового заявления в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим оставлению без рассмотрения, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия (ч. 3 ст. 55 КАС РФ).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем.

Из материалов дела следует, что административное исковое заявление подписано и подано в суд представителем административного истца ФИО1 - ФИО2, действующим на основании доверенности № 52 АА4546286 от 05 августа 2020 года, выданной от имени ФИО1

Между тем, в материалах отсутствует документ, подтверждающий наличие у представителя административного истца ФИО2 высшего юридического образования, а следовательно, и правомочие на подпись и подачу административного искового заявления от имени административного истца. Сам ФИО2 в предварительном судебном заседании пояснил, что не имеет высшего юридического образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.07.2020 г. № 1663-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО3 и ФИО4 на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 55 и пункта 3 части1 статьи 196 КАС РФ»(п. 2), Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2004 года № 15-П отметил, что конституционное право на судебную защиту и принципы состязательности и равноправия сторон не предполагает выбор по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, а право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо и не предполагает возможность участия в судопроизводстве любого лица в качестве представителя. Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что установление критериев квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства является прераготивой законодателя (Определение от 28 ноября 2019 года № 2993-О). При этом особенности процедур судебной защиты применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, Федеральными законами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2003 года № 123-О, от 25 февраля 2016 года № 433-О, от 29 марта 2016 года № 682-О, от 27 февраля 2020 года № 512-О и др.). Применительно к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Федеральный законодатель в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации установил возможность для граждан, обладающих административной процессуальной дееспособностью, вести свои административные дела в суде и(или) через представителей, уточнив, что личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя(часть 1 статьи 54), а также ввел дополнительные условия допуска в качестве представителя. Таким условием, в частности, выступает наличие у лица высшего юридического образования, что должно быть подтверждено соответствующими документами об образовании (части 1 и 3 статьи 55). В противном случае лицу, не представившему таких документов, суд отказывает в признании полномочий этого лица на участие в административном деле в качестве представителя (часть 4 статьи 58).

Таким образом, требование о наличии высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, будучи направленном на обеспечение конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь, имеет целью наиболее полное обеспечение защиты прав стороны в административном судопроизводстве и потому, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан( определения от 29 марта 2016 года № 680-О, от 23 июня 2016 года № 1405-О, от 24 ноября 2016 года № 2556-О, от 28 февраля 2017 года № 245-О и др.).

Учитывая изложенное, административное исковое заявление ФИО1 подлежит оставлению без рассмотрения ввиду отсутствия документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования у представителя административного истца ФИО2, которым было подписано и подано в суд административное исковое заявление.

При этом оставление без рассмотрения административного искового заявления не препятствует обращению ФИО1 в суд вновь после устранения обстоятельств, послуживших основанием оставления административного иска без рассмотрения.

Руководствуясь ст.ст. 55, 126, 196 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и 2021 год, - оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано в течение 15 дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Нижегородский областной суд.

Судья Е.О. Ефимова