Дело № 3а- 85/202
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2021 год Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Витушкиной Е.А.
при секретаре Яцкевич Т.В.,
рассмотрев в предварительном открытом судебном заседании административное дело по коллективному заявлению П А.С., К Д.Д., В В.Л., В Д.Б., Ч П.В., С С.А., П О.А., С И.В., В К.И., Ф А.В., И А.В., Я Р.В., Ш О.В., Л Е.Э., К А.А., Б Г.К., У С.А., Ф О.А., К В.Е., Н А.Г., Ч Н.Д., К А.Н., Ф В.А., Л К.К., Б Е.А., С Д.А., Г М.А., Б А.А., Д А.В., Б С.Д., Г О.В., В А.А., Л К.А., Х М.Ю., П Д.В., М О.Б., В Д.А., Б М.И., В Н.Д., К К.М., Р Р.Р., Р В.Б., К А.А., Г Н.В., С И.А., С И.В., П С.Л., Ч А.А., Г А.А., Ш В.А., Б Е.А., К В.П., Ш С.Н., З Т.Ф., И П.А., Г К.А., Г Г.А., С А.А., М Е.В., Ф Ю.В., К А.В., В П.А., Ч А.В., К М.Е., Н В.М., М А.Ю., З О.В., Щ Т.В., К С.В., В К.Х, М А.А., М И.П., Б К.В., В М.И., О К.Д., М Е.Е., М В.А., С Е.С., П М.С., А А.А., Р Г.В., Л Н.П., А В.М., Б А.В., К С.В., К Я.В., Г А.А., Ш М.Н., Р Г.И., Б М.А., М Т.С., Р П.А., В А.Д., К Н.Н., К П.В., П Е.А., К Д.А., С Н.М., И И.С., А А.А., М А.И., Р В.О., С Л.С., К А.С., Ч Ж.А., К Н.А., У Ю.А., Н А.С. об установлении факта нарушения Губернатором Санкт-Петербурга законодательства Российской Федерации,
установил:
группа граждан Российской Федерации, проживающих на территории Санкт-Петербурга в количестве 108 человек, обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об установлении факта нарушения высшим должностным лицом Санкт-Петербурга Губернатором Санкт-Петербурга ФИО1 законодательства Российской Федерации.
В обоснование своих требований заявители указали, что как следует из опубликованных на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга Сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатора Санкт-Петербурга, а также его супруги за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, при предоставлении этих сведений Губернатор Санкт-Петербурга не указал, что в его пользовании находится объект недвижимого имущества – Загородная резиденция Губернатора Санкт-Петербурга, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <...> тем самым нарушил требования пункта 4.1 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558.
Заявители ссылаются на то, что установление указанного факта необходимо для реализации права граждан на отзыв Губернатора Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.12.2012 № 610-107 «О порядке отзыва высшего должностного лица Санкт-Петербурга – Губернатора Санкт-Петербурга».
Губернатором Санкт-Петербурга представлены возражения на заявленные требования.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения Санкт-Петербургским городским судом заявленных требований, суд учитывает следующее.
Согласно Федеральному закону № 184-ФЗ Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (статья 2); в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 17).
В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга является высшим должностным лицом Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 37 Устава Санкт-Петербурга), возглавляет Правительство Санкт-Петербурга - высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга (статья 16 Устава Санкт-Петербурга); Губернатор Санкт-Петербурга избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Санкт-Петербурга и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (часть 1 статьи 38 Устава Санкт-Петербурга).
В статье 19 Федерального закона № 184-ФЗ закреплены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, на основании и в порядке, установленных названным Федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений, предусмотренных подпунктами 7.1, 7.2, 7.4 этой же статьи Федерального закона N 184-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации, регулирующим отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), должны предусматриваться его основания и процедура.
В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга «О Порядке отзыва высшего должностного лица Санкт-Петербурга – Губернатора Санкт-Петербурга» от 4 декабря 2012 года № 610-107 отзыв Губернатора Санкт-Петербурга возможен по одному из следующих оснований:
а) нарушение Губернатором Санкт-Петербурга законодательства Российской Федерации и(или) законодательства Санкт-Петербурга, факт совершения которого установлен Санкт-Петербургским городским судом.
Отзыв по данному основанию не освобождает Губернатора Санкт-Петербурга от иной ответственности, предусмотренной федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
б) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение Губернатором Санкт-Петербурга своих обязанностей, установленное Санкт-Петербургским городским судом.
