ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3Г-34/2013 от 31.05.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №...

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г.Уфа 31 мая 2013 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего – судьи Касимовой З.Ш.,

при секретаре судебного заседания – Фоминой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 января 1998 года № 6 «Об утверждении Положения об общественных инспекциях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних»,

У С Т А Н О В И Л:

19 января 1998 года Кабинетом Министров Республики Башкортостан принято Постановление № 6 «Об утверждении Положения об общественных инспекциях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту – Постановление № 6).

Текст Постановления № 6 опубликован в газетах «Советская Башкирия», N 20 (23998), 04.02.1998, и «Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан», 1998, N 9 (75), ст.588.

Постановлениями Кабинета Министров Республики Башкортостан от 08.10.2001 N 257, от 23.05.2002 N 161 в Постановление № 6 внесены изменения.

Постановлением № 6 утверждено Положение об общественных инспекциях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее Положение).

Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании пункта 3.1, абзаца 2 пункта 3.2, пункта 4.1 Положения несоответствующими федеральному законодательству и недействующими.

В обоснование заявленных требований прокурор Республики Башкортостан указал, что пунктом 3.1 Положения предусмотрено проведение общественными инспекциями индивидуальной профилактической работы в отношении отдельных категорий несовершеннолетних.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальной профилактической работой является деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

В силу части 1 статьи 4, статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних проводят органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства и документы, предусмотренные федеральным законом.

Таким образом, общественные инспекции не обладают правом и основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних.

По этим же основаниям противоречит федеральному законодательству абзац 2 пункта 3.2 Положения в части наделения общественных инспекций полномочиями по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, родителей и иных лиц, отрицательно влияющих на поведение детей.

В нарушение требований статей 1, 6, 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих принцип самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, недопустимости возложения на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий, пунктом 4.1 Положения предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению общественных инспекций необходимыми помещениями, мебелью, инвентарем и наглядными пособиями.

На основании изложенного, прокурор Республики Башкортостан просил признать пункт 3.1, абзац 2 пункта 3.2, пункт 4.1 Положения несоответствующими федеральному законодательству и недействующими.

В ходе о судебного заседания от представителя Правительства Республики Башкортостан С.А.Р., действующей на основании доверенностей от дата №... с правом передоверия и от дата №... в порядке передоверия, поступило ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с тем, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 мая 2013 № 205 в Постановление №6 внесены изменения и в новой редакции оспариваемые прокурором Республики Башкортостан положения изложены в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В обоснование заявленного ходатайства представитель Правительства Республики Башкортостан С.А.Р., представила надлежащим образом заверенную копию Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24 мая 2013 года № 205 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 января 1998 года № 6 «Об утверждении Положения об общественных инспекциях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних».

В судебном заседании представитель прокурора Республики Башкортостан В.Г.А., действующая на основании доверенности от дата №..., заявила о согласии на прекращение производства по делу, поскольку Правительством республики принят нормативно-правовой акт, который вносит изменения в Постановление №6 и в новой редакции оспариваемые положения изложены в соответствии с федеральным законодательством.

Представитель Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан Ф.Э.Р., действующая на основании доверенности от дата №..., поддержала ходатайство о прекращении производства по гражданскому делу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Башкортостан находит ходатайство представителя Правительства Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с абзацем 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, в том числе, если в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы других лиц.

Как установлено судом, оспариваемые прокурором Республики Башкортостан пункт 3.1, абзац 2 пункта 3.2, пункт 4.1 Постановления № 6 изложены в новой редакции:

1. Преамбула Постановления №6 изложена в следующей редакции:

«Во исполнение Закона Республики Башкортостан «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан постановляет:».

2. В Положении об общественных инспекциях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, утвержденном указанным постановлением:

1) в абзаце 1 пункта 3.1 слово «индивидуальную» исключить;

2) в пункте 3.2:

абзац 2 исключить;

в абзаце 4 слова «работниками милиции, членами отрядов содействия милиции» заменить словами «сотрудниками полиции»;

3) раздел 4 «Материально-техническое обеспечение общественной инспекции» исключить.

Согласно действующему законодательству правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав или обязанностей являться не могут и, следовательно, не могут повлечь каких-либо нарушений, охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц. Поэтому, если ко времени рассмотрения заявленного требования оспариваемый правовой акт (отдельная его часть) прекратил свое действие, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абзацем 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку такое требование не может быть рассмотрено в судебном порядке.

В данном случае оспариваемые прокурором пункты нормативно-правового акта в прежней редакции утратили свою силу и изданы в новой, не противоречащей федеральному законодательству редакции.

Вместе с тем, граждане и юридические лица не лишены возможности обращения за судебной защитой в соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если считают, что в результате применения этого нормативного акта, прекратившего свое действие, были нарушены их права.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 1 статьи 220, статьи 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 января 1998 года № 6 «Об утверждении Положения об общественных инспекциях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних».

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 15 дней со дня его принятия в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ш. Касимова