дело № ...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Уфа 30 августа 2010 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Касимовой З. Ш.,
при секретаре Латыповой А. В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Указа Президента Республики Башкортостан от 20.08.2008 года № УП-391 «О Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве Республики Башкортостан»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании пунктов 1.1, 3.4, 3.5, 3.7, 3.9 Положения о Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве Республики Башкортостан, утвержденного пунктом 2 Указа Президента Республики Башкортостан от 20.08.2008 года № УП-391, противоречащими закону и недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор Республики Башкортостан указал, что Указом Президента Республики Башкортостан от 20.08.2008 № УП-391 утверждено Положение о Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве Республики Башкортостан (далее — Положение). Указом Президента Республики Башкортостан от 06.07.2009 № УП-410 в данный нормативный правовой акт внесены изменения.
Отдельные положения Указа Президента Республики Башкортостан от 20.08.2008 № УП-391 не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 1.1. Положения Межведомственная комиссия по миграционной политике при Правительстве Республики Башкортостан (далее – Комиссия) является координационным органом Правительства Республики Башкортостан, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Башкортостан по реализации единой миграционной политики.
Между тем, в силу требований п. 5Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 (далее — Правила), в целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в субъектах Российской Федерации решениями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) определяются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Республики Башкортостан от 12.09.2009 № УП-523 установлено, что уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим организацию и координацию работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот, является Управление государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Кроме того, в соответствии с п. 15 Правил, согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации; деятельность межведомственных комиссий регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также настоящими Правилами.
Согласно п. 3.4 Положения, Комиссия рассматривает предложения по определению квоты для Республики Башкортостан на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на территории Республики Башкортостан.
Между тем, исходя из п.п. 3, 15 Правил, в функции межведомственных комиссий по вопросам привлечения и использования иностранных работников входит только согласование предложений по объемам квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
В силу п. 3.5 Положения, Комиссия контролирует выполнение министерствами, ведомствами, организациями Республики Башкортостан возложенных на них обязанностей по исполнению миграционного законодательства, обобщает и распространяет положительный опыт их работы.
Пунктом 5.9 Положения предусмотрено, что решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти, представленными в Комиссии, а также организациями, действующими в сфере ведения этих органов.
Между тем, Правилами осуществление межведомственными комиссиями контрольных функций не предусмотрено. Кроме того, в соответствии со ст.ст. 2, 17 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный), высший исполнительный и иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ; в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Республики Башкортостан от 14.11.2006 № УП-507утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан.
В силу ст. 11 Закона Республики Башкортостан от 14.03.2003 №474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» для подготовки предложений по отдельным вопросам разработки проектов решений Правительства Республики Башкортостан и рассмотрения разногласий по таким проектам, а также для выполнения отдельных поручений Правительства Республики Башкортостан могут создаваться постоянные и временные комиссии и другие рабочие органы Правительства Республики Башкортостан.
Из положений приведенных нормативных правовых актов следует, что Комиссия не является органом исполнительной власти республики, вследствие чего ее решения не могут носить обязательного характера.
В соответствии с п. 3.7 Положения Комиссия рассматривает вопросы выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1997 № 510.
Между тем, согласно п. 4 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1997 № 510, для рассмотрения и решения вопросов, связанных с выплатой компенсаций пострадавшим гражданам, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются временные комиссии по выплате компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.
Распоряжением Кабинета Министров от 05.09.1997 № 857-р при Кабинете Министров Республики Башкортостан образована соответствующая Временная комиссия, утвержден её состав, данной комиссии предписано в своей деятельности руководствоваться Типовым положением о временной комиссии по выплате компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, и Порядком выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.
В соответствии с п.п. 3, 6, 10 Типового положения о временной комиссии по выплате компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 15.05.1997 № 36, рассмотрение и решение вопросов, связанных с выплатой компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно является основной задачей Временной комиссии.
В ходе судебного заседания представитель прокурора Республики Башкортостан Исмагилов Р. Р., действующий на основании доверенности № ... от ... года, уточнил требования, указав, что в просительной части заявления допущена техническая ошибка, и просит признать пункт 5.9 Положения не соответствующим закону и недействуюшим, а не пункт 3.9, как указано в просительной части заявления. В самом содержании заявления, где обоснованы требования, пункт указан верно.
От представителя Президента Республики Башкортостан ФИО1, действующего на основании доверенности № ... от ... года, поступило ходатайство о прекращении производства по делу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ, поскольку Указом Президента Республики Башкортостан от 06.08.2010 года № УП-491 в Положение внесены изменения, согласно которым пункты 3.4, 3.5, 3.7, 5.9 Положения изложены в новой, не противоречащей закону, редакции.
В обоснование заявленного ходатайства представитель Президента Республики Башкортостан ФИО1 представил надлежащим образом заверенную копию Указа Президента РБ от 06 августа 2010 года № УП-491 «О внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве Республики Башкортостан».
Представитель прокурора Республики Башкортостан Исмагилов Р. Р. согласился с тем, что часть требований прокурора удовлетворена Указом Президента Республики Башкортостан № УП-491 от 06.08.2010 года – в пункты 3.4, 3.5, 3.7, 5.9 Положения внесены изменения, однако пункт 1.1 не приведен в соответствие с действующим законодательством.
На основании изложенного, представитель прокурора Республики Башкортостан Исмагилов Р. Р. выразил согласие на прекращение производства по делу в части признания пунктов 3.4, 3.5, 3.7, 5.9 Положения о Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве Республики Башкортостан». В части признания несоответствующим законодательству и недействующим пункта 1.1 Положения, требования поддержал, просил продолжить рассмотрение.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный суд Республики Башкортостан находит ходатайство представителя Президента Республики Башкортостан подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с абзацем 1 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, в том числе, если в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы других лиц.
В силу части 4 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 215, 216, 220, абзацами 2-6 статьи 222 настоящего Кодекса, производство по делу в предварительном судебном заседании может быть приостановлено или прекращено, заявление оставлено без рассмотрения
Как установлено судом, оспариваемые прокурором Республики Башкортостан пункты 3.4, 3.5, 3.7, 5.9 Положения на основании Указа Президента Республики Башкортостан № УП-491 от 06.08.2010 года изложены в новой, не противоречащей действующему законодательству, редакции. Таким образом, оспариваемые положения данных пунктов нормативно-правового акта прекратили свое действие. Однако, в пункт 1.1 Положения каких-либо изменений внесено не было.
Согласно действующему законодательству правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав или обязанностей являться не могут и, следовательно, не могут повлечь каких-либо нарушений, охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц. Поэтому, если ко времени рассмотрения заявленного требования оспариваемый правовой акт (отдельная его часть) прекратил свое действие, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абзацем 1 статьи 220 ГПК РФ, поскольку такое требование не может быть рассмотрено в судебном порядке.
Вместе с тем, граждане и юридические лица не лишены возможности обращения за судебной защитой в соответствии со ст. 12 ГК РФ, если считают, что в результате применения этого нормативного акта, прекратившего свое действие, были нарушены их права.
Таким образом, производство по делу в части признании пунктов 3.4, 3.5, 3.7, 5.9 Положения о Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве Республики Башкортостан несоответствующими закону и недействующими подлежит прекращению. В остальной части заявление прокурора Республики Башкортостан подлежит дальнейшему разрешению по существу.
Руководствуясь частью 4 ст. 152, абзацем 1 ст. 220, ст. 221 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц в части признания противоречащими и недействующими пунктов 3.4, 3.5, 3.7, 5.9 Положения о Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 20.08.2008 года № УП-391, прекратить.
Сторонам разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения через Верховный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья З. Ш. Касимова