дело №...
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
г.Уфа 17 июня 2013 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего – судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания – Фоминой А.Ю.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании 17 июня 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Постановления Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2010 года № 280 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий общественным объединениям, реализующим общественно полезные (значимые) программы (мероприятия) в сфере социальной защиты населения, за счет средств бюджета Республики Башкортостан»,
У С Т А Н О В И Л:
19 июля 2010 года Правительством Республики Башкортостан принято Постановление № 280 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий общественным объединениям, реализующим общественно полезные (значимые) программы (мероприятия) в сфере социальной защиты населения, за счет средств бюджета Республики Башкортостан» (далее Постановление № 280).
Текст Постановления № 280 опубликован в Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан от 02 сентября 2010 года, № 17(335), ст. 1110.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05 февраля 2013 года №30 в Постановление № 280 внесены изменения.
Постановлением № 280 утвержден Порядок предоставления субсидий общественным объединениям, реализующим общественно полезные (значимые) программы (мероприятия) в сфере социальной защиты населения, за счет средств бюджета Республики Башкортостан (далее Порядок).
Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании абзацев 6,8 пункта 5, абзаца 2 пункта 7 Порядка несоответствующими федеральному законодательству и недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор Республики Башкортостан указал, что согласно пункту 5 Порядка для получения субсидии общественное объединение направляет в уполномоченный орган заявку, к которой прилагаются документы, в том числе нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации общественного объединения и справка из налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Представленные документы в случае несоответствия указанному в настоящем пункте перечню рассмотрению не подлежат.
Требование предоставления заявителями указанных копий документов противоречит положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 210-ФЗ под государственной услугой, предоставляемой исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В пунктах 6, 7 Порядка установлено, что уполномоченный орган принимает к рассмотрению и регистрирует документы в день поступления; срок рассмотрения документов с входящей даты регистрации не должен превышать 30 календарных дней; в случае принятия решения об отказе во включении в перечень получателей субсидий уполномоченный орган направляет заявителю письменное уведомление в течение 5 календарных дней со дня принятия решения об отказе с указанием причины.
Однако в соответствии со статьями 10, 12 Федерального закона от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
На основании изложенного, прокурор Республики Башкортостан просил признать абзацы 6, 8 пункта 5 Порядка несоответствующими части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ и недействующими; абзац 2 пункта 7 Порядка в части установления срока направления уполномоченным органом письменного уведомления заявителю в случае принятия решения об отказе во включении в перечень получателей субсидий признать не соответствующим статье 10 Федерального закона №59-ФЗ и недействующим.
В ходе предварительного судебного заседания от представителя Правительства Республики Башкортостан С.А.Р., действующей на основании доверенностей от ... №... с правом передоверия и от ... №... в порядке передоверия, поступило ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с тем, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2013 № 239 в Постановление № 280 внесены изменения и в новой редакции оспариваемые прокурором Республики Башкортостан положения изложены в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В обоснование заявленного ходатайства представитель Правительства Республики Башкортостан С.А.Р. представила надлежащим образом заверенную копию Постановления Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2013 года № 239 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан».
В судебном заседании представитель прокурора Республики Башкортостан В.Г.А., действующая на основании доверенности от ... №..., заявила о согласии на прекращение производства по делу, поскольку Правительством республики принят нормативно-правовой акт, который вносит изменения в Постановление №280 и в новой редакции оспариваемые положения изложены в соответствии с федеральным законодательством.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Башкортостан находит ходатайство представителя Правительства Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с абзацем 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, в том числе, если в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы других лиц.
Как установлено судом, оспариваемые прокурором Республики Башкортостан абзацы 6, 8 пункта 5, абзац 2 пункта 7 Порядка изложены в новой редакции:
а) пункт 5 изложен в следующей редакции:
«5. Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте объявление о приеме документов от общественных объединений н получение субсидии. Общественное объединение в течение 30 дней со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа объявления о приеме документов на получение субсидии направляет в уполномоченный орган заявку и смету по формам согласно приложениям № 1 и № 2 настоящему Порядку. К заявке прилагаются следующие документы:
расчет размера субсидии в виде сметы расходов с постатейно расшифровкой;
сведения о реализации общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) в сфере социальной защиты населения;
план работы на текущий год с обоснованием;
справка о численности членов общественного объединения;
заверенная копия устава общественного объединения;
заверенная копия свидетельства о государственной регистрации общественного объединения;
заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
справка из налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Копии документов должны быть заверены в установленном законодательством порядке или представлены с предъявлением подлинников. В случае представления копий документов, не заверенных установленном законодательством порядке, уполномоченный орган заверяет копии документов после сличения их с подлинниками. Подлинники документов после сличения возвращаются заявителю.
Общественные объединения, претендующие на получение субсидии, вправе представить документы, предусмотренные абзацами 7-9 настоящего пункта, по собственной инициативе.
В случае если общественные объединения, претендующие на получение субсидии, не представили указанные документы по собственной инициативе, уполномоченный орган запрашивает и получает их от соответствующих ведомств посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой систем межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.»;
б) в абзаце 2 пункта 7 слова «в течение 5 календарных дней со дня принятия решения об отказе» исключить.
Согласно действующему законодательству правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав или обязанностей являться не могут и, следовательно, не могут повлечь каких-либо нарушений, охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц. Поэтому, если ко времени рассмотрения заявленного требования оспариваемый правовой акт (отдельная его часть) прекратил свое действие, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абзацем 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку такое требование не может быть рассмотрено в судебном порядке.
В данном случае оспариваемые прокурором пункты нормативно-правового акта в прежней редакции утратили свою силу и изданы в новой, не противоречащей федеральному законодательству редакции.
Вместе с тем, граждане и юридические лица не лишены возможности обращения за судебной защитой в соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если считают, что в результате применения этого нормативного акта, прекратившего свое действие, были нарушены их права.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 1 статьи 220, статьи 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Постановления Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2010 года № 280 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий общественным объединениям, реализующим общественно полезные (значимые) программы (мероприятия) в сфере социальной защиты населения, за счет средств бюджета Республики Башкортостан».
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 15 дней со дня его принятия в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Ш. Касимова