Согласно статье 4 указанного Закона Санкт-Петербурга обратиться в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об установлении фактов, указанных в статье 4 настоящего Закона Санкт-Петербурга вправе, в том числе, группа граждан Российской Федерации в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории Санкт-Петербурга и обладающих активным избирательным правом на выборах Губернатора Санкт-Петербурга.
Из приведенных положений следует, что юридическим последствием установления Санкт-Петербургским городским судом по заявлению группы граждан факта совершения Губернатором Санкт-Петербурга нарушения законодательства Российской Федерации или законодательства Санкт-Петербурга является реализации права избирателей на отзыв высшего должностного лица Санкт-Петербурга, установление такого факта необходимо только для достижения указанных последствий, в связи с чем для оценки возможности рассмотрения судом заявленных требований, необходимо учитывать нарушение законодательства Российской Федерации и законодательства Санкт-Петербурга в какой сфере таким лицом может быть установлено судом и являться основанием для его отзыва избирателями.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти (статья 3, часть 2). Не являясь институтом избирательного права, институт отзыва отражает конституционную ответственность высшего должностного лица перед избравшим его народом. В силу закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов демократического правового государства, в том числе принципов идеологического и политического многообразия, многопартийности (статья 13, части 1, 2 и 3), а также поскольку избираемое посредством всеобщих свободных выборов высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не связано императивным мандатом, основанием для отзыва может служить лишь его неправомерная деятельность, т.е. конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Устава Санкт-Петербурга жители Санкт-Петербурга осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, в связи с чем право отзыва является одним из средств контроля избирателями за осуществлением Губернатором Санкт-Петербурга своих полномочий, закрепленных законодательством.
В этой связи, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 8 статьи 18 Федерального закона № 184-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта Российской Федерации, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, то нарушение Губернатором Санкт-Петербурга законодательства Российской Федерации и законодательства Санкт-Петербурга при осуществлении своих полномочий является основанием для отзыва его избирателями.
Вместе с тем, заявители, полагая, что Губернатором Санкт-Петербурга допущено нарушение законодательства Российской Федерации, указывают на нарушение им пункта 4.1. статьи 18 Федерального закона № 184-ФЗ и Указа Президента № 588 от 18.05.2009 года.
Согласно пояснениям представителей заявителей в судебном заседании заявители полагают, что Губернатором Санкт-Петербурга допущено нарушение антикоррупционного законодательства в виде не указания в установленном порядке сведений об имуществе, где они фактически проживает; факт проживания Губернатора Санкт-Петербурга по указанному заявителями адресу является общеизвестным, в случае необходимости может быть подтвержден путем допроса свидетелей, получения информации из средств массовой информации, данных биллинга мобильного телефона Губернатора Санкт-Петербурга, иными средствами доказывания, направленными на получение такой информации, как имеющей публичных интерес.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 09.01.2019 № 1-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с жалобой гражданина ФИО2» Россия как правовое демократическое государство (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) призвана принимать для противодействия коррупции все необходимые правовые меры, включая направленные на предупреждение незаконного обогащения лиц, осуществляющих публичные функции. Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).
Согласно Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 года № 32, должность руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации относится к государственным должностям Российской Федерации.
Федеральным законодательством на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, налагаются ограничения и обязанности, обусловленные особым публичным статусом таких лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленным настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, нарушившие, в том числе, обязанности, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Необходимость предоставления названных сведений высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) установлена и пунктом 4.1. статьи 18 Федерального закона № ФЗ-184, согласно которому такие сведения подаются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Порядок представления указанных сведений установлен Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера". В частности, установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано представить указанные сведения в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
В соответствии с пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558 в случае не предоставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации допускает увольнение, отстранение от должности различных категорий лиц за коррупционные правонарушения, в том числе за предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах в связи с утратой доверия, устанавливая соответствующий порядок проверки и установления факта такого нарушения, основания и процедуру возложения на винновое лицо ответственности.
В силу ранее приведенного Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 558, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Положением гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну (пункт 13).
Согласно пункту 12 названного проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558 лицами, замещающими должности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, установлен Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1066 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».
