ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Уфа ...
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи
Верховного суда РБ Касимовой З.Ш.,
с участием представителя Прокурора РБ Вильдановой Г.А.
представителя Правительства РБ Ступина С.П.
представителя Государственного комитета РБ
по предпринимательству и торговле Киреева Р.А.
при секретаре Минеевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании отдельных положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 февраля 2008 года № 52 «Об утверждении Порядка создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан» противоречащими закону и недействующими,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании п. 2 Порядка создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 февраля 2008 года № 52, противоречащим ч.ч. 3, 4 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации» и недействующим.
В обоснование требования указал, что согласно п. 2 Порядка координационные или совещательные органы создаются в целях обеспечения участия представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Республики Башкортостан, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан.
Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации» координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:
1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом. Согласно ч. 4 ст. 13 данного Федерального закона порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Однако из приведенной нормы следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены лишь правом устанавливать порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, но не устанавливать их полномочия.
Прокуратурой РБ 26 октября 2009 года в Правительство РБ внесено представление на отдельные положения постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2008 № 52 «Об утверждении Порядка создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан». Однако меры по приведению его в соответствие с федеральным законодательством Правительством Республики Башкортостан не приняты.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С.П. (доверенность № 277-38 от 15 января 2010 года) просил суд прекратить производство по делу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ, поскольку постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2010 года № 191 в оспариваемое постановление внесены изменения, удовлетворяющие заявление прокурора Республики Башкортостан.
В обоснование заявленного ходатайства представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С.П. представил постановление Правительства РБ от 28 мая 2010 года № 191 «О внесении изменений в Порядок создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан».
Представитель Прокурора Республики Башкортостан Вильданова Г.А. (доверенность № 7/2-4-2010 от 14 января 2010 года) согласна на прекращение производства по делу, поскольку оспариваемый пункт Порядка создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 февраля 2008 года № 52, приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Представитель Государственного комитета РБ по предпринимательству и торговле Киреев Р.А. (доверенность № РЗ-10/10 от 11 января 2010 года) против прекращения производства по делу также не возражал.
Выслушав представителя Правительства Республики Башкортостан Ступина С.П., представителя Прокурора Республики Башкортостан Вильданову Г.А., представителя Государственного комитета РБ по предпринимательству и торговле Киреева Р.А., исследовав письменные доказательства, Верховный суд Республики Башкортостан находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, если … в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы других лиц.
Как установлено судом, в Порядок создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 февраля 2008 года № 52, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2010 года № 191 «О внесении изменений в Порядок создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан» внесены изменения, согласно которым координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:
1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти Республики Башкортостан и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
Таким образом, оспариваемая норма приведена в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации», а в том виде, в каком она оспаривается прокурором РБ, она перестала действовать.
Согласно действующему законодательству правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав или обязанностей являться не могут и, следовательно, не могут повлечь каких-либо нарушений, охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц. Поэтому, если ко времени рассмотрения заявленного требования оспариваемый правовой акт (отдельная его часть) прекратил свое действие, производство по делу подлежит прекращению по ч. 1 ст. 220 ГПК РФ, поскольку такое требование не может быть рассмотрено в судебном порядке.
Вместе с тем, граждане и юридические лица не лишены возможности обращения за судебной защитой в соответствии со ст. 12 ГК РФ, если считают, что в результате применения этого нормативного акта, прекратившего свое действие, были нарушены их права.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 220, ст.ст. 224, 225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании п. 2 Порядка создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 февраля 2008 года № 52, противоречащим ч.ч. 3, 4 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации» и недействующим прекратить.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий - судья
Верховного суда
Республики Башкортостан З.Ш. Касимова