ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3Г-69/2009 от 11.05.2010 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Уфа ...

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего - судьи

Верховного суда РБ ФИО1,

с участием прокурора Вильдановой Г.А.

представителя Президента РБ ФИО2

представителя Правительства РБ ФИО3

представителя Государственного Собрания –

Курултая РБ ФИО4

представителя Министерства образования РБ ФИО5

при секретаре Сосновцевой С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Закона Республики Башкортостан от 29 октября 1992 года № ВС-13/32 «Об образовании»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании п. 2 ст. 7 Закона РБ от 29 октября 1992 года № ВС-13/32 «Об образовании» несоответствующим абзацу 1, 2 п. 1 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и недействующим; признании п. 3 ст. 7 Закона РБ «Об образовании» несоответствующим п. 3 ст. 6 Закона РФ «Об образовании» и недействующим; признании п. 1 ст. 53.1 Закона РБ «Об образовании» несоответствующим п. 1 ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании» и недействующим; признании ст. 53.2 Закона РБ «Об образовании» несоответствующей п. 1 ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании» и недействующей.

В обоснование своих требований заявил, что согласно пункту 2 статьи 7 Закона РБ «Об образовании» выпускники общеобразовательных учреждений, обучавшиеся и получившие образование данного уровня на одном из национальных языков Республики Башкортостан, при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования имеют право сдавать вступительные испытания на этом национальном языке.

Между тем, в соответствии с абзацами первым, вторым пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; порядок приема в имеющие

государственную аккредитацию образовательные учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с положениями Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2008 № 396, и Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15.01.2009 г. № 4, при приеме на отдельные специальности образовательное учреждение профессионального образования наделяется правом заменять вступительные испытания по одному или двум предметам вступительным испытанием по родному языку и литературе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона РБ язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем образовательного учреждения.

Между тем, в силу пункта 3 статьи 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 53.1 Закона РБ учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено федеральными законами.

Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка в указанных организациях, если иное не установлено настоящим Законом и иными федеральными законами, предусмотрено для учредителей образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 53.2 Закона РБ в целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы (далее - компенсация) на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы.

Между тем, согласно абзацам 1, 2 пункта 1 статьи 52.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 148-ФЗ) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и соответствующие образовательные организации, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов.

Средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Определением Верховного суда РБ от 26 февраля 2010 года производство по делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федераций неопределенного круга лиц в части признания пункта 3 статьи 7 Закона Республики Башкортостан от 29.10.1992 г. № ВС-13/32 «Об образовании» несоответствующим пункту 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и недействующим прекращено.

В судебном заседании представитель Государственного Собрания – Курултая РБ ФИО4 (доверенность № 1055-ГС от 31 декабря 2009 года) просил суд прекратить производ­ство по делу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ в остальной части, поскольку принят Закон РБ «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «Об образовании», устраняющий полностью противоречия с действующим законодательством.

В обоснование заявленного ходатайства представитель Государственного Собрания – Курултая РБ ФИО4 представил Закон РБ «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан от 30 апреля 2010 года № 254-з «Об образовании», опубликованный в газете «Республика Башкортостан» 6 мая 2010 года.

Представитель Прокурора Республики Башкортостан Вильданова Г.А. (доверенность № 7/2-4-2010 от 14 января 2010 года) согласна на прекращение производства по делу, поскольку оспариваемые положения Закона РБ «Об образовании» приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Представитель Президента РБ ФИО2 (доверенность № 295-П от 25.10.2007 г.), представитель Правительства РБ ФИО3 (доверенность № 277-514 от 12.04.2009 г.), представитель Министерства образования РБ ФИО5 (доверенность № 01-13/38 от 28.04.2010 г.) против прекращения производства по делу также не возражали.

Выслушав представителя Государственного Собрания – Курултая РБ ФИО4, представителя Прокурора Республики Башкортостан Вильданову Г.А., представителя Президента РБ ФИО2, представителя Правительства РБ ФИО3, представителя Министерства образования РБ ФИО5, исследовав письменные доказательства, Верховный суд Республики Башкортостан находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными пра­вовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе об­ратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, если … в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы других лиц.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

Как установлено судом, Законом РБ от 30 апреля 2010 года № 254-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «Об образовании» в оспариваемый закон внесены изменения, согласно которым часть 2 статьи 7 признана утратившей силу; в статье 531 наименование изложено в следующей редакции: «Статья 531. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»; в части 1 статьи 531 слово «учреждения» в соответствующем падеже заменено словом «организации» в соответствующем падеже; в статье 531 наименование изложено в следующей редакции: «Статья 531. Компенсация за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», часть 1 этой статьи изложена в следующей редакции:

«В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории Республики Башкортостан, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов.

Средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется органами государственной власти Республики Башкортостан, осуществляющим управление в сфере образования.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующей образовательной организации.»;

действие абзаца второго части 3 приостановлено до 1 января 2011 года.

Из изложенного следует, что заявленные прокурором Республики Башкортостан требования в части признания п. 2 ст. 7 Закона РБ от 29 октября 1992 года № ВС-13/32 «Об образовании» несоответствующим абзацу 1, 2 п. 1 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и недействующим, п. 1 ст. 53.1 Закона РБ «Об образовании» несоответствующим п. 1 ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании» и недействующим, ст. 53.2 Закона РБ «Об образовании» несоответствующей п. 1 ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании» и недействующей приведены в соответствии с федеральным законодательством, не затрагивают права, свободы и законные интересы лиц, в защиту которых подано заявление прокурором, предмет спора в этой части заявления прокурора в настоящее время отсутствует.

Согласно действующему законодательству правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав или обязанностей являться не могут и, следовательно, не могут повлечь каких-либо нарушений, охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц. Поэтому, если ко времени рассмотрения заявленного требования оспариваемый правовой акт (отдельная его часть) прекратил свое действие, производство по делу подлежит прекращению по ч. 1 ст. 220 ГПК РФ, поскольку такое требование не может быть рассмотрено в судебном порядке.

Вместе с тем, граждане и юридические лица не лишены возможности обращения за судебной защитой в соответствии со ст. 12 ГК РФ, если считают, что в результате применения этого нормативного акта, прекратившего свое действие, были нарушены их права.

Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 220, ст.ст. 224, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании п. 2 ст. 7 Закона РБ от 29 октября 1992 года № ВС-13/32 «Об образовании» несоответствующим абзацу 1, 2 п. 1 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и недействующим, п. 1 ст. 53.1 Закона РБ «Об образовании» несоответствующим п. 1 ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании» и недействующим, ст. 53.2 Закона РБ «Об образовании» несоответствующей п. 1 ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании» и недействующей прекратить.

Определение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий - судья

Верховного суда

Республики Башкортостан ФИО1