Указанным Порядком установлен перечень лиц, которые вправе принять решение о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими соответствующие должности, основания для осуществления такой проверки, порядок участия лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, в такой проверке, а также порядок предоставления сведений о результатах проверки, который не предусматривает права суда инициировать такую проверку в связи с заявлением избирателей о недостоверности соответствующих сведений; такая проверка в отношении высших должностных лиц Российской Федерации осуществляется Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ одним из оснований для досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является его отрешение от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации. Основанием для утраты доверия Президента Российской Федерации является также выявление в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Таким образом, факт предоставления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается во внесудебном порядке, ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства таким лицом наступает в виде досрочного прекращения его полномочий в результате отрешения от должности Президентом Российской Федерации.
Федеральным законодательством не установлена ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений в виде досрочного прекращения полномочий по инициативе избирателей, Закон Санкт-Петербурга «О Порядке отзыва высшего должностного лица Санкт-Петербурга – Губернатора Санкт-Петербурга» также не устанавливает возможность отзыва избирателями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по такому основанию, не связанному непосредственно с нарушениями названным лицом законодательства Российской Федерации или законодательства Санкт-Петербурга при осуществлении возложенных полномочий. В связи с чем, учитывая установленный конфиденциальный характер таких сведений, суд не имеет правовых оснований для самостоятельной проверки в рамках заявленных требований достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Губернатором Санкт-Петербурга.
Принимая во внимание, что установление факта нарушения высшим должностным лицом Санкт-Петербурга обязанности по достоверному предоставлению сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах осуществляется во внесудебном порядке, само по себе предоставлении таким лицом неполных сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах непосредственно прав и свобод заявителей не нарушает, а общим принципом обращения в суд является защита нарушенных или оспариваемых прав, федеральным законодательством не установлена ответственность для лица, замещающего такую должность в виде досрочного прекращения полномочий в связи с отзывом его избирателями, следует признать, что заявители не наделены правом на обращение в суд с требованием об установлении факта нарушения Губернатором Санкт-Петербурга законодательства Российской Федерации, выразившегося в нарушении требований пункта 4.1 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению с учетом положений пунктов 1, 3 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)
К П.В. подал в суд заявление об отказе от заявленных требований. Принимая во внимание, что это является процессуальным правом административного истца, такой отказ не противоречит законодательству и не нарушает права других лиц, то в соответствии со статьей 46 КАС РФ он подлежит принятию, а производство по требованиям этого лица прекращению на основании, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил
прекратить производство по делу по коллективному заявлению П А.С., К Д.Д., В В.Л., В Д.Б., Ч П.В., С С.А., П О.А., С И.В., В К.И., Ф А.В., И А.В., Я Р.В., Ш О.В., Л Е.Э., К А.А., Б Г.К., У С.А., Ф О.А., К В.Е., Н А.Г., Ч Н.Д., К А.Н., Ф В.А., Л К.К., Б Е.А., С Д.А., Г М.А., Б А.А., Д А.В., Б С.Д., Г О.В., В А.А., Л К.А., Х М.Ю., П Д.В., М О.Б., В Д.А., Б М.И., В Н.Д., К К.М., Р Р.Р., Р В.Б., К А.А., Г Н.В., С И.А., С И.В., П С.Л., Ч А.А., Г А.А., Ш В.А., Б Е.А., К В.П., Ш С.Н., З Т.Ф., И П.А., Г К.А., Г Г.А., С А.А., М Е.В., Ф Ю.В., К А.В., В П.А., Ч А.В., К М.Е., Н В.М., М А.Ю., З О.В., Щ Т.В., К С.В., В К.Х, М А.А., М И.П., Б К.В., В М.И., О К.Д., М Е.Е., М В.А., С Е.С., П М.С., А А.А., Р Г.В., Л Н.П., А В.М., Б А.В., К С.В., К Я.В., Г А.А., Ш М.Н., Р Г.И., Б М.А., М Т.С., Р П.А., В А.Д., К Н.Н., К П.В., П Е.А., К Д.А., С Н.М., И И.С., А А.А., М А.И., Р В.О., С Л.С., К А.С., Ч Ж.А., К Н.А., У Ю.А., Н А.С. об установлении факта нарушения Губернатором Санкт-Петербурга законодательства Российской Федерации.
Определение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дня со дня вынесения путем подачи жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Е.А.Витушкина
подпись Е.А. Витушкина
Е.А.Витушкина